Как лечили сифилис в средневековье

Как лечили сифилис в средневековье

Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

доцент кафедры факультетской терапии

Ружицкая Лидия Валерьевна, Мельниченко Валерия Игоревна, Голиусова Любовь Сергеевна (студентки 3 курса факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета)

УДК 61:1. 76.01.09

Сифилис известен человечеству много тысяч лет. Еще Гиппократ II Великий (460—400 гг. до нашей эры) описал болезнь, внешними проявлениями напоминающую современную клиническую картину сифилиса. Но вопрос о происхождении сифилиса не разрешен и по настоящее время.

Некоторые врачи средневековья пытались доказывать, что такое лечение опаснее самой болезни, но в целом медицинский мир был твердо убежден: ртуть — единственное средство от сифилиса. И к сожалению, большинство считало, что, не помучившись, от сифилиса не избавишься, поэтому отдавало предпочтение ядовитому металлу. В результате начиная с XVI в. во всех медицинских учебниках ртуть указывалась как главное средство от всевозможных кожных заболеваний.

Ртуть и ее препараты применяли в течение 450 лет. Между тем эксперименты с лекарствами от сифилиса продолжались. Больным рекомендовали, например, пить отвар из муравейника, заклеивать язвы пластырями из дождевых червей и даже привязывать мертвых цыплят к гениталиям. Использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства.

Немецкий рыцарь и писатель Ульрих фон Гуттен (1488-1523) одним из первых опробовал альтернативное лечение. В качестве лекарственного средства он применял росный ладан, или гваяковую смолу, которую получали из гваякового дерева, завезенного в Европу из испанских колоний в Америке. Пациент сидел в жарко натопленной комнате, укутавшись в одеяло, соблюдая строгую диету — пил гваяковый настой и обильно потел. Спустя месяц лечения врачи констатировали выздоровление. Дело в том, что первичная стадия сифилиса с характерными для нее язвами развивается и сама собой исчезает в течение месяца-двух после заражения. А вот вторичная и третичная стадии появляются спустя месяцы и годы и диагностировать их гораздо сложнее [3, с. 61].

Знаменитый гуманист и правозащитник Эразм Роттердамский в свое время высказал наиболее радикальную точку зрения на методы борьбы с этой страшной болезнью. Он предложил сифилитиков сжигать заживо и публично [7, с. 829]. Кроме того он проповедовал развод между супругами, и даже сожжение сифилитических супругов. Такая негуманная проповедь звучала в интересах нравственности и общественного здоровья.

В Средние века католической церковью были объявлены грехом все половые отношения, не направленные на рождение детей. Однако это не помогло верхушке церковной конфессии — сифилисом страдали три Римских Папы: Александр VI (1431-503), Юлий II (1443-1513), Лев Х (1475-521).

Таким образом, на данном этапе истории человечества методы лечения сифилиса были далеко несовершенны, в связи с недостаточностью знаний и открытий. Прогресс в лечении сифилиса наметится только во второй половине XIX века.

15.12.2014, 10:52 Лахтин Юрий Владимирович
Рецензия: Статья авторов интересная. Фактический материал этой работы можно использовать при написании монографии, пособия на тему венерических заболеваний. О стиле изложения статьи на историческую тему, думаю, выскажутся специалисты. По содержательной части замечаний нет. Рекомендую статью коллектива авторов к публикации.

17.12.2014, 17:52 Надькин Тимофей Дмитриевич
Рецензия: Статья довольно интересная и поучительная. Интересно, а в античное время какие методы использовали для лечения сифилиса, были ли они столь же неадекватные как в средневековье? Полагаю, можно рекомендовать к печати.

История о распространении в средневековой Европе такого страшного и опасного заболевания, как сифилис, тесно связана с именем французского короля Карла VIII. Правивший в конце XV столетия монарх задумал завоевать Неаполь…

Государь, страдавший неуемной страстью к женскому полу, перешедшей у него в болезненное состояние, которое врачи называют сатириазмом, надумал идти в поход. Увлечение дамами, не отказывавшими монарху в любви, несмотря на его отталкивающую наружность, могло помешать делу.

Чтобы этого не произошло, следом за вооруженной армией ехала карета. В ней находилось шесть придворных дам, отобранных ревнивой супругой Карла (разумеется, выбор ее пал на женщин, не блиставших красотой). В их обязанности входило сексуальное удовлетворение непомерных аппетитов государя.

Несмотря на хитрость королевы, надеявшейся, что внешний вид фрейлин остудит пыл ее супруга, Карл не стал отказываться от плотских утех. Он то и дело уединялся с очередной фрейлиной, чтобы предаться страсти. Из-за этого армия продвигалась очень медленно. Король не спешил, ему хотелось не только добыть корону Неаполя, но и получить от похода массу удовольствия.

Спустя месяц король с армией достиг Турина. И здесь его величество изволил задержаться. Дело в том, что правитель Турина, зная о сексуальных аппетитах монарха, подготовил ему приятную встречу. Французского короля приветствовали триста красивейших дам, представительниц местной знати. До тех пор, пока Карл не познакомился с каждой их них поближе, армия не двинулась с места.

Наконец, спустя много времени, государь добрался до пункта назначения. Вместе со своей армией он провел несколько боев за Неаполь и вступил в город в качестве победителя. Довольный тем, как проходит его прекрасная военная прогулка, монарх изволил обратить свои взоры на обитательниц завоеванного Неаполя. Большинство из них оказались настоящими красавицами!

Анна Бретонская, супруга Карла VIII
Фото: ru.wikipedia.org

В городе царил разврат. Повсюду во дворцах проводились пиры с обилием выпивки, завершавшиеся оргиями.

Когда к Карлу в короткие моменты отрезвления возвращался здравый рассудок, он вспоминал, что ему следовало бы отправиться в поход против неверных, завоевать титул короля Константинопольского. Однако больше титула его привлекал гарем султана Баязида. Королю хотелось овладеть этим сокровищем. Но он легко забывал о своих воинственных намерениях, предаваясь любви с очередной соблазнительной неаполитанкой.
Сифилис привезли в Европу моряки Колумба
Фото: Источник

Этот хаос мог бы долго продолжаться, если бы воины короля Карла не начали чувствовать себя плохо. Их мучили боли. На теле появлялась страшная сыпь. Они покрывались коростой, гнили заживо, теряя зрение и губы. У многих проваливались носы. Страшный недуг поразил воинство развратного короля, забрал множество жизней. Болезнь распространялась молниеносно.

На самом же деле это был не яд, а сифилис. Болезнь привезли из Америки моряки Колумба. В Италии же эта зараза Средневековья появилась благодаря воинам-наемникам Фердинанда Арагонского.

Страшный смертельный недуг быстро распространялся. От него пострадали не только солдаты, но и священники. Не убереглись от сифилиса даже епископы с кардиналами. Чтобы как-то сохранить свою честь, они распространили байку о том, что этот страшный недуг передается воздушным путем.
Муляж головы человека со следами третичного сифилиса
Фото: ru.wikipedia.org

Напуганный ужасной хворью, Карл покинул Неаполь. Он спешил уехать из краев, где обитают такие опасные женщины. Видимо, государь понимал, что дело в женщинах, а не в воздухе Неаполя. Вместе с заполучившим неаполитанскую корону монархом домой возвращалось его изрядно поредевшее воинство, пораженное неизвестным смертельным недугом.

Страшную болезнь французы назвали неаполитанской. Сами же жители Неаполя ее окрестили французской. В 1530 году болезнь, которая вовсю уже бушевала в Европе, назвали сифилисом по имени древнегреческого пастуха, не угодившего Аполлону и наказанного им этим гнойным заболеванием.

Читайте также:  Когда проявляется вич у детей после рождения

Тем не менее многие древние цивилизации обладали достаточным уровнем медицинских знаний, чтобы правильно диагностировать болезни и хорошо понимали их природу. На одном из наиболее известных письменных памятников Древнего Египта, папирусе Эберса, можно увидеть лекарей, проводящих некие манипуляции с больным в области паха.

Этот способ борьбы с венерическими болезнями был у египтян не единственным. Они активно проводили обряды с заклинаниями, чтобы изгнать из немощных злых духов, а также применяли всевозможные мистические снадобья: мази и притирки из трав и минералов, смешанные с толченым коровьим рогом и чесноком.

Древняя Греция

Историки медицины считают, что древние горки были неплохо осведомлены о природе распространения венерических инфекций. Поэтому до нас дошли сведения о способах предохранения от таких болезней. Перед сексуальным актом жители Эллады тщательно мылись, после чего натирали промежность различными маслами.

Но если болезни избежать не удалось, что в общем то не удивительно при таком способе защиты, то лечение практиковалось простое и радикальное. Известный лекарь Соран Эфесский прописывал своим пациентам, больным гонореей, свинцовые гири.

Их нужно было носить на себе для общего укрепления организма. Известный греческий врач был уверен, что гонорея вызывается общей слабостью организма и физические нагрузки снимут ее как рукой. До нас не дошла статистика, касающаяся излечения таким методом и тем более сведения о том, чем объяснял Соран отсутствие эффекта.

Гораздо меньше повезло тем, кто умудрился подхватить герпес. Это заболевание излечивали очень оригинальным методом — выжиганием раскаленным железом. После обработки пораженных мест таким способом пациент считался излеченным. До следующего раза.

Эпоха ртути

В Средние века популярным средством от многих недугов была ртуть. Но особенно часто ее использовали для лечения венерических заболеваний. Один из основателей современной медицины швейцарский медик и алхимик Парацельс настоятельно рекомендовал ртутные мази для наружного применения.

Чаще всего ртутную мазь втирали в ноги, что значительно укорачивало жизнь пациенту и, в общем, приводило к снижению количества больных ЗППП. Еще одним сторонником ртутного лечения был итальянский врач Джованни де Виго, который лечил ртутью практически все, считая ее едва ли не панацеей.

Ртутный период в европейской медицине длилась почти четыре столетия и сказать точно, сколько жизней унесло такое лечение, не возьмется никто. В XVI столетии, в эпоху Великих открытий, богатые пациенты известных лекарей смогли позволить себе еще одно лекарство, получаемое из дальних стран — смолу гаваякового дерева (Lignum vitae), которую привозили с далекой Ямайки. Информации о том, насколько это средство было действенным, увы, у нас нет.

Еще несколько способов лечения из Средневековой Европы

Самое передовое лечение предлагал в XIII столетии итальянский врач Рожериус Салернский, полный тезка известного дворянина. Всю свою жизнь ученый трудился над созданием пособия по хирургии и написал один из самых подробных в то время справочников.

Большинство методов лечения от Рожериуса выглядели пугающими, в основном из-за отсутствия в Средние века анестезии и антибиотиков. Так, врач предлагал больным сифилисом лечение пиявками, которые должны высосать из тела всю зараженную кровь, или обильное кровопускание.

Франция XVIII века: Новое время — новые методики

В конце XVII — начале XVIII столетия во Франции придумали простую и стройную систему лечения венерических недугов. Она состояла из трех этапов. Сначала пациента публично пороли на городской площади. После этого больного направляли в больницу, где его обследовали и, если болезнь была не слишком запущена, приступали к лечению.

Пациенту делали кровопускание, промывание желудка, а затем прописывали водные процедуры. Несчастного купали в холодной воде две недели и затем, на прощание, делали еще одно промывание желудка. После этого в дело шла старая добрая ртуть — больного натирали мазью с этим металлом.

После всех этих издевательств считалось, что медицинская наука сделала все возможное для исцеления и пациента выставляли за двери клиники, независимо от результата терапии.

Англия XIX столетия: больница или тюрьма

Также активно заражались моряки и солдаты в борделях портовых городов, куда устремлялись, едва покинув борт корабля. Проституция была невероятно популярным занятием, а предохраняться могли себе позволить только самые образованные и обеспеченные жители королевства.

Эпидемия сифилиса привела к тому, что в 1860-х годах жрицы любви начали считаться криминальными элементами и с проституцией, на которую ранее смотрели сквозь пальцы, начали активно бороться. Британские полицейские имели право остановить на улице женщину, заподозренную в занятии проституцией и потребовать ее раздеться.

Если на теле находили какие-нибудь признаки нехорошей болезни, женщину тут же отправляли на принудительное лечение в одну из больниц закрытого типа. Тех же, кто сопротивлялся принудительному осмотру, отправляли в тюрьму сроком на один год.

При этом условия в королевских тюрьмах конца XIX столетия не слишком отличались от средневековых — сидельцы жестоко голодали, страдали от холода и инфекционных болезней. Сложно сказать, насколько такой метод был эффективен в борьбе с распространением ЗППП, но, вполне вероятно, что шанс выжить за решеткой был несколько выше, чем после лечения ртутными мазями и ваннами с солями свинца.

Сегодня мы можем не только успешно лечить заболевания передающиеся половым путем, но и обладаем достаточным уровнем знаний, чтобы их избежать. Нужно всего лишь проявлять ответственность и не игнорировать самые простые средства защиты.

Речь пойдёт об одной совершенно уникальной эпидемии в истории Европы – о болезни, которая больше ни разу не проявляла себя в виде глобальной пандемии, но всё же продолжает присутствовать с нами до сих пор.

В мировом масштабе, несмотря на то, что эту болезнь умеют сегодня успешно лечить, она продолжает оставаться весьма серьёзной проблемой. Однако её воздействие на европейскую историю и культуру очень трудно недооценить. И сравнить её можно разве что только с последствиями великой чумы середины XIV века.

Ещё большее влияние она оказала на нормы морали, на общественные отношения и во многом на развитие религиозных течений в Западной Европе.

Что же это за болезнь? И с чего всё началось?

В 1495 году Италия периода Возрождения подверглась мощнейшему вторжению с Севера неприятельской армии: прекрасно вооруженной, имеющей боевой победоносный опыт, возглавляемой молодым и амбициозным королем, для которого не существовало никаких нравственных запретов, который был с одной стороны романтичен, с другой – прагматичен.

Это была армия французского короля Карла VIII, который предъявил свои династические права на Неаполитанское королевство. Правда, права были смутными, но подкреплённые мощнейшей армией были уже неоспоримы.

Остановить французскую армию было невозможно, она прошла сквозь Италию как нож сквозь масло и захватила Неаполь. Французский король стал называть себя неаполитанским королём и начались празднества в честь победы. Неаполитанцы решили сдаться, предложив французам всё лучшее, что у них есть. Сюда входил и банкет в честь победителей, устроенный для короля и его высших офицеров.

Читайте также:  Что такое варт при вич инфекции

Вот как французский историк Ги Бретон описывает это событие, которое сыграло важнейшую роль в истории и во многом повлияло на современный мир:

Последствия банкета были таковы:

«… но однажды утром один из благородных кавалеров почувствовал

Почти 30-тысячная французская армия очень быстро стала деградировать. Болезнь распространилась и на Неаполь, и по всей Италии. Это вызвало панику во французских войсках и отступление. Войско Карла VIII, возвращаясь, рассеяло эту болезнь по всей Европе.

Цена за такое массовое культурное сношение была непомерно велика. Солдаты Карла VIII, вернувшись во Францию, уже в 1496 году вызвали мощнейшую эпидемию сифилиса. В 1497 году болезнь добралась до Австрии, Венгрии и Польши. В 1499 году наблюдаются первые случаи заболевания сифилисом в России.

В 1500 году эпидемия сифилиса накрыла Турцию и Иран. Тогда же эпидемия была зафиксирована в Северной Африке, Египте, Турции. В том же году отмечаются отдельные случаи в Китае. А в 1503-1505 гг. – уже во Вьетнаме. И в 1512 году эпидемия сифилиса появилась в Японии.

Остановить эту инфекцию не удалось, распространялась она в первое время очень быстро, за отсутствием какого-либо иммунитета и сопротивляемости к этой болезни у людей. Пять миллионов жертв в Европе, не менее пяти миллионов погибло в Китае, и примерно десять миллионов на всю Азию, Африку и Дальний Восток.

Больше эпидемического развития эта болезнь никогда не имела. Она была просто спутником всей культуры европейского и азиатского человечества, постоянно присутствуя до наших дней в форме заболевания, передающегося половым путём.

Темпы и смертельная опасность заболевания, впервые попавшего в крупную человеческую популяцию, велики только в первое время. Дальше путём естественного отбора отбираются люди, у которых меньшие наследственные склонности и меньшая восприимчивость к этому заболеванию, появляется какой-то опыт у медицины ее лечить. Вторая и третья эпидемии уже при должной организации не являются столь разрушительными.

Но для сифилиса это не совсем так. Он, перестав быть эпидемией, постоянно присутствовал в человеческой популяции, продолжая отбирать. От 1,5% до 10% всех смертей до середины XIX века носили за собой причины именно сифилиса в разные времена в разных возрастных категориях. По степени общей смертности в процентах к инфекционным болезням, – а именно инфекционные болезни до XIX века и были главной причиной естественной смертности людей, – сифилис стоял позади оспы, но впереди чумы и холеры, где-то на одном уровне с тифом и прочими заразными заболеваниями.

Несмотря на то, что время от времени появляются сенсационные данные, что поражения, похожие на сифилис, были найдены на костях древних людей, что от него страдали английские монахи XIV века, что похожие симптомы описаны в Библии, большинство учёных склоняется к версии, что сифилис был завезён в Испанию в конце XV века моряками Христофора Колумба. А оттуда уже через связи испанцев с Италией или каких-то наемников в Неаполь.

Но мы должны понимать, что если в Европу он был завезён из Америки, то это стало бы новым заболеванием для всей Европы.

Почему вспышки не было сначала в Испании? Возможно, всё дело в темпах распространения болезни или недостатке учёта, потому как через несколько месяцев после зарегистрированной вспышки в Неаполе отмечаются серьёзные проблемы с заболеванием похожем на сифилис в Барселоне в Испании. Тогда взгляды всей Европы, дипломатии были прикованы к итальянской войне – достаточно сенсационной своим быстрым развитием событий. Поэтому всё случившееся было замечено в Италии раньше, чем в других странах.

Так или иначе, сифилис оказался страшной местью американских индейцев за оспу, корь и другие болезни, которые европейцы завезли в Северную и Южную Америку.

Чем вызывается сифилис? Его медицинской причиной является бактерия бледная трепонема, форма, которая относится к спирохетам, у неё есть родственные трепонемы, которые не вызывают болезни, передаваемые половым путём. Не все из них остро заразные для человека, и, возможно, тот факт, что мы время от времени находим кости – какие-то свидетельства болезней – очень-очень похожих на сифилис, являются следами вот этих трепонематозов. С другой стороны, для английских монахов XIV века почти доказана болезнь, похожая на сифилис. По их скелетам можно предположить, что Америка до плавания Колумба не была настолько уж изолированным континентом.

Самыми страшными были даже не симптомы и не их характеристики, а социальный удар, полностью изменивший Европу в отношении нравственности и моральных норм, которые получили развитие в ходе эпидемии конца XV — начала XVI веков.

Историки-моралисты, которые везде искали мораль, сильно сомневались в том, что такая эпидемия как-то могла изменить мораль. Считалось, что мораль в Средневековье была высокой, народ был высоконравственен.

Но так ли высока была нравственность? Рассмотрим этот момент на следующих примерах.

Французская портретная школа Фонтебло середины XV века: одежды знатных дам изображены иногда с открытой грудью. Вспомним Баярда, Ариосто. Вспомним модные тогда циклы поздних рыцарских романов про Ролланда, где тоже крайне вольное обращение с моралью. Вспомним Мэлори с циклом про Артура, где рыцари постоянно спасают благородных дам и девиц и тут же получают от них знаки любви.

В воспоминаниях, мемуарах чувствуется вольность нравственных взглядов, причём не только элиты. Элита всегда была достаточно развращённой во всех странах мира. Это одна из привилегий, которую получали люди, попавшие в верхний слой – возможность не соблюдать обычную мораль.

Не было, к сожалению, ни высокой средневековой морали, ни высоких моральных устоев: средневековые войны происходили под тотальный грабеж и изнасилования. Даже Столетняя война, закончившаяся как раз в середине XV века, дала немало примеров того, что мораль была не высока. Например, Орден подвязки, который назван в честь подвязки с чулка любовницы английского короля Эдуарда III. И это не считая высочайшего уровня разврата среди католического духовенства и падения нравов даже на уровне Папы Римского.

Нравы были крайне свободными и в Польше, и в Литве, и в Московском государстве.

Мораль и человеческие отношения были настолько к этому времени разрушенными, что любые извращения в обществе соответствовали нравам, скорее, сексуальной революции 1970-х годов, что историки XIX и первой половины XX вв. не могли поверить в такую систему. Такое положение вещей противоречило общей картине развития мира: от мрачного Средневековья до светлого великого Возрождения с его любовью к человеку, вниманию к гуманизму, и далее прямое развитие советской исторической науки до Великой Октябрьской социалистической революции.

Читайте также:  Можно ли делать спринцевание марганцовкой при цистите

Вот и получается, что это как нравы сексуальной революции 1968 года, но только в конце XV века.

Сифилис очень сильно повлиял на нравы и мораль. За одно поколение развитие сифилиса в первой своей интеграции привело к появлению обратной христианской морали, монастыри перестали быть борделями и опять стали приютами кающихся женщин. Всё больше и больше людей замыкалось: либо давало обет безбрачия, либо жило со своими законным супругом или супругой и строжайшим отношением к любым формам супружеской измены. Это был единственный способ не подхватить сифилис. Вся эта карнавальная фестивальная культура сменилась к 1530-1540 гг., и даже одеяния стали подчеркнуто черными, появился испанский этикет. Постоянная погруженность в молитву, сугубое самосозерцание.

Всё это вызвало сначала реформацию, потом религиозные войны, потом контрреформацию, а затем и Тридцатилетнюю войну – эпическое событие, которое определило контуры современного мира. По сей день Вестфальская система является частью тех договоренностей, в которых мы живём и которые определяют современную дипломатию.

Такова история заболевания, поразившего французскую армию, от начала и до наших дней.

Лечить сифилис научились уже в XVI веке, но не до конца. Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс предложил лечение сифилиса ртутными препаратами. Втирание ртутных мазей в кожные язвы приводило к вылечиванию первичного сифилиса, но человек продолжал оставаться носителем. Потенциально у него могли возникнуть вторичный и третичный сифилис при прекращении лечения. И, конечно, ртуть разрушала организм, и, накапливаясь, приводила к медленному отравлению и смерти.

Ртутными мазями лечили и вылечили от сифилиса известного французского поэта XVII века Сирано де Бержерака. Среди деятелей итальянского Возрождения сифилис являлся основной причиной смерти. Им страдали и в XIX веке, вспомним французского писателя Ги де Мопассана, умершего от этой болезни.

Сифилис был у многих политических деятелей, от него страдал отец Уинстона Черчилля. Сифилис приписывали совершенно безосновательно В.И. Ленину и многим другим историческим деятелям.

Человечеству постоянно угрожают различные опасности. Были времена, когда наша раса находилась на пороге катастрофы, но все же удавалось выжить. Особенно опасны эпидемии, регулярно выкашивавшие значительную часть населения. Поговорим об одной из них.

Сифилис — это ужасающий удар по счастливому гедонизму, которым славилась Европа до эпохи пуританства. Кто бы мог подумать, что секс-туризм на Карибах и грандиозная оргия с несколькими тысячами проституток в Неаполе обернутся таким провалом? Провалом носов, в том числе. Но ведь с чего-то все начиналось. Однажды мир очнулся после очередной ночи любви и понял: никакого больше беззаботного веселья, теперь от секса можно умереть или, хуже того, превратиться в зомби.

В 1493 году Колумб и его друзья вернулись из первого в мире тура по Карибам и привезли гостинцы: новый путь в Индию (на самом деле нет), земельные приобретения для короны, табак, кокосы, сифилис и тропические плоды. Разумеется, сифилис был незапланированным подарком. Хотя не исключено, что индейцы-араваки намеренно подсовывали белокожим подпорченный товар.

Сначала кампания шла преотлично. Неаполь быстро пал к ногам Карла, и он провозгласил себя королем Неаполитанского и Иерусалимского королевств, а также императором Востока. Чего еще желать мужчине в 24 года? По случаю невероятной победы король и его войска устроили грандиозную двухмесячную оргию, на которую стеклись тысячи проституток со всей Италии. В такой обстановке даже пары больных сифилисом маркитанток и солдат хватило бы, чтобы устроить эпидемию. Зараженных было явно больше и вскоре едва ли не каждый третий боец в славной армии был покрыт язвами.

Поветрие грянуло как гром среди ясного неба. Это была словно чума, но гораздо уродливее и ужаснее. Она распространялась неведомым образом и немедленно породила массу кривотолков.

Современники этого поветрия рассуждали так: если чуму Господь послал за смертные грехи, то новую, еще более подлую болезнь, — за что-то намного более отвратительное. Отсюда пошли две первых теории происхождения сифилиса. Первая гласила, что это — кара за каннибализм, которым занимались солдаты Карла. Вторая говорила о том, что причиной стали массовые сношения с лошадьми. Хотя мы-то понимаем: кому нужны лошади, если Его Величество позвал на вечеринку тысячи самых горячих итальянских дев?

Удача отвернулась от французов, объединенные силы итальянцев и испанцев выгнали армию сифилитиков обратно во Францию. Карл был посрамлен и в довершение переболел оспой, которая изуродовала его лицо. Было бы логично и иронично, если бы на самом деле это был сифилис, но, скорее всего, это не так. Приехав домой, король настрогал потомство, и ни у кого не было проблем с венерической болезнью, так что ему действительно хватило ума уберечься от этой хвори.

Сифилис изменил мир гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд. Это была не просто очередная инфекция — он стал рычагом, который сдвинул горы истории. Во многом благодаря сифилису состоялся раскол церкви и к успеху пришли протестанты. Пуританство не нашло бы такого отклика в сердцах паствы, если бы у нее не было живого (а иногда уже и нет) подтверждения того, как Господь карает за разгульную жизнь.

Именно из-за того, что сифилис, прежде всего, пагубным образом влияет на волосы, появились парики, ставшие визитной карточкой Нового времени. Неудивительно и то, что человечество вспомнило и начало активно использовать еще одно прекрасное изобретение — презервативы.

Точно также необходимость лечить провалившиеся носы дала толчок европейской хирургии. Операция по восстановлению носа делалась причудливым образом: у пациента вырезался кусок кожи с руки, но не полностью — должен был оставаться лоскут, соединенный с телом, чтобы кровеносные сосуды продолжали снабжать этот кусок кожи кровью. Затем лоскут прикладывали к носу, и пациент был вынужден ходить с привязанной к голове рукой до тех пор, пока кусок кожи не приживется на месте носа. Человек, который придумал это, был или гением или безумцем

Именно сифилис помог Нидерландам обрести независимость от Испании. Болезнь была одной из основ антииспанской пропаганды: голландские протестанты утверждали, что источником заразы являются католики и, избавившись от их гнета, можно будет победить и болезнь.

Как бы там ни было, ни религиозная пропаганда, ни страх перед ужасающей болезнью не победили сифилис. Люди продолжали блудить направо и налево, несмотря ни на что. Достаточно сказать, что в Европе эпохи Возрождения он вообще стал основной причиной смерти. Грубо говоря, у среднестатистического европейца было больше шансов умереть от сифилиса, чем от войн, голода, иных болезней и уж тем более старости. На этом фоне тот факт, что у трех из Римских Пап предположительно была эта постыдная хворь, не кажется таким уж удивительным.

Читайте также:
Adblock
detector