На каждого мудреца довольно простаты

На каждого мудреца довольно простаты

Каким путём, каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации? Островский и Малый театр отвечают на эти вопросы, рассказывая историю молодого человека по фамилии Глумов, решившего, во что бы то ни стало добиться высокого положения в обществе.

В 2006 г. спектакль был удостоен Премии Правительства России в области культуры.

Режиссёр-постановщик — народный артист России В.М. Бейлис

Художник-постановщик — народный художник России Э.Г. Стенберг

Композитор — Ш. Каллош

Художник по костюмам — Н.Ю.Поваго

Художник по свету — заслуженный деятель искусств России, профессор Е.Л.Удлер

Режиссёры — А.С.Цисарук, В.Е.Фёдоров

Ассистент художника-постановщика — заслуженныйработник культуры России А.К.Глазунов

Сценическое движение – С.Г.Андрачников

Помощники режиссёра — заслуженный работник культуры России В.М.Егоров, Т.А.Егорова

Суфлёр — И.И.Варламова, заслуженная артистка России Л.В.Андреева

Премьера — 14 июня 2002 года.

20 ноября 2005 г. спектакль сыграли в 100-й раз.

9 октября 2009 г. спектакль сыграли в 200-й раз.

1 февраля 2014 г. спектакль сыграли в 300-й раз.

Продолжительность спектакля — 3 часа 20 минут.

12+

Комедия в 5-ти действиях
(Антракт после 3-го действия)

— Про того, кто все продумав в каком-либо деле, попался (споткнулся) на мелочи (русская пословица).

Пословица «На каждого мудреца довольно простоты» указана в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.) .

Значение пословицы хорошо поясняется в пьесе русского драматурга Островского Александра Николаевича (1823 – 1886), которая так и называется «На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.).

Молодой человек (Егор Дмитрич Глумов) решил сделать себе карьеру, среди богатых людей. Путь он выбрал самый короткий – начал льстить и угождать богатым людям. От своих соперников он избавлялся легко – достаточно было сообщить богатым людям, что те о них непочтительно отзывались. Однако в конце концов, перестаравшись с хитростью созданной им комбинации, он попал в ловушку.

Примеры

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.), действие 5, явление 7 — интриги Глумова вскрылись из-за того, что Мамаева похитила его дневник. Слова Глумова:

«Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки — я не знаю. «На всякого мудреца довольно простоты».

«Царь Борис» , гл. 8:

«Как не смекнет он, что, когда к Москве подступит тот, ему несдобровать? «На каждого мудреца довольно есть простоты».»

«Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.). Главный герой взял в путешествие много лекарств. Но когда у него заболела голова, выяснилось, что против головной боли он ничего и не взял:

«Лекарство со мною хотя всегда ездило в запасе, но, по пословице: на всякого мудреца довольно простоты — против бреду я себя не предостерег, и оттого голова моя, приехав на почтовый стан, была хуже болвана. «.

Александр Николаевич Островский

На всякого мудреца довольно простоты

(Комедия в пяти действиях)

Егор Дмитрич Глумов, молодой человек.

Глафира Климовна Глумова, его мать.

Нил Федосеич Мамаев, богатый барин, дальний родственник Глумова.

Егор Васильич Курчаев, гусар.

Голутвин, человек, не имеющий занятий.

Манефа, женщина, занимающаяся гаданьем и предсказываньем.

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая, входная.

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Глумов (за сценой). Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

Глумова (выходя из боковой двери.) Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

Глумов. Пишите, пишите!

Глумова. Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

Глумов. Кого вам больше жаль, меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

Глумова. Да если бы польза была!

Глумов. Уж это мое дело.

Глумова. Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

Глумов. Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив; весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь – карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты – с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не всё делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать, им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

Читайте также:  Лечение хронического простатита в сочетании с аденомой

Глумова. Помоги тебе Бог! (Уходит.)

Глумов (садится к столу). Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором, и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Входят Курчаев и Голутвин; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Глумов, Курчаев и Голутвин.

Глумов. Очень рад; чему обязан?

Курчаев (садясь к столу на место Глумова). Мы за делом. (Указывая на Голутвина.) Вот, рекомендую.

Глумов. Да я его знаю давно. Что вы его рекомендуете?

Голутвин. Тон мне ваш что-то не нравится. Да-с.

Глумов. Это как вам угодно. Вы, верно, господа, порядочно позавтракали?

Курчаев. Малым делом. (Берет карандаш и бумагу и чертит что-то.)

Глумов. То-то, оно и видно. У меня, господа, времени свободного немного. В чем дело? (Садится, Голутвин тоже.)

Курчаев. Нет ли у вас стихов?

Глумов. Каких стихов? Вы, верно, не туда зашли.

Голутвин. Нет, туда.

Глумов (Курчаеву). Не марайте, пожалуйста, бумагу!

Курчаев. Нам эпиграмм нужно. Я знаю, что у вас есть.

Глумов. Никаких нет.

Курчаев. Ну, полно вам! Все знают. У вас на весь город написаны. Вон он хочет сотрудником быть в юмористических газетах.

Глумов (Голутвину). Вот как! Вы писали прежде?

Голутвин. Все: романы, повести, драмы, комедии…

Глумов. Ну, и что же?

Голутвин. Ну, и не печатают нигде, ни за что; сколько ни просил, и даром не хотят. Хочу за скандальчики приняться.

Глумов. Опять не напечатают.

Глумов. Да ведь опасно.

Голутвин. Опасно? А что, прибьют?

Голутвин. Да говорят, что в других местах бьют; а у нас что-то не слыхать.

Глумов. Так пишите!

Голутвин. С кого мне писать-то, я никого не знаю.

Курчаев. У вас, говорят, дневник какой-то есть, где вы всех по косточке разобрали.

Голутвин. Ну, вот и давайте, давайте его сюда!

Глумов. Ну да, как же не дать.

Голутвин. А уж мы бы их распечатали.

Глумов. И дневника никакого у меня нет.

Курчаев. Разговаривайте! Видели его у вас.

Голутвин. Ишь, как прикидывается; а тоже ведь наш брат, Исакий.

Глумов. Не брат я вам, и не Исакий.

Голутвин. А какие бы мы деньги за него взяли…

Глумов. Слышу, слышу.

Голутвин. Материалов нет.

Курчаев. Вон, видите, у него материалов нет. Дайте ему материал, пусть его трудится.

Глумов (вставая). Да не марайте же бумагу!

Курчаев. Ну, вот еще, что за важность!

Глумов. Каких-то петухов тут рисуете.

Курчаев. Ошибаетесь. Это не петух, а мой уважаемый дядюшка, Нил Федосеич Мамаев. Вот (дорисовывает), и похоже, и хохол похож.

Голутвин. А интересная он личность? Для меня, например?

Курчаев. Очень интересная. Во-первых, он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди совета попроси.

Голутвин. Ну вот, подпишите под петухом-то: новейший самоучитель!

Да и пошлем напечатать.

Курчаев. Нет, не надо, все-таки дядя. (Отталкивает бумагу, Глумов берет и прячет в карман.)

Голутвин. А еще какие художества за ним водятся?

Курчаев. Много. Третий год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто ездит разговаривать, все как будто дело делает. Выедет с утра, квартир десять осмотрит, поговорит с хозяевами, с дворниками; потом поедет по лавкам пробовать икру, балык; там рассядется, в рассуждения пустится. Купцы не знают, как выжить его из лавки, а он доволен, все-таки утро у него не пропало даром. (Глумову.) Да, вот еще, я и забыл сказать. Тетка в вас влюблена, как кошка.

Читайте также:  Чего боится аденома простата

Глумов. Каким же это образом?

Курчаев. В театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула. Все у меня спрашивала: кто такой? Вы этим не шутите!

Глумов. Я не шучу, вы всем шутите.

Курчаев. Ну, как хотите. Я бы на вашем месте… Так вы стихов дадите?

слоган — режиссер Борис Ниренбург, Александра Ремизова сценарий Александр Островский директор фильма — оператор Игорь Рогачевский, Юрий Схиртладзе композитор Анатолий Быканов художник Иван Тартынский жанр драма , . слова возраст зрителям, достигшим 12 лет время 165 мин. / 02:45
  • Экранизация одноименной комедии Александра Островского.
Если вам понравился этот , не пропустите. развернуть ↓ Если вам понравился этот , не пропустите Знаете похожие фильмы? Порекомендуйте их. все рекомендации к фильм у ( 20 ) скрытые оцененные фильмы ( 5 ) *внимание! система не позволяет рекомендовать к фильму сиквелы / приквелы — не пытайтесь их искать
Отзывы и рецензии зрителей
  • Добавить рецензию.

Классика русской литературы и телеспектакля!

Фильм, сразу скажу, конечно не зрелищный. Но не стоит пугаться! В нем не это-главное.

Главное — идея. Идея на все времена!

Очень интересные в фильме персонажи. Нет ни отрицательных, ни положительных персонажей. Это делает фильм еще более умным.

Ах, а как сыграл Яковлев! Просто блеск. В общем — фильм стоит просмотра.

Рекомендован всем умным людям.

Пьеса, написанная в 1882 г., не потеряла актуальности и сегодня. У власти одни дураки и подлецы. Чтобы пробиться в высший свет умный человек должен стать подлецом — эти идеи прекрасно переданы актёрами-вахтанговцами.

Сатирическое изображение так называемых реформ прямо применимо и к нашему времени.

Главные герои

Егор Дмитрич Глумов – молодой человек, умный, честолюбивый, мечтающий о богатстве и высоком положении в обществе.

Другие персонажи

Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во все угождать богатым людям.

Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.

Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.

Крутицкий – старик, недалекий консерватор, важный господин.

Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.

Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.

Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.

Голутвин – молодой человек, продажный писака.

Краткое содержание

Глумов сообщил матери, что Мамаев – отличная мишень для него. Он планировал через него попасть в определенный светский круг, чтобы быть представленным Софье Игнатьевне Турусиной. Это была богатая вдова, на чьей племяннице мечтал жениться честолюбивый Глумов.

Вскоре в доме появился важный господин, Иван Иванович Городулин. Мамаева принялась расхваливать ему способности Глумова, и тот попросил молодого человека написать ему речь для выступления. Когда Городулин удалился, Егор Дмитрич признался Мамаевой в любви.

Турусину навестил Крутицкий, и, когда речь зашла о будущем Машеньки, он порекомендовал в качестве жениха Глумова. Когда в гостях у вдовы появился Городулин, он также настойчиво предлагал на роль жениха кандидатуру Егора Дмитрича . не стала исключением и известная гадалка Манефа. Когда же в доме Турсиной появились Глумов и Мамаев, женщина пообещала полюбить юношу всем сердцем.

Крутицкий был очень доволен тем, как Глумов переписал его статью. Он похвалил молодого человека, и пообещал за него замолвить словечко в нужном месте. В качестве платы за свой труд Глумов попросил у Крутицкого быть его посаженым отцом на свадьбе.

Вскоре к Глумову наведался Голутвин, и принялся его шантажировать опасным пасквилем. Глумов в резкой форме отказал выплатить деньги, но после пожалел о своем поступке – он не собирался рисковать женитьбой на богатой невесте. В то момент Мамаева находилась в комнате Егора Дмитрича, и наткнулась на его дневник, который стал для нее настоящим откровением. Она решила отомстить молодому человеку, и забрала дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понял, что все пропало.

Заключение

В своем произведении Островский высмеял лицемерное светское общество, а также наглядно продемонстрировал, чем могут обернуться циничные попытки обмануть людей. Каким бы умным и хитрым ни был главный герой, ситуация в итоге обернулась против него самого.

Тест по пьесе

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.

Текст видео

Год производства: 1971

Эта история молодого человека Егора Глумова, решившего во что бы то ни стало добиться высокого положения в обществе. Он ловко льстит, лицемерит, угодничает, умело пользуясь слабостями своих покровителей, а втайне высмеивает их тупость и пошлость в своем дневнике. Глумов попадает в дом богатой московской барыни Турусиной в качестве претендента на руку ее племянницы, ведь его цель найти богатую невесту с приданым.

Читайте также:  Свечи полиоксидоний при простатите отзывы

Фильм-спектакль «На всякого мудреца довольно простоты. Серия 1»
ТО Экран, 1971 год

Режиссер — Борис Ниренбург
Режиссер — Александра Ремизова
Оператор — Юрий Схиртладзе
Оператор — Игорь Рогачевский
Композитор — Анатолий Быканов
Актер — Юрий Яковлев (Глумов)
Актер — Людмила Максакова (Мамаева)
Актер — Николай Гриценко (Мамаев)
Актер — Алла Казанская (Турусина)
Актер — Виктор Зозулин (Курчаев)
Актер — Юрий Волынцев (Городулин)
Актер — Николай Плотников (Крутицкий)
Актер — Валентина Малявина (Машенька)
Актер — Дина Андреева (Глумова)
Актер — Нина Русинова (Манефа)
Актер — Владимир Осенев (Голутвин)
Актер — Вера Львова (1-я приживалка)
Актер — Анна Данилович (2-я приживалка)
Актер — Алексей Котрелев (Человек Турусиной)
Актер — Иван Каширин (Человек Мамаева)
Актер — Михаил Дадыко (Человек Крутицкого)

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая — входная.

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Входят Курчаев и Голутвин; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Глумов, Курчаев и Голутвин.

Глумов и Глумова.

Входит человек Мамаева.

Человек Мамаева уходит. Глумов садится к столу и делает вид, что занимается работой. Входит Мамаев, за ним человек его.

Глумов, Мамаев и человек Мамаева.

Те же и Глумова.

Мамаев уходит, Глумов его провожает.

Глумова, Глумов и потом Манефа.

Манефа встает, они ее провожают под руки до двери.

Глумов и Курчаев.

Зала; одна дверь входная, две по сторонам.

Мамаев и Крутицкий выходят из боковой двери.

Выходят Клеопатра Львовна и Глумова.

Мамаева и Глумова.

Глумова, Мамаева, Мамаев.

Мамаева и Глумова.

Мамаева, потом Глумов.

Входит Глумов, кланяется и останавливается в почтительной позе.

Глумов робко подходит.

Человек уходит, входит Городулин.

Мамаева и Городулин.

Городулин и Глумов.

Мамаев и Глумов.

Входят Мамаева и Городулин.

Мамаев, Глумов, Мамаева и Городулин.

Мамаева и Глумов.

Глумов, почтительно кланяясь, уходит. Мамаева провожает его долгим взглядом.

Богатая гостиная на даче в Сокольниках, одна дверь посредине, другая сбоку.

Машенька и Турусина выходят из средней двери.

Входит человек и подает Турусиной письмо.

Турусина и Крутицкий.

Григорий уходит. Входит Городулин.

Турусина и Городулин.

Входят Машенька, 1-я приживалка с колодой карт, которую держит перед собой, как книгу, 2-я приживалка, с собачкой на руках.

1-я приживалка садится у стола, 2-я приживалка садится на скамейке у ног Турусиной.

Все обращаются к дверям. Входит Григорий.

Приживалки берут под руки Манефу и идут к двери: в дверях останавливаются.

Входят Мамаев и Глумов.

Турусина, Мамаев, Глумов, Манефа и приживалки.

Глумов почтительно целует ей руку.

Приемная у Крутицкого. Дверь выходная, дверь направо в кабинет, налево — в гостиную. Стол и один стул.

Входит Глумов, человек у двери, потом Крутицкий.

Выходит Крутицкий. Человек уходит.

Человек уходит, возвращается с креслом. Входит Мамаева.

Крутицкий и Мамаева.

Комната первого действия.

Глумов выходит из боковой двери с дневником, потом Глумова.

Глумов и Мамаева.

Мамаева уходит. Входит Голутвин.

Глумов и Голутвин.

Глумов уходит за ним в переднюю и затворяет дверь. Выходит Мамаева.

Мамаева одна, потом Глумов.

Большая терраса на даче, прямо сад, по сторонам двери.

Курчаев и Машенька выходят из гостиной.

Те же, Турусина и Глумов.

Турусина садится в кресло. Глумов останавливается с левой стороны и кладет руку на спинку кресла. Курчаев стоит справа, несколько потупившись, в самой почтительной позе. Машенька у стола перелистывает книгу.

Курчаев шаркает ногой и кланяется.

Глумов и Городулин.

Глумов и Мамаева.

Мамаева и Курчаев.

Курчаев кланяется и остается.

Курчаев кланяется и хочет уйти.

Входит из сада Машенька.

Мамаева, Курчаев, Машенька, потом Турусина, Мамаев и Крутицкий.

Входят Турусина, Мамаев и Крутицкий.

Отходят в глубину.

Человек подает конверт.

Мамаев отдает газету.

Мамаев косо взглядывает на Курчаева.

Те же и Городулин, потом Глумов.

Входит Глумов, Городулин почтительно подает ему дневник.

Читайте также:
Adblock
detector