Что такое эпидемия сифилиса

Что такое эпидемия сифилиса

Средневековая болезнь тела и души

Лепра поражает, помимо периферической нервной системы, в основном кожные покровы, однако несмотря на ужасающий внешний вид, эта болезнь далеко не всегда приводит к летальному исходу, да и для заражения простого прикосновения к инфицированному недостаточно. Об этом врачам стало известно уже к середине XIV века, однако на протяжении веков проказа внушала ужас и отвращение, а стигматизацию, которой подвергались прокаженные, можно сравнить с дискриминацией людей, больных СПИДом, в 80-е годы прошедшего века, в период его открытия.

В эпоху Высокого Средневековья, в пик заболеваемости лепрой, человек, отмеченный проказой, изгонялся из общества: ему запрещалось посещать церковь и публичные места, прикасаться к людям, если изолировать прокаженного совсем не представлялось возможным, ему надлежало возвещать о своем приходе трещеткой или колокольчиками. Человек, инфицированный проказой, именовался проклятым и нечистым, и до появления лепрозориев, в которых бремя ухода за больными стали брать на себя в основном монахи, жизнь прокаженного была поистине невыносимой, а без ухода и достаточного пропитания длилась порою весьма недолго.

При этом болезнь воспринималась как кара за грехи, чему способствовала Католическая церковь, насаждавшая подобное мнение в собственных интересах, ведь страх перед заболеванием, автоматически означавшим социальную смерть, — неплохой рычаг управления, если не сказать манипуляции. На протяжении всего Средневековья проказа считалась прежде всего болезнью души, происходящей от разврата и безбожия, а потом уже тела. Неудивительно, что зачастую прокаженными объявлялись люди, не имевшие к проказе отношения, но бывшие неугодными церковным или даже светским властям. Человек, объявленный прокаженным, изгонялся из общества, лишался прав, а его имущество зачастую конфисковывалось.

Одним из аргументов церкви были упоминания проказы в Библии. Это, с одной стороны, говорит о том, что лепра была известна человечеству с древнейших, доисторических времен, а с другой стороны — что проказой могли именоваться многие другие болезни, поражающие кожные покровы. Ужасные изъеденные лица прокаженных — это результат жизнедеятельности микобактерий, разлагаясь, они могут вызывать разрушение носа и его перегородок, гниение заживо и отмирание фаланг пальцев. При этом заражение происходит при вдыхании выделений из носа и рта прокаженного, а также при очень тесном и довольно длительном кожном контакте.

И хотя контагиозность проказы была не столь высока, как у чумы или оспы, именно она заслужила название божьей кары и ассоциировалась с проклятием за грехи, несколько веков спустя такую же стигму и социальное порицание получит другая заразная болезнь — сифилис.


На этой ксилографии Иисус Христос исцеляет прокаженного под пристальным наблюдением учеников, XVIII век.

Болезнь, достойная поэмы

Многие современники первых вспышек связывали появление сифилиса в Европе с открытием Америки Колумбом, ведь и то, и другое произошло примерно одновременно: якобы дурную болезнь привезли матросы Колумба и пленные индейцы, вывезенные им из Нового Света. Однако уже тогда эта теория подвергалась сомнению, а в XXI веке была окончательно опровергнута. Археологические изыскания и исследования скелетов, захороненных около 1320 года, говорят о том, что европейцы уже болели врожденными формами сифилиса более чем за 170 лет до открытия Америки.

Сифилис долгое время оставался фигурой загадочной не сцене мировой истории болезней, да и по сей день сохраняет тайну, откуда же он все-таки взялся, всегда ли он был в Европе и почему приобрел характер эпидемии именно в это время. Возбудитель же болезни — бактерия Spirochaeta pallida — была открыта немецкими микробиологами лишь в 1905 году, а до этих времен врачи терялись в догадках даже относительно того, что является главной причиной недуга.

Читайте также:  Может ли из-за венерического заболевания быть прыщи на лице

В отличие от проказы, которой болели по большей части бедняки, чьи организмы были ослаблены недоеданием, физическим истощением и другими болезнями, и чумы, от которой на этапе угасания эпидемии тоже умирали уже в основном самые слабые, сифилис косил всех без разбора, в том числе аристократов, интеллектуалов, духовенство и даже правителей европейских держав.


Многие современники первых вспышек связывали появление сифилиса в Европе с открытием Америки Колумбом, ведь и то, и другое произошло примерно одновременно: якобы дурную болезнь привезли матросы Колумба и пленные индейцы, вывезенные им из Нового Света.

Сифилис повлиял даже на моду, развернув костюмы и манеры в сторону целомудрия — дамские декольте стали сходить на нет, из мужского образа пропал популярный до того гульфик, акцент с гениталий и женской груди стал смещаться к лицу — появились широкие воротники, более затейливые головные уборы. Примерно на это же время приходит расцвет пуританства, пропагандирующего скромность и вводящего в моду блеклые и темные цвета. Мир, переживший несколько волн чумы и английского пота, воспринимавшихся как божий гнев, и столкнувшийся с карой небесной за грехи и распутство — повсеместным сифилисом, обратился с мольбами и покаянием к богу. Таким образом, несколько веков высококонтагиозных эпидемий не в последнюю очередь повлияли на расцвет протестантских движений.

Первым эффективным, однако весьма рискованным до-пенициллиновым лечением сифилиса стало намеренное заражение малярией. Дело в том, что бледная трепонема погибает при высокой температуре, которая характерна для малярии. Маляриятерапия для лечения сифилиса и нейросифилиса впервые была применена в 1917 году Юлиусом Вагнер-Яуреггом, впоследствии Нобелевским лауреатом, и использовалась вплоть до 1950-х. А с конца XV века и до этого времени все, что могли предложить своим пациентам врачи, — это общеукрепляющее лечение, совет воздерживаться от половых контактов, дабы не передавать инфекцию дальше, и искусственные носы, которыми прикрывали провалы на лице, образующиеся на поздних стадиях болезни.


Лечение сифилиса с помощью фумигации, 1776 год.

Семь смертельных волн

Первая пандемия началась в 1817 году, когда холера шагнула за пределы уже привыкшей к ней Индии и в скором времени достигла Индонезии, Китая и Филиппин, отбушевала в британском Форте Уильямсе и распространилась почти по всей Бенгалии. И даже тот факт, что в оказавшихся на ее пути колониальных войсках маркиза Гастингса погиб почти каждый третий британский солдат (три тысячи человек личного состава из десяти тысяч), не заставил европейцев насторожиться. Так как, достигнув Египта и пройдясь по Персии, недуг остановился в Астрахани, Западный мир уверился в мысли, что холера — местный, чисто индийский недуг, которого не стоит бояться Европе.


Последствия холеры во Франции, Париж, 1840-е.

Точные датировки семи холерных пандемий — вопрос и поныне дискуссионный, однако в одном большинство историков сходятся: второй, на этот раз удачный, поход на Европу болезнь начала в 1827 году.

Из дельты Ганга холера отправилась в Пенджаб, оттуда в Персию, где в тот момент стояли русские войска, и на берега Каспийского моря. Летом 1829 года холера уже была в Оренбурге, а через год добралась до Москвы и Харькова, к началу 1831 года вместе с русскими войсками вошла в Польшу, оттуда перебралась в Болгарию и распространилась на всю Европу, а также Турцию. Летом того же года эпидемия вспыхнула в Берлине и Вене, уже осенью — в Гамбурге, а оттуда перекинулась на Британские острова. Весной 1832 года Синяя смерть вступила в Париж, где всего за 18 дней от нее погибли более 7000 человек. Уже к лету того же года холера пересекла океан и достигла Канады и США, в странах Латинской Америки она была в 1833, а в Италии наблюдалась дольше всего — вплоть до 1835 года, хотя во всем остальном мире пошла на спад уже в 1834.

Читайте также:  Где могу сдать анализы на вич в астане

По сравнению с потерями среди индийского населения, которого холера почти ежегодно забирала более чем по миллиону человек, европейцы потеряли в первой пандемии не так много людей, но, отступая, болезнь неизменно возвращалась вновь и вновь еще как минимум пять раз, в результате три поколения родились, выросли и умерли в эпоху, которую современники справедливо могли называть эпохой Синей смерти.

И хотя медицину XIX века уже можно было по праву назвать научной медициной, холера заставила человечество вновь почувствовать себя беспомощным, а врачей — усомниться в собственных знаниях. Доктора были бессильны, не имея представления ни о причинах болезни, ни о способах ее распространения, ни о характере лечения. Самым популярным способом борьбы с недугом стало вливание солевого раствора, что, безусловно, имело смысл, учитывая колоссальное обезвоживание организма из-за непрекращающихся диареи и рвоты, но никак не спасало от новых случаев инфицирования.

Сегодня мы знаем, что холеру вызывает холерный вибрион, Vibrio cholera, обитающий в теплых стоячих водах и вырабатывающий в теле жертвы особые токсины, которые и отравляют организм. Передача происходит преимущественно фекально-оральным способом от человека человеку, а первичное заражение — через употребление несвежей воды, содержащей возбудителя инфекции. Смерть, как правило, наступает от шока в результате обезвоживания. В XIX веке летальный исход составлял до 50 % случаев.

Холера повлекла за собой целый ряд социальных, политических и культурных изменений. Вслед за европейскими революциями и восстаниями 1830-х годов по Европе прокатилась волна холерных бунтов — от Петербурга до Будапешта. Каждый раз во время особо острых вспышек народ начинал искать виноватых, все подозревали всех, как обычно, доставалось евреям, властям и нищим. Холерные эпидемии конца 1840-х годов совпали с началом санитарных реформ в Великобритании, бытует мнение, что во многом холера их и подтолкнула. Именно благодаря этим реформам мы сегодня знаем имя Флоренс Найтингел, выдающейся медицинской сестры и уважаемого гигиениста.

После революционных волнений в Париже и Берлине 1848 года осенью в эти города пришла холера, что дало реакционерам козырь — революцию стали называть заразой, а холеру — революционной инфекцией. Однако, на самом деле, холеру по Европе чаще всего разносили не революционеры, а армии. К концу XIX века, когда холерный вибрион был открыт уже целых два раза (в 1854 и 1883 годах), а гигиена наконец-то начала достигать необходимого для сдерживания эпидемий уровня, смертельные волны холеры стали сходить на нет. Но XX век ознаменовался появлением другого загадочного массового убийцы, и на сцену он вышел, что примечательно, под канонаду военных пушек.

Смертельная инфлюэнца

В течение нескольких дней, а иногда и часов легкие заболевших наполнялись кровавой пенистой жидкостью, и они умирали в агонии. Эпидемия испанского гриппа унесла почти 100 миллионов жизней. Перед этим массовым убийцей спасовала даже Черная смерть. Для сравнения: в ходе военных действий Первой мировой войны было убито чуть меньше 9,5 миллионов человек, на фронтах Второй мировой погибло около 20 миллионов. Смертельная инфлюэнца унесла больше жизней, чем чума и бои обеих мировых войн вместе взятые. Она также обусловила переворот в медицинском знании своего времени.

Функционирование публичных купален регулировали законодательно. Вот фрагмент одного испанского кодекса XIII века, который регламентирует посещение бань:

Понятно же, что за женщины приходят в мужской день!

Читайте также:  Как влияет курение при цистите

Нравы в средневековой Европе были достаточно вольными и порой напоминали эпоху сексуальной революции 60-х–70-х годов XX века. Церковь ничего не могла с этим поделать. Сохранились средневековые изображения городских бань, которые больше напоминают эксцентричные вечеринки или оргии.

Банная культура в Европе стала стремительно приходить в упадок в начале XVI века — церковные и светские власти стали закрывать общественные купальни.

В 1526 году Эразм Роттердамский писал:

В 1495 году, через три года после первого плавания Колумба, вторгшаяся в Италию французская армия Карла VIII разбила войска итальянских государств. Но в Неаполе, наслаждаясь победой в обществе прекрасных дам, солдаты потерпели поражение в схватке с новой болезнью.

Французский историк Ги Бретон так описал развал победоносного войска:

Деморализованная армия спешно покинула Италию, бросая завоёванные города.

Эпидемия распространялась по Старому Свету с большой скоростью. В 1500 году она достигла Османской империи и Ирана, через несколько лет — Вьетнама. А в 1512 году добралась и до Японии.

Европа из чистой средневековой на глазах превращалась в грязную Европу Нового времени, где большинство людей не мылись совсем, либо делали это крайне редко. Впрочем, полностью бани в Западной Европе не исчезли и в XVII веке.

Но это было ещё не самое главное следствие страшной эпидемии.

Естественно, люди осознавали, что страшная кара постигла их не просто так, а за грехи. Как следствие, пришла в упадок весёлая карнавальная культура, вместо вольных нравов в моду вошло целомудрие и воздержание.

Ги Бретон так описал последствия этой эпидемии:

Но молитвы и посты не остановили эпидемию, жертвами которой становились даже высшие сановники католической церкви. В правильности этой религиозной доктрины появились серьёзные сомнения, что и стало одной из причин Реформации.

Произошло рождение протестантизма — нового течения в рамках западного христианства. Отвергая роскошь католической церкви и её институты, сторонники нового учения стремились вернуться к первоначальному — неиспорченному — апостольскому христианству. Они предпочитали работать и жить в аскезе.

Но старый мир не сдался без боя. Реформация и Контрреформация погрузили Европу в пучину религиозных войн. И вот следствие — резня Варфоломеевской ночи (1572 год), войны между католиками и гугенотами во Франции, Нидерландская революция… Кульминацией стала Тридцатилетняя война (1618–1648 годы), которая опустошила Германию и привела к созданию новой системы международных отношений — Вестфальской.

Стоит упомянуть и охоту на ведьм XVI–XVII веков — также следствие вспышки религиозного безумия. Большинство сожжённых ведьм — на совести протестантов, а не католиков.

Исследования массовых захоронений солдат армии Наполеона, найденных в Калининграде и в Литве, подтверждают это. Судя по характеру повреждений костной ткани, часть солдат болела сифилисом на поздней его стадии.

Вообще, болезнь уже тогда пытались лечить — втиранием ртутных мазей, от которой потом многие и помирали.

Были и другие способы.

Так, в английском языке появилась пословица:

Возбудитель сифилиса — трепонема — не переносит высоких температур. Поэтому заразив больного малярией и получив длительную гипертермию, можно было рассчитывать на гибель трепонемы — и излечение от сифилиса. А потом, если больной выживет, можно и от малярии попробовать вылечить.

Во-первых, у него — ещё с XVI века — поражён сустав:

Во-вторых, у одного глаза Воланда отсутствует зрачковый рефлекс. В-третьих, у него парез лицевого нерва:

Даже Сатана не избежал этой болезни! Что уж тогда пенять на несчастных смертных?

Читайте также:
Adblock
detector