Можно ли посещать синагогу во время месячных

Можно ли посещать синагогу во время месячных

Всегда ли женщина может молиться в синагоге?

Еще в поколении наших бабушек немало религиозных женщин бывало в синагоге довольно редко. А в некоторых хасидских и восточных общинах представительницы прекрасного пола и вовсе не переступали порог дома молитвы. Однако с тех пор ситуация радикально изменилась. Во-первых, бытовая техника и прочие достижения научно-технического прогресса позволили женщинам тратить гораздо меньше сил на домашнее хозяйство, и в том числе – на подготовку к субботе и праздникам. А во-вторых, почти все религиозные женщины получают сегодня полноценное религиозное образование, что, несомненно, усиливает их мотивацию полноценно участвовать в жизни общины. Поэтому во многих общинах никого не удивляет, что женское отделение переполнено не только в Йом Кипур, но и в обычную субботу.

Однако с полноценным участием женщин в общинной жизни есть определенная проблема. Согласно распространенным представлениям, запрещено заходить в синагогу во время менструации. Соответственно, как минимум, одну, а то и две субботы в месяц женщина вынуждена оставаться дома.

Насколько серьезен этот запрет и каково происхождение этого обычая?

Как нетрудно догадаться, ни в Торе, ни в других библейских книгах такого запрета нет и быть не может. Просто потому, что первые синагоги появились только в эпоху В торого храма. Соответственно, ни Моше, ни другим пророкам незачем было устанавливать законы и правила, как можно и как нельзя вести себя в этом месте.

В эпоху В торого храма, и особенно после его разрушения, синагога постепенно превратилась в главный центр еврейской религиозной жизни. Евреи собирались в синагогах для обязательных молитв и чтения Торы, там читали проповеди, проводили уроки Торы…

Согласно многочисленным свидетельствам, синагоги регулярно посещали не только мужчины, но и женщины. Одни приходили послушать известного проповедника, другие – чтобы участвовать в молитве (Ваикра Раба, 9, Вавилонский Талмуд, Сота, 22а). Согласно Мишне, женщин даже вызывали к Торе, хотя мудрецы и полагали, что это позорит общину (Мегила, 4:6), про которую могут подумать, что в ней нет семи грамотных мужчин (в те времена каждый из вызванных должен был читать сам).

Согласно Торе, менструальная кровь – один из источников ритуальной нечистоты. Мудрецы Талмуда относились к законам о чистом и нечистом весьма серьезно. Многие из них были хаверим, то есть придерживались ритуальной чистоты и в повседневной жизни (Алаха требует соблюдений этих правил только в Храме). Тем не менее во всей талмудической литературе нет даже намека на то, что женщина не может заходить в синагогу во время месячных.

Однако в Германии и Северной Франции сложилась иная ситуация. Не позднее XII века (а возможно, и раньше) возникло мнение, что в период менструации женщина не должна заходить в синагогу. Этой точки зрения придерживалось немало выдающихся раввинов: рав Элиэзер Рокеах из Вормса (А-Рокеах, 1165–1238), рав Элиэзер бен Йоэль Галеви (Раавия, 1140–1225), рав Ицхак бен Моше из Вены (Ор Заруа, 1180–1250) и др.

Однако сефардские евреи тоже читали трактат Мегила. Почему же этот запрет возник именно в ашкеназских общинах? По мнению исследовательниц Дианы Вила и Моники Зискинд-Гольдберг, это было связано с тем, что сефардские общины в целом следовали вавилонской традиции, тогда как еврейство Германии и Италии находилось под сильным влиянием палестинской традиции. В Палестине же в VI–VII век ax существовали общины, придерживавшиеся более строгих, чем это предписывалось Алахой, запретов в области ритуальной нечистоты. В этих кругах запрет входить в синагогу касался не только женщин во время месячных, но даже мужчин, на которых случайно капнула слюна нечистой женщины!

Эта гипотеза выглядит довольно обоснованно, поскольку труды некоторых ашкеназских раввинов явно свидетельствуют о том, что они были знакомы с наследием этих палестинских общин. Однако возможно и другое объяснение. В средневековой Европе женщин-христианок также не пускали в церковь и не допускали к причастию [1] . Евреи же никогда не были отделены от соседей непреодолимым барьером. Поэтому нельзя исключить, что еврейский запрет мог возникнуть, в частности, под влиянием нееврейского окружения.

Во многих ашкеназских общинах женщинам во время месячных не разрешалось не только заходить в синагогу, но даже прикасаться к священным книгам. О том, с какой серьезностью относились к этому запрету, свидетельствует следующий случай: будучи нечистой, жена рабби Йеуды-Хасида из Шпеера случайно дотронулась до шкафа, где хранились священные книги ее мужа. Узнав об этом, рабби Йеуда покинул родной город и переселился в Регенсбург, оставив в старом доме всю свою библиотеку с очень редкими и дорогими книгами (Шут Мааршаль, 29).

Читайте также:  Что такое постменопаузные кровотечения

Русскоязычные евреи в большинстве своем – потомки ашкеназских евреев Центральной и Восточной Европы. Алаха же, как известно, рекомендует придерживаться обычаев предков. Поэтому на первый взгляд нынешним русским еврейкам следует вести себя так же, как вели себя их прапрабабки в Германии, Австрии и Польше, – то есть воздерживаться от посещения синагоги во время месячных. Однако не будем спешить с выводами.

Во-вторых, даже в тех общинах, где этот обычай укоренился прочно и глубоко, раввины полагали, что в определенных случаях им можно и даже нужно пренебречь. К примеру, известный австрийский раввин Исраэль Иссерлин (1380–1460) разрешил всем женщинам, независимо от физиологического состояния, молиться в синагоге в Дни трепета. По его мнению, невозможность находиться в это время вместе с общиной была бы для женщин слишком сильным ударом (Трумат а-дешен, 132).

С мнением рава Иссерлина согласился через сто лет и рав Моше Иссерлес (Рама), живший в Кракове. По его словам, даже в тех общинах, где этот запрет соблюдался очень строго, в Дни трепета пускали в синагогу всех женщин, не выясняя, нет ли у кого-то из них менструации.

Втретьих, далеко не все ашкеназские женщины придерживались запрета посещать синагогу в дни отлучения. К примеру, рав Яаков-Йеуда Ланда, живший в XV веке в Германии и Италии, пишет, что в его общинах женщины молились в синагоге в любое время. По его словам, единственная строгость, которой они придерживались во время месячных, – не смотреть на того, кто читал Тору.

Наконец, даже после того, как запрет получил широкое распространение, некоторые крупные алахисты с ним не считались. Среди них был величайший талмудист XVIII века рав Элияу из Вильно (А-Гра). По его мнению, женщине разрешено молиться в синагоге даже непосредственно в дни менструального кровотечения.

Таким образом, говорить о един­стве ашкеназской традиции в данном случае не приходится. Напротив, перед нами – весь спектр возможных мнений, от тотального запрета до полного разрешения.

Так как же должна себя вести современная ашкеназская жен­щина? Разумеется, самый простой (и, возможно, самый правильный) в данном случае ответ: спросить своего раввина. Однако, поскольку это далеко не всегда возможно – в частности, не у всех евреев есть сегодня действительно свой раввин, – позволим себе высказать несколько общих соображений.

Если же женщина считает, что физиологическое состояние для нее не так важно, как молитва в синагоге, то она вполне может следовать разрешающему мнению Раши и гаона из Вильно. Тем более, вполне вероятно, что именно таков был обычай их благочестивых и праведных прабабок.

ЛЕХАИМ — ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство.

Посещая храмы и святые места во время путешествий, нужно всегда помнить о том, что в чужой монастырь со своим уставом соваться не стоит. Многие думают, что правильно вести себя в храме несложно: достаточно лишь быть вежливым и соблюдать светский этикет. На самом деле это не так. То, что принято в одной религии может оказаться совершенно неприемлемым в другой. Поэтому, чтобы не оскорбить прихожан неосторожным действием или словом, перед посещением любого храма нужно узнать о правилах и нормах поведения принятых в той или иной религии.

Эти правила касаются абсолютно всех религий, они универсальны. Перед входом в любой храм нужно отключить мобильный телефон, mp3 плейер или любое другое электронное устройство. Если в храме разрешено фотографировать, не забудьте убрать вспышку, которая вредит старинным произведениям искусства. Говорите негромко и избегайте неуместных разговоров.

Кроме того, обязательно выясните, в какое время дня вы можете прийти. В любой религии существуют торжественные обряды и церемонии при которых присутствие группы любопытных и фотографирующих туристов как минимум нежелательно.

Читайте также:  Можно ли принимать климаксан во время месячных

Кроме общих, существуют и специальные правила поведения:

Разуйтесь и снимите головной убор перед входом в храм. Скорее всего вы увидите знак, предупреждающий о том, что в храм нельзя входить обутым и с покрытой головой. Не пренебрегайте этим правилом.

Прикройте ноги и плечи. В азиатских странах летом очень жарко, поэтому многие туристы являются в храм с голыми ногами и плечами. Буддистская религия запрещает находиться в таком виде в святом месте. Если вы женщина – наденьте длинную юбку или капри, и возьмите с собой легкую шаль. Если вы мужчина – наденьте брюки или длинные шорты.

Вставайте, когда монахи входят в помещение. Это правило особо не отличается от правил светского этикета. Так же, как вы встаете, чтобы поприветствовать вошедшего в комнату человека, не забудьте встать, когда монах или монахиня входит в храм.

Перед тем как фотографировать попросите разрешения. Узнайте, можно ли фотографировать, особенно внутри храма. Если вы фотографируете, то будьте любезны оставить небольшое пожертвование.

Пользуйтесь правой рукой. Вручайте пожертвования только правой рукой и вообще для любых действий постарайтесь использовать правую руку, даже если вы левша.

Не указывайте пальцем. Если вы хотите обратить внимание вашего спутника на какую-нибудь статую или картину, выразите свое желание словами или укажите на предмет правой рукой. Не забудьте, что ваша ладонь должна быть открыта.

Не прикасайтесь к статуям Будды. Предупредите своих детей, что статуи Будды трогать нельзя и, конечно, на них нельзя взбираться.

Не прикасайтесь к монахам, особенно если вы женщина. Также, женщины не должны вручать что-либо буддистскому монаху. Мужчины могут брать предметы у монахов и передавать их, но, как уже говорилось, они должны это делать правой рукой.

Не становитесь спиной к статуе Будды. Для того, чтобы отойти от статуи Будды идите вперед спиной и поворачивайтесь только отойдя от статуи на значительное расстояние.

Правила поведения в индуистских и буддистских храмах во многом совпадают.

В индуистских храмах, как и в буддистских, не принято ходить обутыми, с голыми плечами и оголенными ногами.

Не принято фотографировать без разрешения и также не принято пользоваться левой рукой.

Существует еще одно правило – в индуистских храмах не принято носить кожаную одежду и аксессуары. Поэтому будет лучше, если вы снимите кожаную обувь, куртку или жакет, а также ремень.

Перед входом в мечеть разуйтесь, снимите шляпы и солнечные очки.

Женщины должны входить в мечеть покрыв голову платком.

Одевайтесь консервативно. Ваша одежда не должна оскорблять чувств верующих. У женщин ноги и плечи обязательно должны быть скрыты одеждой. Мужчинам тоже не стоит заходить в мечеть в коротких шортах. Избегайте ярких цветов и чересчур обтягивающей одежды.

Обратите внимание на знаки у входа. В некоторых мечетях существуют отдельные входы для мужчин и для женщин. Если вы не увидите знака, но заметите, что женщины и мужчины пользуются разными входами, поступайте соответственно.

Не фотографируйте во время молитвы. Обычно в мечети разрешается фотографировать, но не во время молитвы.

В некоторых христианских церквях принято снимать обувь. В большинстве христианских церквей это правило не действует, но вот например в Эфиопской церкви принято ходить без обуви.

Прикройте плечи и колени. В христианской церкви не принято ходить в одежде без рукавов, в коротких юбках или шортах.

В православной церкви мужчины должны находиться с непокрытой головой, женщины же, наоборот, должны обязательно покрывать голову платком.

Не фотографируйте без разрешения. В некоторых христианских церквях запрещено фотографировать, поэтому обязательно спросите разрешена ли съемка в церкви.

Не скрещивайте ноги. Помните, что в Греческой православной церкви не принято скрещивать ноги.

Мужчины должны находиться в синагоге в ермолке. Ермолка – это специальная круглая шапочка. Не обязательно покупать ермолку перед походом в синагогу – во многих синагогах ермолки выдают при входе.

Одевайтесь консервативно. В синагоге не принято находиться в одежде без рукавов: это правило касается и женщин, и мужчин. Обычно женщины ходят в синагогу в платьях (естественно, не коротких), а мужчины в костюмах.

Обращайте внимание на входы и сидения. В некоторых синагогах существуют отдельные входы и помещения для женщин и мужчин. Кроме того, существуют отдельные сидения. Если вы заметите, что мужчины и женщины находятся в разных помещениях и пользуются разными входами, поступайте соответственно.

Читайте также:  Когда наступают месячные после приема последней противозачаточной таблетки

Не фотографируйте и не снимайте во время Шаббата. Шаббат начинается с заходом солнца в пятницу вечером и заканчивается в субботу с наступлением темноты. В это время фотографировать в синагоге запрещено.

Не становитесь спиной к Стене Плача в Иерусалиме. От стены нужно отходить спиной вперед, а повернуться можно только отойдя на значительное расстояние.

Одежда


Одежда для посещения синагоги должна быть достойной и опрятной. Не принято посещать синагогу в шортах, спортивном костюме, плавках или рабочей одежде сантехника.

Женщины

По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. По законам еврейской скромности, руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому синагогу не принято посещать в открытых нарядах. По традиции не принято, чтобы женщина ходила в брюках, поэтому в синагогу лучше придти в юбке или в платье.

Мужчины


Мужчинам находиться в синагоге можно только с покрытой головой. Чаще всего на голову надевают кипу, хотя это может быть и любой другой головной убор. Вообще-то покрывать голову, по еврейской традиции, следует не только в синагоге: это знак признания власти Бога, волю которого часто невозможно постигнуть разумом.

Что же касается практики, никто специально не контролирует соответствие внешнего вида пришедшего существующим правилам. Замечание могут сделать мужчине с непокрытой головой или в случае вопиющего нарушения общепринятых норм приличия.

Мезуза

Переступая порог синагоги, нужно дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы — футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Но в некоторых синагогах мезузы может не быть поскольку обязанность устанавливать мезузу распространяется прежде всего на частные жилые помещения, а синагога таковым не является.

Поведение

Правила поведения в синагоге подчиняются понятной логике и вполне очевидны. В синагоге, как и в любом другом месте, следует вести себя достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговарить о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.

По еврейскому закону, мужчина может прикасаться к женщине только в том случае, если это его ближайшая родственница (мать, сестра, дочь) или жена, поэтому при встрече между мужчиной и женщиной не принято пожимать руку, обниматься и целоваться.

Где взять молитвенник (Сидур)


Обычно для хранения молитвенников в синагоге есть специальный стеллаж или шкаф. Если его не видно, можно подойти и спросить у шамеса или у любого молящегося.

Если Вы опоздали на молитву

Как и любое опоздание, опоздание на молитву не приветствуется. Но если Вы все же опоздали на начало молитвы, это не значит что в молитвенный зал зайти нельзя. Заходите не стесняясь, вас никто не осудит. Нужно взять молитвенник и попросить, чтобы вам показали, где сейчас читают. Если вам по какой-то причине необходимо уйти раньше, чем закончится молитва, можно выйти из молитвенного зала, не привлекая к себе большого внимания.

В субботу

В субботу нельзя заниматься будничными делами, и говорить о делах тоже не принято. Совершать сделки также запрещено, поэтому в субботу синагогальный магазин закрыт. Ресторан работает, но, чтобы туда попасть, заказ следует оплатить заранее. Один из строжайших субботних запретов – запрет зажигать огонь, поэтому курить тоже запрещено.

17 марта 2020 / 21 адара 5780

Молитвы: Шахарит 09:00 Минха 18:55 Маарив 19:10

Читайте также:
Adblock
detector