Можно ли в месячные причащаться и собороваться в один день

Можно ли в месячные причащаться и собороваться в один день

Можно собороваться в критические дни?

Можно собороваться во время месячных?

Можно ли собороваться во время месячных?

Можно собороваться при месячных?

Можно ли собороваться при месячных?

Я довольно давно в церкви, интересуюсь православным вероучением, каноническими правилами и постановлениями вселенских соборов, и могу сказать, что не встречала какое-либо каноническое правило, запрещающее женщинам собороваться во время месячных. Если понимать смысл запрета на Причастие во время месячных, он именно в том, что в храме, когда совершается Бескровная Жертва (Евхаристия), не должно быть никакой крови. Современные средства гигиены позволяют и во время месячных приходить в храм в чистоте, но поскольку канонические правила, запрещающие Причастие женщинам в таком состоянии, еще не отменены соборно, то женщины их придерживаются. Более подробно можно прочитать по ссылке. Явно канонами запрещается только Причастие и Крещение, посещение храма женщинам разрешается, а также можно пить святую воду, есть просфоры, антидор, артос, прикладываться к иконам.

Если женщина себя плохо чувствует во время месячных, то нужно учесть, что таинство соборования довольно продолжительно, и если есть возможность отложить его, то лучше это сделать.

Приведу еще ответы священников на вопрос:

По этому поводу мне вспоминается совет одного из святых отцов церкви: «Предоставьте женщин собственному разумению. «. Думаю, это правильно, когда мужчины, пусть даже и облеченные саном, не вторгаются в такую деликатную область, мне кажется, у них есть дела поважнее. Могу только напомнить, что в первохристианские времена женщины и причащались в таком состоянии, запреты появились позже.

Современные пастырско-литургические вопросы совершения Таинства Елеосвящения: опыт истории и современные проблемы.

Содержание:
1) Цель Таинства
2) Вещество Таинства – оливковое масло
3) Общее Елеосвящение
4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?
5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?
6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни
7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства
8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?
9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?
10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.

Из всех Таинств Православной Церкви, Таинство Елеосвящения (Соборования) в наибольшей степени требует богословского осмысления, т.к. в настоящее время ещё нет единства мнений о цели участия в нём, категории участников и некоторым другим аспектам его совершения.
В настоящей статье производится попытка осмысления современных пастырско-литургических проблем Таинства Елеосвящения в разрезе истории формирования его чинопоследования. Рассмотрим их по пунктам.

1) Цель Таинства.

2) Вещество Таинства – оливковое масло.

3) Общее Елеосвящение.

В настоящее время в некоторых храмах общее Елеосвящение с семью помазаниями становится великопостной традицией, причём совершается по нескольку раз в Пост. В других храмах такой традиции нет и её категорически избегают.

Читайте также:  Как отвечать гинекологу на вопрос когда были месячные

Вероятнее всего эта традиция первоначально имела своим источником помазывание родственников болящего (это отражено в древнейших рукописях), над которым совершался чин. Далее под это была подведена богословская база о Елеосвящении как особом покаянном чине, что логически возможно было вывести их послания ап. Иакова(Иак. 5:4-15). Одновременно и соединение чина с Литургией (на проскомидии которой освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание больного), предварение его Вечерней и Утреней, в Х–ХVвв., превращало его в некоторой степени в общецерковное богослужение, к молитве которого стали причастны все прихожане. Заключительным этапом явился перенос общего Елеосвящения на Страстную седмицу, органично подходящую для покаяния.

Традиция общего Елеосвящения просуществовала на Руси до середины XVII века, а в крупных соборах до 1917г, в Греческой Церкви оно сохранилось до нашего времени. Следует отметить, что это традиция богослужения только Великого Четверга, она предполагает лишь одно помазание (и без произнесения молитвы таинственного помазания) и понимается догматистами и литургистами как священнодействие не аналогичное Таинству Елеосвящения. Например, протоиерей Михаил Булгаков в Настольной книге священнослужителя, указывает, что Соборование, совершавшееся в Великий Четверг, не нужно понимать как Таинство.

Ещё одной практической сложностью при общем Соборовании является прочтение имён всех участвующих в Таинстве людей. При 50 участвующих, это составит чтение в общей сложности 700 имён.

Возникшая в конце XX в. традиция общего Таинства Елеосвящения (не только для всего прихода, но и всех невоцерковлённых желающих, при которой тяжелобольных может и не быть вовсе) с обычным чинопоследованием, не имеет оснований в истории Церкви и порождает в народе магическое восприятие Церковных Таинств.

4) Кто подлежит соборованию: тяжело больные или нуждающиеся в телесном укреплении, покаянии или прощении забытых грехов?

Запрет на совершением Таинства над явно здоровыми людьми был столь строг, что елеосвящение не совершалось даже над лицами, осуждёнными на смерть, отправляющимися на войну или в опасное путешествие [7] .

Также прошу обратить внимание на преамбулу к молитве при возложении Евангелия на голову болящего: После же этого больной, принимающий Елеосвящение, если может, сам входит в среду священников и стоит, поддерживаемый родными, или сидит. Если же не может встать, священники сами окружают его, лежащего на постели. В ней недвусмысленно говорится о том, что состояние здоровья участника этого Таинства таково, что он в лучшем случае может стоять, поддерживаемый родными.

Современное развитие медицинской диагностики может ввести в круг соборуемых тех, кто пока ещё передвигается без затруднений, но уже болен тяжёлой болезнью (например, раком), которая вскоре прикуёт его к постели. Также приемлемо соборование перед хирургической операцией. Совершение Таинства Елеосвящения над такими больными представляется вполне уместным.

Таким образом, неверно считать, что только участие в Таинстве Соборования может духовно и телесно исцелить христианина. Его задача – в первую очередь вернуть человеку возможность посещать храм. Главным же церковным Таинством на все времена является Таинство Евхаристии. Оставление грехов подаётся в Таинстве Покаяния.

Читайте также:  Может ли перед месячными болеть кишечник и желудок

5) Прощаются ли в Таинстве грехи и какие?

Из понимания того, что причина болезни – грех, существуют два основных мнения: прощаются все грехи, прощаются только забытые грехи. По словам прот. Алексия Уминского, «в Таинство Соборования вкралось понятие индульгенции».

Любая болезнь является следствием первородного греха прародителей, последствия которого мы несём. Что же касается личных грехов, то некорректно ставить жёсткую зависимость, прямую связь между личными грехами и болезнью, иначе все праведники отличались бы отменным здоровьем, а наши храмы были полны людей, которые несомненно бы заметили, что Церковь гарантирует своим членам здоровье. Кроме того, мы не можем исключать промысл Божий: попущение телесных немощей и страданий ради смирения человека. Болезнь – одно из следствий первородного греха, но далеко не всегда греха личного.

Обратим внимание на слова апостола Иакова » и если он соделал грехи». Понятно, что любой человек соделывает грехи. Вероятнее всего здесь имеется в виду случай, когда именно личные грехи стали причиной болезни и человек их осознаёт и раскаивается в них (о покаянии говорит следующий стих Послания Иакова: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного (Иак.5:16)).

Молитва при возложении Евангелия на голову болящего ещё раз подтверждает высказанную выше мысль о том, что Соборование является способом воссоединения с Церковью невольно отпавших по болезни. Вот фрагмент этой молитвы: Сам и раба Твоего [или рабу Твою] (имя), кающегося [или кающуюся] в своих собственных согрешениях, прими с обычным Твоим человеколюбием, не взирая на все его [или: её] падения.

Митрополит Макарий (Булгаков) по этому поводу замечает: «Oриген как бы не отделяет здесь елеосвящения от покаяния и говорит об одном непосредственно после другого; но это, без сомнения, потому, что и в древности елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно » (Православно-догматическое Богословие. Том 2).

Прощаются ли больному, участвующему в Таинстве Елеосвящения (Соборования) забытые грехи? Прощаются не только забытые, а вообще все, если после Соборования человек участвовал в Таинстве Покаяния. Митр. Иларион Алфеев:
«Если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он “поднимет творения всех Святых Отцов”, чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».

Итак, не стоит верить суевериям, про какое-то магическое прощение забытых грехов при Соборовании. В Церкви есть Таинство Покаяния, но нет «таинства прощения перечисленных грехов».

Читайте также:  Кто забеременел после месячных от смазки выделений слизи

Справедливости ради следует добавить, что само чинопоследование Елеосвящения и болезнь, приковавшая человека к постели, способствуют его покаянному настрою, помогающему осознать забвенные грехи (на которые человек мог просто не обращать внимания, будучи здоровым) и осознанно раскаяться в них. Автоматическое же, неосознанное покаяние противоречит самой его сути.

6) Неоднократное соборование в течение одной и той же болезни.

Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.

7) Вопрос количества пресвитеров для совершения Таинства.

В настоящее время совершение Таинства семью священниками возможно лишь в крупных соборах или для членов Церкви, которые близки большому числу священников.

8) Можно ли совершать Елеосвящения над больными, которые находятся в бессознательном состоянии или при смерти?

Так как нельзя причащать больного без сознания, то есть мнение, что для подобного случая и существует Соборование.

Таким образом, важна воля самого больного, вполне возможно, что он уже не желает бороться за своё физическое существование, а хотел бы отойти ко Господу. В данном случае, вместо того, чтобы просить Господа восставить человека от болезни и надеяться на прощение его грехов, целесообразно (если он ещё в сознании), исповедать и причастить его, а затем прочесть Канон на разлучение души от тела.

Отношение к Елеосвящению, как посмертному помазанию, характерное для латинского схоластического богословия, благодаря просветительской работе, ныне уже ушло в прошлое.

Последование Елеосвящения над умершими, известное по греческим и славянским рукописям XV-XVI веков, полностью вышло из употребления, будучи объективно подвергнуто запрету в XVII в. (164 правило Номоканона при Большом Требнике).

9) Возможно ли соборование женщин в период месячного очищения?

10) Вопрос взятия участниками таинства остатков масла (или же специально принесенного для освящения масла) после совершения священнодействия домой для помазания им и использования его в пищу.

Наличие такого обычая в современной Церкви можно объяснить сходством ее с раннехристианской практикой освящения елея для использования в домашних условия. Однако в древней Церкви это был специально освященный для этого елей. Наличие подобной практики, связанной с Таинством Елеосвящения сложно оправдать, т.к. не имеется исторических и догматических тезисов в её защиту. Акцент в данном случае, вольно или невольно смещается на масло, а не на молитву и надежду благодатной помощи от Бога, особенно у людей малоцерковных.

Рекомендую небольшой фильм, рассказывающий о Таинстве Соборования:


Читайте также:
Adblock
detector