Кандидаты в члены совета безопасности оон

Кандидаты в члены совета безопасности оон

Чем же занимается данная организация? Из чего она состоит и какова ее структура? И что такое право вето, которое периодически используют дипломаты. Ответы на эти вопросы вы узнаете из нашей статьи.

Совбез ООН: состав и полномочия

Все государства, имеющие членство в ООН, должны подчиняться решениям, принятым на Совбезе, и выполнять их. Так, по крайней мере, записано в уставе. Это главное отличие Совета от других органов и структур ООН, которые могут всего лишь выносить рекомендации государствам-членам данной организации.

Сегодня в состав Совета входит пятнадцать государств: пять на постоянной основе, десять – избираются каждые два года на Генассамблее ООН. Такой порядок был окончательно закреплен резолюцией от 1963 года. До этого момента в Совбез входили всего лишь шесть непостоянных членов. Комплектация происходит по географическому положению:

  • пять мест получают государства Африки и Азии;
  • одно – для стран Восточной Европы;
  • два места – государства Латинской Америки;
  • два закреплены за Западной Европой.

Избрание председателя Совбеза происходит ежемесячно. Он назначается по списку стран-членов этого органа, расположенных в соответствии с их английскими названиями.

Постоянные члены Совбеза:

  • Россия (Советский Союз до 1991 года);
  • США;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Китай.

Постоянные члены Совбеза ООН имеют важнейшую привилегию – право вето, благодаря которому они могут остановить принятие любого решения. К сожалению, нередко происходит злоупотребление этим правом.

Информация о работе СБ есть на официальном сайте ООН (существует русская версия), там же можно смотреть заседания онлайн.

Какие функции должен выполнять Совбез

Для решения проблемы СБ может:

  • отправлять особые миссии в зоны конфликтов;
  • инициировать расследования;
  • назначать специальных посланников;
  • формулировать общие принципы достижения мира;
  • привлекать Генсека ООН для участия в переговорном процессе.

Если военные действия все-таки начинаются, то Совет прилагает все усилия для их прекращения. Он может делать заявления, опираясь на авторитет Организации Объединенных Наций, осуждать агрессоров, давать указания о прекращении огня, отправлять в зону конфликта наблюдателей или же специальные военные силы. Обычно в их задачи входит разъединение противоборствующих сторон и снижение общего накала напряженности, после чего можно снова вернуться к мирным переговорам.

Совбез ООН имеет полномочия выносить решения о введении экономических санкций против той или иной страны, о разрыве с ней дипломатических отношений или о торговой блокаде. В компетенции Совета даже инициация коллективных военных действий против агрессора.

СБ всегда стремится уменьшить негативные последствия своих действий для мирного населения и наказать сторону, виновную в разжигании конфликта.

Для принятия любого решения Совбеза, кроме процедурных, необходимо 9 голосов из 15, но здесь есть важный нюанс. Его должны поддержать все пять постоянных членов СБ, причем даже воздержание любого из них может быть рассмотрено как попытка ветирования. Правда, государство может поставить Совет в известность, что его голосование не является препятствием для принятия решения. В таком случае резолюция может быть одобрена СБ ООН, если, конечно, наберёт нужное количество голосов. Сторона-участник конфликта не имеет право участвовать в голосовании.

Каждый из членов СБ обязан иметь своего представителя в штаб-квартире ООН, чтобы орган, в случае острой необходимости, мог начать заседание в кратчайшие сроки.

История Совета Безопасности

Сама идея создания ООН появилась еще в начале Второй мировой войны. Уже в августе 1941 года между Англией и США была подписана Атлантическая хартия, в которой излагалось общее видение мира после разгрома нацисткой Германии. Через несколько месяцев подпись под данным документом поставил и СССР.

Согласно этой доктрине, в будущем, уже после окончания войны, мир на планете должен поддерживаться усилиями четырех мощнейших государств: США, Советского Союза, Великобритании и Китая. По замыслу президента, каждая страна прямо получала свою зону ответственности: Америка следила бы за порядком в Западном полушарии, СССР – в Центральной Азии и Восточной Европе, Китай – на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе, а за британцами оставались земли ее империи и Западная Европа.

Первое заседание Генассамблеи состоялось в Вестминстерском дворце 10 января 1946 года. Через неделю в том же месте была принята первая резолюция Совбеза. Она касалась создания нового комитета, который бы планировал будущие военные операции, инициированные Совбезом.

В 1952 году ООН окончательно переехала в Нью-Йорк, и с тех пор этот город – место его постоянного пребывания. Там же проходят и заседания Совбеза. За прошедшие десятилетия было организовано несколько выездных заседаний СБ.

С момента основания ООН пост Генерального секретаря организации занимали девять человек. Сейчас на этой должности находится португалец Антониу Гутерреш – он был избран в начале 2017 года.

В 1965 году была проведена важная реформа Совбеза – с 11 до 15 увеличилось число непостоянных членов СБ.

Право вето или почему ООН иногда бессильна

С 1946 по 2015 год постоянные члены Совбеза ООН 237 раз применяли право вето. Наибольшее количество раз эту процедуру использовал СССР и Россия (103). На втором месте находятся американцы — они ветировали 79 резолюций Совета, третье место за Великобританией – 29 вето, четвертое занимает Франция —16 вето. Китай использовал свое право только в девяти случаях.

Советский Союз особенно активно ветировал резолюции СБ до 1970 года: на этот период пришлось 80 вето. В разгар Холодной войны блокирование решений в Совбезе ООН вообще стало рутинной процедурой: не проходило и недели без советского или американского вето по тому или иному вопросу. К сожалению, в последние годы мы видим стремительное скатывание к тем же позициям: вместо поиска компромиссов по сложным вопросам, постоянные члены СБ все чаще блокируют не устраивающие их решения.

С 1991 по 2015 год Российская Федерация воспользовалась своим правом тринадцать раз, причем десять из них пришлись на последние годы.

Совбез ООН: пережиток прошлого

Однако главное даже не это. Нынешний состав и структура Совбеза абсолютно не соответствует современным международным реалиям. Тема реформы Совбеза на слуху уже несколько десятилетий, но никаких практических подвижек в этом вопросе так и не происходит. В СБ хотят попасть Германия, Бразилия, Япония, Индия и даже Индонезия. Италия предложила выделить в Совете место для Евросоюза, а несколько африканских государств настаивают на отдельном представительстве континента в СБ.

Читайте также:  Из за чего при беременности может быть молочница вредна ли она

ТАСС-ДОСЬЕ. Совет Безопасности, согласно Уставу Организации Объединенных Наций, принятому в 1945 г., является одним из главных органов этой организации. Он несет ответственность за поддержание международного мира и безопасности и правомочен вводить санкции и предпринимать действия, связанные с применением вооруженной силы. Решения СБ являются обязательными для всех членов ООН. Первое заседание Совбеза состоялось 17 января 1946 г. в Лондоне, с этого времени он принял более 2 тыс. резолюций.

Совет Безопасности состоит из 15 членов, в том числе пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), каждый из которых обладает правом вето. Остальные десять — непостоянные члены. Они принимают участие в голосованиях при принятии решений, но не могут эти решения блокировать.

Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок, пять из них подлежат переизбранию ежегодно. Кандидатуры выдвигаются региональными группами: пять — от стран Африки и Азии; одна — от Восточной Европы; две — от Латинской Америки; две — от Западной Европы и других государств. Для избрания необходимо получить 2/3 голосов присутствовавших делегатов Генассамблеи. Согласно регламенту, выборы проводятся тайным голосованием.

Чаще других непостоянными членами СБ избирались: Бразилия и Япония — по 10 раз; Аргентина — 9; Индия, Колумбия, Пакистан — по 7; Италия и Канада — по 6; Австралия, Бельгия, Венесуэла, Германия, Испания, Нигерия, Нидерланды, Панама, Польша — по 5 раз. Более 60 государств- членов ООН никогда не входили в СБ.

Единственной страной, отказавшейся от места в Совбезе, стала Саудовская Аравия (2014 г.). Свое решение власти этой страны объяснили тем, что из-за политики «двойных стандартов» СБ неспособен прекратить войны и урегулировать конфликты. В качестве примера неэффективности работы Совбеза МИД Саудовской Аравии привел палестинский конфликт и сирийский кризис. Тогда на место Саудовской Аравии была избрана Иордания.

В 2016 г. в заседаниях СБ продолжат участвовать Ангола, Венесуэла, Испания, Малайзия и Новая Зеландия (со сроком полномочий на 2015-2016 гг.). На место выбывающих Иордании, Литвы, Нигерии, Чили и Чада (2014-2015 гг.) 15 октября этого года будут выбраны новые члены с полномочиями на 2016-2017 гг.

В числе кандидатов — Украина, которая уже трижды избиралась непостоянным членом СБ — в 1948-1949, 1984-1985 и 2000-2001 гг. В этом году она является единственным кандидатом от региональной группы стран Восточной Европы. Помимо Украины, на места в Совбезе претендуют Египет, Сенегал, Уругвай и Япония. Они также не имеют конкурентов внутри своих региональных групп.

Три года назад начался сирийский вооруженный конфликт. Сейчас на территории этой страны воюют боевики «Исламского государства», а американцы с союзниками наносят удары по позициям исламистов. Москва говорила, что будет считать агрессией такие действия в обход Совбеза ООН и без одобрения Дамаска. Мы и сейчас на этом настаиваем?

Геннадий Гатилов: Россия всегда выступала за то, что терроризму нужно противостоять сообща. На саммите «восьмерки» в Лох-Эрне в 2013 году его участники приняли декларацию, в которой был специальный параграф, призывающий международное сообщество наряду с сирийским правительством и оппозицией объединиться для борьбы с террористической угрозой в Сирии. С тех пор «Исламское государство» распространило свою активность на Ирак и превратилось в серьезную угрозу для региона и всего мира. Но если в Ираке американцы и созданная под их эгидой коалиция действуют совместно с иракским правительством и наносят авиаудары по позициям боевиков, получив индульгенцию властей в Багдаде, то в Сирии другая ситуация. Сирийское правительство постоянно напоминает, в том числе направляя официальные письма в Совет Безопасности ООН, что действия США незаконны и нарушают суверенитет этой страны. Мы также считаем, что они неприемлемы с точки зрения международного права и всякий раз говорим об этом нашим коллегам в ООН. Кстати, сирийские власти не раз заявляли, что готовы сотрудничать с международным сообществом в противодействии терроризму на своей территории. Но американцы на диалог не идут, ссылаясь на «нелегитимность сирийского режима».

А как в Москве оценивают нового спецпредставителя генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуру? Вы верите в успех его миссии по налаживанию межсирийского диалога?

Геннадий Гатилов: Де Мистура действует весьма активно, он осуществляет контакты со всеми сторонами конфликта, несколько раз был в Дамаске. Сирийское правительство в целом позитивно относится к его усилиям. Это радует, поскольку дает надежду, что нам все-таки удастся реанимировать процесс политического урегулирования. Де Мистура приезжал в Москву, министр иностранных дел Сергей Лавров с ним встречался. Мы поддерживаем те задачи, которые поставил ооновец. Прежде всего, его инициатива по «локальным замирениям». Начать предполагается с Алеппо — второго по величине и значению сирийского города. Там должны быть созданы условия, которые позволят доставить гуманитарную помощь для гражданского населения. Потом аналогичные локальные замирения могли бы распространиться на другие города. Мы считаем эту идею вполне разумной и убеждаем сирийское правительство, что в этом вопросе де Мистуру следует поддерживать, что оно и делает.

Читайте также:  Нитроксолин при кандидозе как пить

Совет ООН по правам человека рекомендовал Совбезу передать в Гаагу так называемое «дело Ким Чен Ына». Будет ли Москва блокировать эту инициативу?

Геннадий Гатилов: Совет Безопасности ООН этот вопрос не рассматривал, и сейчас он не стоит на повестке в практическом плане. Без рекомендации Совбеза дело не будет передано в Международный уголовный суд. А к работе Совета ООН по правам человека у нас накопилось много вопросов. К сожалению, этот орган используется нашими западными коллегами в политизированных целях. Это касается не только давления на КНДР, но и на Сирию, Белоруссию и ряд других неугодных Западу режимов. Мы считаем, что нет идеальных стран, в которых бы на сто процентов соблюдались права человека. Это касается и западных демократий.

США признали в профильном комитете ООН факт применения пыток после терактов 11 сентября. Будет ли РФ привлекать внимание к этому факту в рамках правозащитной повестки в ООН?

Геннадий Гатилов: Действительно, выступая перед экспертами в Комитете против пыток, американские представители признали, что США поступились собственными ценностями и не выполнили свои международные обязательства в соответствии с Конвенцией против пыток. Но такое покаяние вряд ли можно считать реальным намерением американцев изменить ситуацию. Вашингтон по-прежнему не считает себя обязанным привлекать к ответственности тех, кто санкционировал применение пыток. Конечно, эти и другие нарушения найдут отражение в рекомендациях экспертов ООН, и администрация США вынуждена будет отчитываться по ним. Этот сюжет рассмотрит и Совет ООН по правам человека в ходе ежегодного универсального обзора. В отношении США он намечен на весну 2015 года. Россия всегда принимает участие в обзорах ситуации с правами человека в отдельных странах. Но мы не пытаемся читать нотации другим правительствам, а стараемся давать рекомендации в благожелательном ключе, избегать политизации.

В «пятерке» постоянных членов Совбеза ООН давно обозначился раскол: с одной стороны — РФ и Китай, с другой — «западники». Часто одна из групп блокирует проекты резолюций, которые кажутся ее странам неприемлемыми. Так было, например, при попытке согласовать документ по гуманитарной ситуации на юго-востоке Украины. Этот раскол фатальный?

Геннадий Гатилов: По гуманитарной ситуации на юго-востоке Украины РФ как минимум трижды выдвигала проект резолюции, но всякий раз это наталкивалось на упорное сопротивление США и других западных государств. Видя такую позицию, мы уже не пытаемся выносить этот вопрос на согласование. Но в повестке Совета Безопасности ООН стоят около 70 вопросов, связанных с поддержанием мира и безопасности. И по многим из них у нас есть общее понимание с западными партнерами. В частности, на нынешней сессии американцы инициировали проект резолюции по борьбе с иностранными террористами-боевиками, орудующими в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Мы такой проект поддержали. Резолюция была принята консенсусом, никаких противоречий и разногласий у нас не возникло. Так что фатального раскола в Совете Безопасности нет. Наоборот, мы постоянно стремимся найти точки соприкосновения с западными партнерами.

А что с дискуссией о реформе Совета Безопасности ООН? Она окончательно похоронена или к юбилею Организации в 2015 году получит новый импульс? Поддержит ли Россия один из вариантов реформы?

Геннадий Гатилов: Эта дискуссия продолжается более 15 лет. Для нас главное, чтобы в итоге в ООН были адекватно и на более равноправной основе представлены все регионы, прежде всего — развивающиеся страны. С момента создания Организации в 1945 году мир изменился. Тогда не было такого количества независимых африканских, азиатских государств. Сегодня рассматриваются два основных направления возможного реформирования Совбеза. Одна группа стран выступает за увеличение числа его как постоянных, так и непостоянных членов. В этой группе лидируют Германия, Япония, Индия и Бразилия. Другая, не менее солидная группа так называемых «объединившихся ради консенсуса» ратует за то, чтобы расширение Совбеза происходило только за счет непостоянных членов.

Россия готова допустить расширение «пятерки» постоянных членов Совбеза? Например, поддержать в этом стремлении кого-то из партнеров по БРИКС?

Геннадий Гатилов: Россия готова к любому варианту реформирования Совета Безопасности, который учитывал бы интересы всех стран-членов и был для них приемлем. Кстати, мы постоянно говорим нашим партнерам, тем же бразильцам, немцам, индийцам, что рассматриваем их государства в качестве серьезных кандидатов в постоянные члены Совбеза. Однако главное препятствие заключается в том, что нет согласия внутри региональных групп. Когда о своих претензиях заявляет Индия, с аналогичными притязаниями выступает Пакистан. В Латинской Америке наряду с Бразилией такие страны, как Аргентина и Мексика, также имеют право претендовать на место постоянного члена в Совете Безопасности. Не говоря уже об Африке, где вообще нет единого понимания на этот счет. Поэтому процесс топчется на месте. Формально, для того чтобы было принято решение по расширению или реформированию Совбеза, необходимо утвердить резолюцию Генассамблеи ООН большинством в две трети голосов. Но если встать на эту формальную позицию, треть государств, в том числе крупных и влиятельных, окажется против такого решения, что негативно скажется на работе Организации. Сейчас некоторые делегации предлагают: «Давайте примем какое-либо кардинальное решение к предстоящему 70-летию ООН». Но мы против того, чтобы загонять себя в какие-то временные рамки. Надо продолжать работать, искать основу для консенсуса.

Читайте также:  Если у женщины в половом органе белое и зуд это молочница

Как Россия будет отмечать 70-летие ООН?

Геннадий Гатилов: Это будет грандиозное событие для всего человечества. В сентябре в Нью-Йорк съедутся главы практически всех государств. Думаю, что будет принято много важных политических документов, связанных с этой датой. Для нас предстоящий год, конечно, связан еще с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Два юбилея неотделимы друг от друга. Мы уже включили в повестку сессии Генасаамблеи отдельный пункт, касающийся Победы. Будет проведено специальное заседание Генеральной Ассамблеи, принята соответствующая резолюция. Памятные и культурные мероприятия пройдут не только в Нью-Йорке, но также в Женеве, Вене. Праздновать будем активно.

Совет Безопасности ООН
Административный центр
  • Нью-Йорк , Нью-Йорк , США
Тип организации главный орган ООН[d][1] и юрисдикция
Основание
Дата основания 1946
Материнская организация Организация Объединённых Наций
Дочерние организации Миссия ООН по стабилизации ситуации в Гаити[d]
un.org/securityco…​ (англ.)
un.org/securityco…​ (кит.)
un.org/securityco…​ (фр.)
un.org/securityco…​ (ар.)
un.org/securityco…​ (рус.)
un.org/securityco…​ (исп.)
Медиафайлы на Викискладе

Содержание

Состав [ | ]

В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • пять — от государств Африки и Азии;
  • один — от государств Восточной Европы;
  • два — от государств Латинской Америки;
  • два — от государств Западной Европы и других государств [2] .

Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных по алфавиту английских названий [3] .

Непостоянными членами СБ ООН с 1 января 2020 года стали Вьетнам, Нигер, Тунис, Эстония, Сент-Винсент и Гренадины — взамен

Хронология получения странами полномочий непостоянных членов СБ ООН:

В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:

Более 60 государств — членов ООН никогда не избирались членами СБ.

Италия и Нидерланды на выборах 2016 года получили равное число голосов, и поэтому занимают места в СБ в течение 1 года.

С 1 января 2020 года председательствование в СБ ООН перешло от США к Вьетнаму, который в предыдущий раз был членом Совета безопасности в 2008-2009 годах [11] .

Хронология председательствования стран в СБ ООН в 2019-2020 годах [12] :

Председательствование стран в СБ ООН в 2019-2020

Страна Месяц
Вьетнам январь 2020
США декабрь 2019
Великобритания ноябрь 2019
Южная Африка октябрь 2019
Россия сентябрь 2019
Польша август 2019
Перу июль 2019
Кувейт июнь 2019
Индонезия май 2019
Германия апрель 2019
Франция март 2019
Экваториальная Гвинея февраль 2019
Доминиканская республика январь 2019

Полномочия [ | ]

На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.

Форматы совещаний [ | ]

Совет Безопасности работает в следующих форматах совещаний [14] :

Принятие решений [ | ]

Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования [15] .

Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.

Исторические решения Совета Безопасности [ | ]

Предложения по реформированию Совета Безопасности [ | ]

15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.

Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11.

Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания (то есть все постоянные члены). Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза [прим. 2] , так как это затруднит процесс принятия решений.

Критика [ | ]

Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, что неоднократно имело место.

Рекордсменами по применению права вето являются США и Российская Федерация — с 1991 по 2015 год США использовали право вето 14 раз [17] , Российская Федерация — 13 раз [18] . В 2015 году международная правозащитная организация Amnesty International призвала пять постоянных членов Совета Безопасности добровольно отказаться от права вето по решениям, касающихся геноцида и массовых убийств мирного населения [19] . При этом глава Amnesty International Салил Шетти (англ.) русск. заявил, что постоянные члены Совета Безопасности используют право вето для того, чтобы продвигать собственные политические интересы вместо того, чтобы принимать меры по защите гражданского населения в военных конфликтах [20] .

Читайте также:
Adblock
detector