– Это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его водосвятием.
СВЯТАЯ ВОДА — МОЖНО ЛИ ПРИНИМАТЬ ВО ВРЕМЯ “МЕСЯЧНЫХ”?
Когда женщина находится в нечистоте, она не может принимать Святую воду и есть просфоры, а уж тем более причащаться. Дотрагиваться до Святынь в нечистоте женщине нельзя.
Святой священномученик Дионисий Александрийский во 2-м правиле повелевает, чтобы женщины, находящиеся в состоянии очищения, не приступали к божественной трапезе и не приобщались пречистых Таин; ибо кровоточивая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю риз Его; поминать же Господа и просить себе помощи находящимся в таком состоянии не возбранно, а приступать не совсем чистому ко Святому Святых — соблазнительно и опасно.
Женщин, беспокоимых течением месячных кровей, св. Отец называет “находящимися en afedro” от того, что они отделяются от сидения с прочими как нечистые: ибо еврейские женщины во время месячного течения безмолвствуют, сидя в особом месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Таковые и в настоящее время не только не допускаются до алтаря, в который в древности им позволено было входить, но извергаются и из храма и даже из притвора церковного.
И 6-е (по книге правил 7-е правило) Тимофея (Александрийского) говорит: женщинам, находящимся в таком состоянии, прежде очищения непозволительно приобщаться Божественных Таин.
Законы 17-я новелла императора Льва Философа говорит: относительно родивших жен, которые обыкновенно находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы, когда у них нет другой опасной болезни, до сорока дней было откладываемо — для некрещенных просвещение, а для просвещенных — причащение божественных Таин; а когда постигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая прекращением жизни, были немедленно удостоиваемы: некрещенные — просвещения, а просвещенные — Таин. Так что даже на руках подносить ребёнка к чаше Вам не стоит, но если заходите в храм, стойте в притворе.
ЗАЧЕМ ЦЕРКОВЬ ОСВЯЩАЕТ ВОДУ И ХЛЕБ?
– Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.
Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.
Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ БОГОЯВЛЕНСКАЯ ВОДА ОТ КРЕЩЕНСКОЙ?
– Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же великим чином. Это водоосвящение называется великим, как по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, так и по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане.
Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит памятником того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные.
После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СВЯТАЯ ВОДА ЛЕКАРСТВОМ ОТ БОЛЕЗНЕЙ?
КАК УПОТРЕБЛЯТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?
– Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Святая вода долгие годы остается нетленной, имеет свойство не портиться.
Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако при недугах или нападении злых сил пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище.
КАК ЧАСТО МОЖНО ПИТЬ КРЕЩЕНСКУЮ ВОДУ?
КАКУЮ МОЛИТВУ ЧИТАТЬ ПЕРЕД УПОТРЕБЛЕНИЕМ СВЯТОЙ ВОДЫ?
– Как и перед употреблением просфоры, православные христиане произносят молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
ДЛЯ ЧЕГО СВЯТОЙ ВОДОЙ ОКРОПЛЯЮТ ЖИЛИЩА И ВЕЩИ?
МОЖНО ЛИ ПИТЬ СВЯТУЮ ВОДУ ЛЮДЯМ НЕКРЕЩЕНЫМ ИЛИ НЕВЕРУЮЩИМ?
ПРАВДА ЛИ, ЧТО КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА НЕ ПОРТИТСЯ?
– Как правило, святая вода не портится. Но если вдруг в святой воде начнутся естественные процессы разложения каких-то организмов, это не значит, что вода — не святая.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ СВЯТАЯ ВОДА ИСПОРТИЛАСЬ?
– Испорченную святую воду выливают в ручей или реку – туда, где есть течение, в так называемую живую, нестоячую (проточную) воду. Не рекомендуется выливать и спускать святую воду в унитаз, туалет и канализацию, так как это спускание святой воды в нечистоты, что таит в себе неуважение к святыне и именно поэтому, отвечая на вопрос, куда девать излишки святой воды, ответим, верните воду туда, откуда она взята, то есть отдайте святую воду земле или водоему.
КУДА ДЕВАТЬ СВЯТУЮ ВОДУ, ЕСЛИ ЕЕ ОЧЕНЬ МНОГО
Начнем с того, что когда вы берете и набираете святую воду в Церкви, необходимо не грешить, а точнее не жадничать, ведь жадность — это есть грех, поэтому старайтесь набирать святую воду в таком количестве, чтобы ее хватило до следующих выходных и не осталось лишку. Храм, кстати, нужно посещать каждые выходные. Если все же святой воды осталось слишком много, и вы не знаете, куда ее девать, для начала попробуйте ее раздать близким людям и соседям, поделитесь святой водой с ними.Каждый человек подвержен греху, особенно жадности, и если уж так произошло, что вы набрали слишком много святой воды и сделали все возможное, чтобы раздать ее, использовать по назначению и тому подобное, но она еще осталась, то можно пойти на крайний шаг и, попросив прощение у Господа Бога, вылить святую воду в землю или водоем (реку).
ГОВОРЯТ КРЕЩЕНСКАЯ ВОДА ПРИРАВНИВАЕТСЯ К ПРИЧАСТИЮ
ЧТО ДЕЛАТЬ С ЕМКОСТЬЮ В КОТОРОЙ ХРАНИЛАСЬ СВЯТАЯ ВОДА
– По традиции, бутылочки или другие емкость в которых хранилась святыня, утилизируют в специально отведенных для этого местах. При каждом храме существует место, где сжигают церковный мусорю Вы можете обратиться в любой православный храм и отдать ненужные емкости пономарям для утилизации.
ЧТО ТАКОЕ АРТОС? КОГДА ЕГО РАЗДАЮТ?
Во всю Светлую седмицу артос пребывает на аналое напротив Царских врат алтаря и ежедневно износится на пасхальные крестные ходы. В Светлую субботу его с особой молитвой раздробляют и раздают верующим. Артос является символом Воскресшего Христа и напоминает о Его пребывании на земле.
ЧТО ТАКОЕ АНТИДОР? КОГДА И КОМУ ЕГО МОЖНО ПРИНИМАТЬ?
Антидор – святыня, ставшая ею через молитву священника и воспоминание крестных страданий Спасителя. Поэтому установлено употреблять антидор только натощак со вниманием и осторожностью, чтобы не просыпать крошки на пол. Вкушать этот священный хлеб лучше всего в храме, но можно брать и домой. Нельзя давать антидор некрещеным людям.
ЧТО ТАКОЕ ПРОСФОРА И ЧТО ОНА СИМВОЛИЗИРУЕТ?
– Просфора в нынешней Церкви – это употребляемый при богослужении небольшой круглый хлебец. Он приготавливается только из квасного пшеничного теста. Просфора двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) – в напоминание о единстве двух природ Господа Иисуса Христа: божественной и человеческой.
КАК ОБРАЩАТЬСЯ С ПРОСФОРОЙ?
– Так как освященный церковный хлеб является святыней, его принято вкушать натощак, не допуская, чтобы крошки падали на пол. Благоговейное и с верой вкушение просфоры приносит душевное и телесное здравие.
Бумагу, в которую был завернут церковный хлеб, желательно сжигать, так как в ней могут остаться крошки. Лучше для хранения просфор использовать специальные мешочки, которые продаются в церковных лавках. Хранить освященный хлеб надо с подобающей бережностью, в определенном месте (в святом углу рядом с иконами), не допуская плесени. Если в результате небрежного хранения освященный хлеб все же испортился, то его необходимо сжечь.
МОЖНО ЛИ НА КЛАДБИЩЕ ЕСТЬ ПРОСФОРУ?
МОЖНО ЛИ НА МОГИЛЕ ПОКРОШИТЬ ПРОСФОРУ?
– Так как просфора – это святыня, то крошить ее нехорошо. Усопшие не нуждаются в телесной пище, они нуждаются только в молитвах о них.
ЧТО ЗА ХЛЕБ РАЗДАЮТ НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ?
– Это тоже освященный хлеб. Ранее богослужения длились довольно долго (а всенощная – всю ночь), и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Хотя продолжительность служб сейчас сократилась, этот обычай сохранился.
КОГДА ОСВЯЩАЮТ И ДАЮТ РОЖДЕСТВЕНСКУЮ ВОДУ?
– Специального освящения воды на Рождество Христово не бывает.
ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ В ОБЫЧНУЮ ВОДУ ДОБАВИТЬ КРЕЩЕНСКУЮ?
– Крещенская вода освятит обычную воду, и вся она станет освященной.
МОЖНО ЛИ ИЗ ОСТАВШЕЙСЯ СВЯТОЙ ВОДЫ СВАРИТЬ СУП?
– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты, но при этом с освященной пищей нужно обращаться благоговейно, так как она освящена. Вообще делать из святыни суп или заваривать чай — это не очень хорошая традиция. Святыня дается не для того, чтобы утолить голод, а для освящения нашей духовной жизни. Мы же не используем обратную сторону иконы, как доску для разделки рыбы или мяса, так же и тут, нужно соблюдать благоговение и страх Божий.
КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ПРИНЯТИЯ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ?
МОЖНО ЛИ СВЯТУЮ ВОДУ МАЛОГО ОСВЯЩЕНИЯ ПИТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ ИЛИ ЭТО РАЗРЕШАЕТСЯ ТОЛЬКО НАТОЩАК?
Воду малого освящения можно пить в течение дня, воду Великого освящения вкушают натощак. Существует исключение по поводу воды Великого освящения. К этому исключению относятся тяжелобольные люди, находящиеся при смерти, а так же в состоянии тяжелых духовных недугов (беснование)
На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.
Спрашивайте !
Если Вам известен другой ответ
направьте его нам !
Mожно ли во время женских дел (месячных) пить святую воду и есть просфору и брать в руки Евангелие. И как выполнять молитвенные правила обязательно ли в юбке и в платке или можно с не покрытой головой и в домашних брюках
Конечно, можно и даже нужно. Как известно, кровоточивая женщина прикоснулась к Иисусу и Он исцелил ее от ее болезни. Молитвенное правило надо выполнять благочестиво, и одежда должна быть благочестивой, а какая именно — Вы сами решайте.
Кровоточивая имела ОСОБОЕ дерзновение, а нам лучше из ЧУВСТВА БЛАГОГОВЕНИЯ воздержаться от питья святой воды и вкушения просфоры хотя бы на неделю!
Ответ Татьяны чисто эмоционально вполне понятен. Но — неправилен. Совершенно верно пишет Smtk! Именно поэтому и НЕ ПРИНЯТО в Православной Церкви не только принимать святую воду и просфору, но вообще ни к какой святыне (иконе, напрестольным Кресту и Евангелию) не прикасаться, и даже и СВЕЧИ СТАВИТЬ женщинам во время месячных очищений. В одном из древних «Уставов» по поводу состояния нечистоты (там, правда, говорится о мужчинах, у которых случилось ночное непроизвольное семяизвержение, но понятие нечистоты применимо к женсоким очистительным дням в равной степени) сказано: «В тот день даже креста своего нательного не целуем». Казалось бы: нательный крест — он ведь и так на теле, прикасается к нему! Но при этом сам человек избегает в нечистоте любого произвольного (т. е. не неизбежного) прикосновения ко святыне.
А. В., псаломщик.
19.4.06
Тогда у меня возникает вопрос. Я лежала на сохранении беременности и ко мне приезжал батюшка и причащал. Прошу прощения за подробности, но дело было в том, что выделения у меня не прекращались — потому и лежала. Ни мне не пришло в голову говорить об этом батюшке, ни ему — спросить, хотя он отец двоих детей и у самого супруга тоже лежала в свое время на сохранении, т.е. с такими вещами наверняка знаком. Значит, все-таки, можно причащаться?
(Если честно, очень обидно, когда о женщине говорят «нечиста». В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо? Некоторые по болезни вообще НИКОГДА не бывают «чисты», кровью заливаются. )
Автор страницы( будучи мужем врача (правда не акушера и т.п.) и отцом двух детей) может перечислить десятки случаев, когда кровотечение у практически у здоровой женщины не прекращается полгода) Врач может привести названия болезней, когда кроветечение почти не прекрашается много лет. Если следовать стариным правилам эти женщины могут ходить в Храм только в детсве или старости?
Любое правило должно иметь исключения, чем меньше — тем лучше. На мой взгляд эти вопросы должен решать Духовный Отец. Но вопрос, что его имеет только около 3 % людей, считающих себя Православными, другой. Да и вопрос отличия месячных очищений от кровотечений лучше оставить специалистам
Ну, тогда уж и я, будучи сыном врача и отцом врача 🙂 — добавлю ещё несколько мыслей.
1. Когда речь идёт о женской нечистоте, то имеются в виду нормальные месячные, а не болезненные проявления. У меня у самого супруга в начале всех своих беременностей страдала от непрекращающихся выделений — от незначительных до таких, которые однажды привели даже к срыву. Так вот, наш духовник тоже благословил ей тогда причащаться, приведя в пример тот самый Евангельский рассказ о кровоточивой. Но одно дело — болезнь, и совсем другое — «обычное женское», как это называется в Священном Писании. Автор страницы вроде бы и прав, что различие «можно оставить специалистам». Но, по моему скромному разумению, и священник имеет власть сам решить этот вопрос.
Хотя, Татьяна, Вы, думаю, должны были бы сказать батюшке, который причащал Вас в больнице, о том, что с Вами тогда происходило. Я почти уверен, что ничего страшного не произошло, но всё же (если бы Вы спросили моего совета, то я сказал бы:) лучше упомяните об этом эпизоде (о том, что Вы умолчали) во время ближайшей исповеди.
2. Татьяна, Вы пишете: «Очень обидно, когда о женщине говорят «нечиста». В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо?» Дорогая, это только в клубе «Рога и копыта» клуба «12 стульев» «Литературной газеты» правилом было: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». То есть: если Церковь говорит что нельзя женщине в нечистоте прикасаться к святыне, а Вам «очень надо» — то можно? Я уверен, что в древности, когда вера была крепче и люди не искали благословения на то, что «не по правилам», женщины ждали и месяцами, и годами, когда им можно будет причаститься. Тот же Евангельский рассказ разве не говорит, что кровоточивая прикоснулась к краю одежды Господа тайно, поскольку сделать это открыто было нельзя? Только дерзновение позволило ей решиться на это. Имеете ли Вы такое дерзновение, или это нечто другое — дерзость, например? Хотя, как уже говорилось выше, священник может благословить — и тогда действительно и однозначно можно.
По поводу «обидно». Понятие нечистоты не есть понятие материальной грязи. Это — понятие духовное. Бог сотворил мужчину и женщину разными. Мужчина и женщина по-разному повели себя в момент грехопадения (оба хороши, конечно, но — по-разному). Поэтому и после грехопадения мужчина и женщина физиологически по-разному, но оба могут быть нечисты. Нечистота — следствие греховности человека, а не нечто присущее изначально его природе. Поэтому и, простите за прямоту, нечего обижаться на Бога за то, в чём повинны только мы сами.
«Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых — все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья — тот же горшечник» (Прем. 15:7).
«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: ‘зачем ты меня так сделал?’ Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?» (Рим. 9:20-21).
«Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело [скажет ли о тебе]: «у него нет рук?» Горе тому, кто говорит отцу: «зачем ты произвел [меня] на свет?», а матери: «зачем ты родила [меня]?» Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (Ис. 45:9-12).
Умудри Вас Господь!
С любовью о Христе
А. В., псаломщик.
20.4.06
Ув. Татьяна! Все гораздо проще: церковные правила запрещают причащаться и прикасаться к святыни женщине, которая находится в период ОБЫЧНОГО месячного очищения. В период же болезни (о чем пишите Вы и Ваш пример о кровоточивой в Евангелие) Церковь РАЗРЕШАЕТ причащать больную женщину, оказывая ей снисхождение. См.: Никольский К., прот. Учебный устав богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 693 (О причащении больного), строки 15-22): «. Хотя женщинам, про правилам церковным (Известие учит. в Служебнике, и Тим. Александрийского, правило 6), в период месячного и родильного очищения не дозволяется ни в церковь входить, ни причащаться, но если им случится впасть в такое время в болезнь, НЕТ ПРИЧИН ЛИШАТЬ ИХ ПРИЧАЩЕНИЯ Тела и Крови Господней. Естественная нечистота — есть явление, не зависящее от их воли. Правила же, запрещающие им причащение, имеют в виду женщин ЗДОРОВЫХ, а не больных и умирающих. «. Так что — все просто и не надо возмущаться на пустом месте. нужно просто обратиться к ПРАВИЛАМ любящей МАТЕРИ — ЦЕРКВИ.
Храни вас Бог.
Вадим
5.5.06
Вадим, Вы пишете: «К еще более грустным перегибам приходят некоторые рассуждающие. не нужно так лихо путать грех с поврежденностью человеческой природы. От Адама и Евы в христианине — падшая природа, прочее очищено крещением. Способность ко греху и противоестественным страстям или сами естественные по природе страсти еще не грех. Вы предлагаете считать себя духовно нечистой и каяться в месячных?»
Зачем же Вы передёргиваете? Во-первых, я не призывал каяться в месячных! Во-вторых, Вы забыли о том, что «падшая природа» стала таковой вследствие первородного греха прародителей. И хотя этот грех давно ими оплакан и раскаян, и прощён им Богом, а Адам и Ева прочитаются Церковью как святые, но последствия грехопадения — болезнь и смерть, а вместе с ними и различные проявления нечистоты — перешли на всех людей. Поэтому, Вадим, не нужно «так лихо» выдумывать какие-то «естественные по природе страсти»! Страсти — это когда человек вместо обуздания своей падшей природы следует ей, и потому страсти — противоестественны. А месячные — это не зависящие от желания женщины проявления повреждённости нашей природы. И спутал их не я, а Вы.
С любовью о Господе,
А. В., псаломщик.
10.5.06
Храни вас Бог.
Вадим.
16.5.06
Вадим, я не разделяю Вашего оптимизма относительно нашего с Вами взаимопонимания. Мы о разном говорим, Вы всё время предлагаете рассуждать логически, а я всё время призываю следовать конкретным Правилам Церкви. Ещё раз повторяю: согласно Церковным Правилам, месячные определяются как нечистота, и вследствие этого — препятствием для участия в Таинствах и обрядах.
Не «изменение ума и эмоций», и не «гигиенические причины», о которых упоминает Патриарх Сербский Павел (впрочем, выводы его значительно осторожнее предварительных рассуждений), являются препятствием, а именно сам факт телесной нечистоты. Владыка Павел ведь и сам пишет: «Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми (выделено мною. — А. В.)». А — телесно?! Разве не телесно (конечно же, одновременно также и духовно) мы причащаемся? Прикасаемся к иконе? Дерзну утверждать, что в Церки промыслительно сохраняются многие не весьма логичные с точки зрения либерального или/и научного мировоззрения правила и запреты. Например, свт. Василий Великий на вопрос о том, почему за одни и те же плотские грехи Церковные Правила предусматривают для женщин значительно более строгие прещения, нежели для мужчин, он откровенно отвечал, что (я упрощаю здесь) он точно не знает, однако так ведётся издревле, и нарушать этого не следует. (А между прочим, значительно позднее селекционеры заметили, что все щенки породистой суки, которая хотя бы один раз случайно до того родила щенков от непородистого кобеля, получаются бракованными с точки зрения породы! Причины этого, насколько я знаю, научно не объяснены. Надо полагать, то, что по отношению к человеку называется «блудом», для самки не проходит бесследно. Понятно, что человек — не собака, но и его тело подчиняется в общем тем же законам, что и тело животного.) И я всю жизнь опасаюсь, что излишняя «смелость» (свойственная, между прочим, подчас и мне тоже) может на поверку оказаться греховным небрежением.
Более я не стану полемизировать на эту тему — я, думаю, сказал, что мог. Это моя последняя реплика по сему поводу.
Что касается «естественных страстей» — спаси Господи за ссылки. Здесь я вынужден признать свою терминологическую неправоту. Но сие на вышенаписанное никак не влияет.
P. S. Выше в одном из ответов говорится, что женщина в известном состоянии может молиться и «брать в руки Евангелие». Поскольку я о Евангелии упоминал, уточняю (я, впрочем, именно так и писал ранее): нельзя прикасаться к напрестольному Евангелию, которое является такой же святыней, как напрестольный Крест или икона.