Валентина минская и бесплодие

Валентина минская и бесплодие

На сельском кладбище деревни Крысово под Минском покоится святая подвижница — блаженнная Валентина Минская. В народе ее любя называют матушкой Валентиной. Как в Москву едут к Святой Матроне, так в Крысово паломники со всей Беларуси приезжают к матушке Валентине.

При жизни, будучи более 30 лет прикованной к постели, Валентина подвизалась в молитве и смирении. Уже тогда люди называли ее святой. Господь даровал ей прозорливость, по молитвам старицы люди исцелялись.

Упокоилась Валентина, в миру Сулковская, 6 февраля в 1966 году, а спустя ровно 40 лет БПЦ причислила ее к лику святых.

— В моей жизни матушка, как я говорю, моя вторая мама. Без нее очень тяжело жить. Приходишь сюда с открытым сердцем, рассказываешь о своих проблемах и матушка утешает, управляет – решаются все вопросы, — делится паломница Людмила Гирик.

— Мы же находимся, как белка в колесе, крутимся туда-сюда. Приходим сюда и сталкиваемся с вечностью. Мы начинаем задумываться: кто мы, что мы, — рассуждает Сергей Островский. — Рай-то внутри нас, его не надо нигде искать. Изменение происходит тогда, когда человек осознает свою немощность и греховность. Когда человек чувствует, что он очень низко пал, что он не достоин даже поднять голову, тогда на него благодать и снисходит.

Истории исцелений

Много чудес было явлено по молитвам матушки Валентины.

— Почему мы обращаемся к матушке, потому что она является ходатаицей за нас перед Богом. Люди получают здесь исцеления. Одна женщина прикладывалась к большому кресту, и с креста ей в глаз попадает капелька. Она этим глазом не видела уже лет 30 или 40. И вот она буквально на месте прозревает, — продолжает Сергей. — Очень часто матушка помогает семьям с рождением детей.

О своем чудесном исцелении рассказывает Анна Васильевна Скрябина:

Кто и зачем так украшает матушкину сень?

Многие, однажды побывав у матушки Валентины, снова и снова сюда возвращаются.

— Мне 28 лет, а к матушке я начал ходить когда мне был 21 год, еще будучи студентом, — вспоминает Игорь Волынкин. — С приходом к матушке Валентине начался новый этап моего воцерковления, он стал более осознанным.

— Человек начинает здесь преображаться, он светлеет. Мы становимся темными, а находясь на святом месте, трудясь здесь, человек просветляется, — отмечает Сергей Островский.

На месте упокоения святой блаженной Валентины Минской всегда можно потрудиться во славу Божию. Ко всем церковным праздникам матушкина сень и кресты у могилы украшаются природными материалами. Каждое растение несет в себе определенный символ.

Нынешние украшения были созданы к 6 февраля, ко Дню прославления святой блаженной Валентины Минской. Пшеница символизирует христиан, принявших крещение. Колосья – это хлеб Евхаристии, тело Христово, благодать.

Украшения придумывает и разрабатывает Георгий Георгиевич Бигоза, по скромности пожелавший остаться за кадром. Немного о нем рассказали другие.

По эскизам и под чутким руководством Георгия Бигозы, всю эту красоту с любовью и молитвой создают матушкины чада – в основном паломники из Минска, а еще из Молодечно, Слуцка и других городов. На могилке блаженной они трудятся каждые выходные и всегда открыты и рады новым помощникам. В теплое время года тут заготавливают материал – люди собирают на полях васильки, ромашки. На украшения для матушки жертвуют цветы и многие дачники. К зиме в лесу собирают шишки, еловые и сосновые веточки.

— Еще не прошло 10 лет с момента прославления матушки Валентины, а как много здесь преобразилось! — воодушевлен Игорь Волынкин. — Смотрю на труды, которые здесь совершаются и удивляюсь. Я помню, как раньше украшения проходили только 2-3 раза в год и они были не такие масштабные, как сейчас. Но матушка и Господь управляют, так что появляется и желание, и возможность служить тут и таким образом прославлять Бога, это место и святую блаженную Валентину Минскую.

Во все времена рождались в православных землях люди, отмеченные особой святость и праведным образом жизни. В годы советских гонений на церковь эти сподвижники веры являлись лучами Божественного Света, дающими надежду на спасение. К числу отмеченных Господом христиан относится блаженная Валентина Минская.

Жизнеописание

Жизнь Валентины Фёдоровны Чернявской проходила в тяжёлые для православной веры годы, события которых оказали на скромную молитвенницу большое влияние.


Валя родилась 7 апреля 1888 г. в благочестивой семье священника Феодора Чернявского и его супруги Софии Петровны, происходящей из старинного рода Свирских. Валентина была четвёртым ребёнком четы. Сын Иван умер в младенчестве. Затем родились дочери Анна и Ксения. Батюшка Феодор служил в приходской церкви села Станьково.

Жила семья в большом доме, который глава семейства построил своими руками около приписной церкви в деревне Коски. Через некоторое время после рождения Валентины на средства прихода была обновлена старая деревянная церковь. Рядом с обновленным храмом поставили маленький домик для сторожа.

Через несколько десятков лет в него к праведной женщине будут приезжать сотни паломников. А в конце XIX столетия маленькая девочка Валя посадила у стен церкви небольшую ёлочку. По Божьей Воле дерево быстро росло и вскоре его крона приняла форму креста.

С раннего детства девочка любила церковные службы и молитву. Однажды она настолько углубилась в молитву в укромном углу храма, что не заметила, как все прихожане разошлись по домам, и храм заперли на ночь. Закончив молитву, Валя поняла, что родные люди будут волноваться за неё. Она разбила окно и выбралась из запертого здания, а следующим утром самостоятельно застеклила раму и убрала осколки стекла с дорожки.

О других святых:

Также, как и отец, Валентина училась в Минском духовном училище. После окончания учебного заведения она вела занятия в Народном училище. В доме Чернявских всегда было много гостей из священнического сословия. Но наиболее всего заполнилась девушке встреча с праведным Иоанном Кронштадтским.

Во время поездки в столицу произошёл чудесный случай. Корабль, на котором находились дочь и отец, должен был столкнуться с другим судном. В момент, когда гибель казалась неминуемой, девушке явился святой Пантелеймон и велел ей упорно молиться. Корабли разошлись, а окружающие люди в очередной раз убедились, что молитва отроковицы обладает большой силой.

В 1912 г. Валентина вышла замуж за Феодора Васильевича Сулковского. Супруг был старше молодой женщины на 20 лет. Он имел звание коллежского советника. На фотографиях, сделанных на свадьбе, супруги выглядят счастливыми. Биографы отмечают, что в глазах невесты читается внутренняя сила, которую можно увидеть и на фотографиях старицы Валентины и на её иконописном образе.

Вскоре семья Сулковских отправилась в Польшу, где Феодор Васильевич занимался обеспечением воинских частей западного фронта. В этой поездке Валентину сопровождала односельчанка Ефросинья, которая через много лет станет келейницей известной блаженной старицы.

Во время войны у семейной пары не хватало денег на продукты, и женщина ненадолго вернулась в Минск. Здесь она окончила курсы, обучающие переписыванию бумаг и печати на машине. Полученные навыки позволили ей зарабатывать небольшие деньги, которых хватало на продукты.

Революционные события 1917 г. перевернули жизнь четы Сулковских и всех их родственников. В самом начале большевистских религиозных гонений умер Феодор Васильевич Чернявский. Он был похоронен около церкви в деревне Коски. Феодора Сулковского объявили врагом народа.

Супруги переехали на родину мужа, и занялись сельским хозяйством. В условиях НЭПа их положение улучшилось, но в 1929 г. они были вынуждены вступить в колхоз. Новая волна репрессий принесла Валентине Феодоровне новые беды:

  • родовой дом и всё хозяйство Чернявских было национализировано;
  • в 1931 г. был арестован Феодор Сулковских, расстрелянный через 2 года в одном из лагерей на Дальнем Востоке;
  • в 1933 г. овдовели старшие её сёстры, мужья которых были священниками.

Ноги у Валентины начали болеть в конце 20-х гг. Уже в 1934 г. тяжёлая болезнь приковала её к постели. Недуг не позволил ей проститься с матерью, умершей в 1937 г. Вдову уважаемого священника отпевал сонм белорусских священнослужителей.

Читайте также:  Как молиться пантелеймону о бесплодии

С этого момента в маленькой сторожке рядом с крестообразной ёлкой Валентина осталась в одиночестве. Но добрые люди не оставляли её. В Коски переехала семья Ефросиньи Ивановны Лойко — женщина, которая сопровождала молодую семью Сулковских в Польшу. Она стала самым близким человеком для 50-ти летней молитвенницы.

Интересно: путь молитвенного служения и недуг были дважды предсказаны будущей блаженной предстоятельнице. В конце 20-х гг. одна немощная женщина предсказала ей вскоре подобную судьбу. Второе знамение произошло в 1934 г., когда у ручья красивая незнакомка повелела женщине пойти домой и лечь. Валентина выполнила наказ, а на следующий день не смогла подняться с ложа.

Валентина Феодоровна приняла крест юродства и молитвенного служения Господу в тяжёлые для Православной Церкви годы. Она являлась опорой для христианских душ, пребывающих в смятении.

Принявшая подвиг юродства женщина была отмечена Божией Благодатью. Господь даровал возможность видеть души и мысли людей. Все паломники, приезжающие к старице за советом и благословением, отмечали, что матушка лежала на простом деревянном топчане в окружении множества икон. Она всегда была одета в простую, но чистую одежду.

От пожилой женщины как будто исходило сияние. Она была немногословна, практически постоянно пребывая в молитве и праведном труде. Прикованная к постели женщина изготавливала цветы из бумаги и пляски из ниток. Простые поделки она раздавала приходящим к ней людям.

Власти много раз пытались прекратить паломничества советских граждан к старице. В прессе появлялись статьи, порочащие и высмеивающие блаженную женщину. Однажды в деревню приехал отряд, который попытался забрать матушку в лечебницу для душевнобольных людей. Но приехавшие люди не смогли выполнить задуманного грешного дела.

Люди, впервые приезжающие в Коски, удивлялись обилию печатных и рукописных духовных книг. Блаженная Валентина использовала их для вразумления и помощи людям. Она всегда говорила спокойно, тихо и размеренно. Она говорила с посетителями как с детьми, журя их с любовью и юмором.

Часто маленькую сторожку и его обитательницу посещали священнослужители и верующие миряне, которые проводили у одра немощной старицы службы. Она стала духовной наставницей для множества молодых людей, выбравших для себя сложный путь духовного служения. Впоследствии они приложили множество усилий, направленных на канонизацию великой женщины.

До последних дней отмеченная Божией Благодатью женщина принимала посетителей. 6 февраля 1966 г. в её дом приехала всего одна посетительница. Она привезла старушке атласное платье. Женщина осталась ночевать в сторожке и стала свидетельницей тихого ухода к Господу души святой старицы.

Важно! Через 40 лет после кончины Валентины Сулковской митрополит Минский и Слуцкий Филарет инициировал её канонизацию. Радостное событие произошло 6 февраля 2006 г.

Чудеса святой

Господь наделил свою избранницу даром провидения. Она видела прошедшие, настоящие и будущие события. Она рассказывала о ниспосланных ей откровения в краткой иносказательной форме. Первые озвученные блаженной женой откровения приходятся на довоенный период. Перед началом Великой Отечественной войны матушка говорила о железных птицах, летящих в небе.

Часто она рассказывала о судьбе мужей, детей и отцов, воевавших на фронте. Её слова всегда были точны и правдивы. Все воины, за которых молилась старица вернулись в родные дома. По её молитве на Коски не упала ни один фашистский снаряд, хотя бомбардировки проходили регулярно.

В послевоенные года матушка предсказала следующие знаковые события в истории православных земель:

По молитве матушки Валентины были исцелены многие люди. К ней приходили взрослые люди, приводили детей и немощных стариков. Чудеса исцеления происходили и после окончания земного пути блаженной старицы.

В 90-е гг. молодой мужчина по имени Андрей упал с балкона, расположенном на 5 этаже. Он остался жив, но пребывал в состоянии комы. Его мать горячо молилась блаженной Валентине, и молитва отчаявшейся женщины была услышана.

Придя в себя, парень рассказал, что видел себя, лежащим в пустыне, а мимо шествовали люди в белых одеждах. В какой-то момент у его постели остановилась женщина. Немного постояв, она продолжила путь. Вскоре Андрей пришёл в сознание. Он стал глубоко верующим человеком, и каждый год стал ездить на могилу матушки.

Интересно: Валентина Феодоровна запрещала называть себя матушкой, обращая внимания окружающих, что была замужем за мирским человеком.

В чем помогает

Как и при жизни к блаженной Валентине Минской обращаются с различными проблемами. Всем поможет смиренная предстоятельница. Но чаще всего к ней обращаются со следующими просьбами:

  • укрепить физическое и душевное здоровье человека;
  • спасти от одержимости и зависимостей;
  • вернуть здоровье;
  • укрепить Веру в Господа.

Для молитвенных обращений к святой написаны специальные тексты. Но даже если нет возможности их выучить, молиться можно своими словами, идущими из сердца.

Как добраться до могилы

Святую Валентину похоронили на местном кладбище в простой могиле, на которой установили крест с металлической табличкой, содержащей даты земной жизни блаженной старицы. Сегодня над почитаемым местом, притягивающим множество паломников, сооружена ажурная сень из металла. О месте последнего земного пристанище святой женщины знают жители всех окрестных деревень.

Чтобы доехать до места земного упокоения блаженной старицы из Дзержинска, необходимо двигаться по трассе М1 в минском направлении. Через 15 км по соответствующему указателю повернуть налево.

Паломникам, путешествующим на поезде, необходимо доехать до станции Пятигорье. Далее проходят мимо дачного посёлка и деревни Крысово до местного кладбища. При необходимости можно спросить дорогу у местных жителей, которые с радостью подскажут нужное направление.

Святая блаженная Валентина Минская поддерживала Веру в Господа у советских людей во время тяжёлых испытаний для Церкви и христианского духа. Её жизнь — пример смирения и покорности Божией Воле, который учит людей спокойно принимать все испытания, ниспосланные им Создателем.


Регина Карпович и Валентина Семагина

Сначала из окрестных деревень, затем из городов и стран паломники разных конфессий протоптали эту тропу к ее дому. Односельчане еще при жизни называли Валентину Сулковскую святой. Ребенок заболеет или что-то случится — шли к ней. Получив помощь, одни верили, другие сомневались, третьи не задумывались особенно — помогло и ладно. Для кого-то чудеса, происходящие по соседству с его домом, были чем-то привычным. А кто-то, как, например, местная жительница Регина Карпович, считает себя счастливым человеком уже только потому, что ходила одними тропами со святой.

Регина Адольфовна из тех немногих ныне живущих, кто знал святую Валентину. Сюда — в деревню Коски Дзержинского района — она вышла замуж. Жили в доме свекра:

Помнит Регина Адольфовна, как к Валентине начали ходить паломники из соседних деревень:

— Много из Добрынево приходило людей, это 10 километров от нас. Шли, песни церковные пели.

Через два дня пришла похоронка…

— Таких случаев много было, они описаны, местные рассказывали. Для матушки любой человек был, как открытая книга, — включается в разговор староста деревни Валентина Семагина. — Но одно дело, когда читаешь и слышишь от очевидцев, и совсем другое, когда сам получаешь помощь. Многое меняется в сознании и в жизни.

Еще один случай в семье Регины Адольфовны был связан со смертью свекра. Ему внезапно стало плохо, упал без сознания. В Станьково отправили за доктором, и, ожидая его, пытались сами помочь.

Валентина Степановна — минчанка, родилась и выросла в столице. Домик под дачу в Косках она купила в 1977 году. Жить переехала сюда после того, как перенесла заболевание в 2005-м.

В благодарность матушке Валентина Степановна решила установить поклонный крест в деревне. За свои средства ставила, работников нанимала, до сих пор не рассчиталась с долгами. Но счастлива до слез:

— Я уверена, что живу благодаря молитвам матушки. Когда заговорили о том, что ее святые мощи перенесут в храм, я как староста обходила дома здесь и в соседних деревнях, чтобы собрать подписи и узнать мнение. Со многими общалась и знаю, что все местные против. И я тоже считаю, что нельзя этого делать.

Читайте также:  Что может назначить врач от бесплодия

— А почему? — уточняю мнение Валентины Степановны.

Тропа протоптана

Ориентир к домику матушки Валентины — высокая ель. Говорят, что она ее сама посадила. Дом чуть на отшибе обнесен высоким забором. На калитке — замок. Зато у соседей нараспашку, они дрова заготавливают, и даже собаки приветливо хвостиками виляют. Глава семейства Валентин Владимирович Тюнис ребенком часто бегал к матушке, она угощала детвору конфетками или еще чем-нибудь вкусненьким из того, что ей привозили. Говорит, когда болел, матушка Валентина давала компот из красных ягод и просфору. Съев это, сразу поправлялся. А уже школьником не ходил. Учителя запрещали. Родители чаще общались просто, по-соседски. Они не были особо верующими.

— За нашей баней церквушка была, она сгорела, сейчас там сад соседей, — поясняет его супруга Татьяна Анатольевна.

— Мне свекор когда-то показывал место, где была могила отца Валентины. Тогда хорошо было видно. Сейчас уже все сровнялось. Дом Валентина оставила наследникам Ефросиньи, которая смотрела за матушкой. Она умерла в 1965-м, а через год сама Валентина. Сын Ефросиньи тоже уже умер, внук сейчас ее приезжает.

Супруги охотно рассказывают все, что знают, не интересуясь, кто мы. Привыкли к расспросам. Особенно частые, видимо, про чудо исцелений. И, хотя я не спрашиваю, Валентин Владимирович упреждает:

— Происходили чудеса или нет, я не знаю, но людей во дворе в любой день было много. Сейчас на могилу едут, но и сюда заглядывают.


В апреле 2018 года могиле святой Валентины присвоен статус историко-культурной ценности

Кладбище, где похоронена матушка Валентина, как раз напротив ее дома, через поле, и хорошо видно. Здесь в любой день есть люди. Спрашивать дорогу к могиле не надо, тропу проложили сотни тысяч ног. То и дело подходят новые паломники. Подолгу стоят у могилы, читают молебен или просто молятся, прося каждый о своем. Кто-то, как Валентина Степановна, приехал, едва встав на ноги после болезни, в глазах — страх и надежда. Но все как-то по-особенному спокойны и открыты для общения. Вот и фотокорреспондент районной газеты Екатерина Сейнова, почти всю дорогу молчавшая, неожиданно поделилась личным, тем, что связано с посещением могилы матушки. И еще сказала, что ее родственники собираются приехать из Сибири. Уже не первый раз — поблагодарить святую за помощь…

Немощь телесная, сила духовная

Родилась Валентина 7 апреля 1888 года в деревне Коски Минского уезда в семье священника Феодора Чернявского, служившего в то время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково под Минском. За свою службу он был удостоен наперсного креста и награжден орденом Святой Анны III степени. В семье кроме Валентины было еще трое дочерей. Их мать Софья Петровна происходила из княжеского рода Свирских, была образованной женщиной и воспитывала дочерей в благочестии и строгости. Все дочери получили образование – учились в Минском женском духовном училище.

В июле 1937 года Валентину настигла еще одна беда: арестовали последнюю группу православного духовенства Минской епархии, которая объединялась вокруг епископа Филарета (Раменского), совершавшего богослужения в церкви Святой равноапостальной Марии Магдалены. Вскоре без суда и следствия все священнослужители были расстреляны. Так, практически в одночасье, она потеряла всех близких ей по крови и духу людей.

Но на этом испытания судьбы не закончились: у Валентины Советы забрали отчий дом и разместили в нем школу. Здоровье молодой женщины было сильно подорвано тяжелыми испытаниями, выпавшими на ее долю, а вскоре после того, как она переселилась в маленькую церковную сторожку с земляным полом, у нее отнялись ноги. И тогда добросердечные соседи Антон и Ефросинья Лойко взяли ее в свой дом, в котором она прожила более тридцати лет, до самой смерти.

Трагические и тяжелые испытания не сломили молодую женщину, не ввергли в отчаяние, но стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу.

И однажды во сне она получила благословение от блаженной Ксении Петербургской на подвиг служения Господу.

За время болезни ей открылся дар прорицания и исцеления. Своим просветленным взором ей свыше было дано видеть мир с его духовной, невидимой для внешнего взгляда, стороны. Обычно ее поучения облекались в форму иносказаний и притч, которые были понятны лишь тому, на чей вопрос она отвечала. Матушка Валентина ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, говорила об этом людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаявшихся грешников и призывала их к покаянию. Она утешала скорбящих и своей молитвой помогала им по милости божьей, многим больным возвращала здоровье и духовные силы.

Спустя сорок пять лет после этих печальных событий началось восстановление храма. Церковь строили всем миром. И сегодня храм величаво и торжественно возвышается в центре деревни Станьково, недалеко от трассы Москва – Брест. Имя каждого человека, жертвовавшего на храм, записано на его стенах.

Особый подвиг молитвы за всех

У каждого человека своя Судьба, начертанная свыше, свой неповторимый путь. У Валентины ее жизненная дорога и дорога ко Всевышнему была словно соткана из трагедий и потерь близких людей, пролегала через духовные и телесные страдания.

Уже при жизни многие верующие называли матушку Валентину святой. До сих пор люди – и земляки, и приезжие – рассказывают о ее доброте, милосердии и сострадании, о многочисленных случаях чудной помощи ее.

Первые свидетельства о чудесах по молитвам матушки Валентины относятся к довоенному периоду. Она предсказывала важные для страны события, смерть простых и известных людей. Есть много свидетельств того, что Валентина Феодоровна обладала даром предвидения. Говорила она образно и кратко, глядя при этом куда-то вдаль, будто разговаривая с каким-то невидимым собеседником.

Провидица почти всегда безошибочно отвечала на любые вопросы. Нередко она неожиданно произносила какую-то фразу, которая окружающим казалась странной и непонятной. Но впоследствии происходило какое-либо событие, которое служило для людей подтверждением сбывшегося предсказания матушки.

За свою жизнь блаженная Валентина исцелила огромное число людей. О силе ее молитвы ходят легенды. Глубокой искренней любви и благоговения к блаженной Валентине исполнены воспоминания земляков о случаях чудной помощи матушки. Да и сейчас, спустя десятилетия после ее смерти, искренне помолившиеся на ее могиле люди, рассказывают удивительные вещи.

Молитва ко святой блаженной Валентине Минской

Умерла она 6 февраля 1966 года. Проводить в последний путь матушку Валентину собралось очень много людей. Ее похороны вызвали переполох у властей. Было запрещено отпевать ее, поэтому священник присутствовал скрытно – в гражданской одежде. Похоронили матушку Валентину на сельском кладбище неподалеку от ее родной деревни Коски. На могиле была установлена скромная металлическая оградка, крест с табличкой, на которой были указаны ее имя, даты рождения и смерти.

И ровно через сорок лет после своей смерти, 6 февраля 2006 года, подвижница благочестия Валентина (Валентина Феодоровна Чернявская-Сулковская) была признана блаженной и причислена к святым Белорусской православной церкви. Матушка стала единственной в Беларуси святой, прославленной в чине блаженной.

Блаженной Валентины Минской нет рядом с нами более пятидесяти лет, но тропинка к месту ее упокоения не зарастает. Над ее могилой устроена металлическая сень, украшенная искусно выкованной виноградной лозой, с небольшим куполом и крестом. Каждый день сюда приходят и приезжают сотни людей за утешением и советом, просьбами о здравии и спасении от одержимости. Люди свято хранят память о Валентине Минской, осветившей их земную жизнь своим милосердием, добротой и молитвами перед Господом. По воскресеньям и в великие православные праздники протоиерей Александр Микицкий, настоятель прихода храма в честь Святителя Николая Чудотворца проводит водосвятные молебны. В день ее памяти – 6 февраля – молебное пение у могилы звучит с раннего утра и до позднего вечера.

Читайте также:  Помогает ли гинекологический массаж при бесплодии

Галина Трофименко, пресс-секретарь председателя Миноблисполкома

Могиле Валентины Минской присвоили статус историко-культурного наследия третьей степени.

По воскресеньям в деревню Крысово под Минском люди приезжают на машинах или идут пешком от железнодорожной станции. Идут на могилку Валентины Минской, первой белорусской святой, прославленной в чине блаженной.

Если спросить у местных жителей дачного поселка, как пройти на кладбище, они безошибочно угадывают: «Вы к Валентине?»

Настоятель храма в честь святителя и чудотворца Николая в деревне Станьково отец Александр говорит, что этот путь в несколько километров — от станции до деревенского кладбища — можно звать крестным ходом.

Канонизирована Валентина Сулковская была в 2006 году по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета спустя сорок лет после смерти. Говорят, что приезд в Беларусь митрополита предсказала сама Валентина. «Вот, летит к нам из Германии владыка Филарет», — записано в воспоминаниях о святой.

Но и до канонизации люди шли к ней на могилку, как и при жизни — в ее дом в небольшой деревне Коски, за помощью и советом. Отец Александр говорит, что разница разве что в том, что до канонизации на могиле Валентины Минской служили панихиду, а теперь еще и молебны.

В апреле Минский областной исполнительный комитет принял решение придать могиле святой статус историко-культурного наследия третьей степени. С инициативой присвоения такого статуса выступил Дзержинский райисполком.

Прежде БПЦ выступила с инициативой обретения мощей Святой Валентины Минской. Организовали и сбор подписей за перенесение мощей в Свято-Духов кафедральный собор в Минске, чтобы поклониться блаженной Валентине могло еще больше людей. Но местные власти выступили против.

«Мы не поддерживаем идею обретения мощей Святой Валентины Минской. Сама матушка Валентина завещала — и это подтверждено и воспоминаниями людей, и свидетельством православных историков — «приходите ко мне на могилу с верой и надеждой, как к живой, я вам помогу», — пояснил зампредседателя Дзержинского районного исполнительного комитета по социальным вопросам Александр Чаган.

Пресс-секретарь Белорусской православной церкви священник Сергей Лепин отметил, что с присвоением могиле Валентины Минской статуса историко-культурного наследия для эксгумации мощей потребуется получить дополнительное разрешение от Министерства культуры. Однако будет ли церковь добиваться этого, учитывая изменившийся статус могилки, пока не известно. В любом случае, сбор подписей верующих за открытие мощей сам по себе юридических последствий не имеет, отметил он.

Настоятель храма в честь святителя и Чудотворца Николая отец Александр пояснил:

«Как сказал наш епископ, будем молиться. Если Богу будет угодно, мы откроем мощи, если нет — значит, нет».

Сохранилось немного фотографий Валентины Минской. На одной из самых известных она в окружении родственников в день свадьбы с супругом Федором Сулковским. На другой — в постели, уже лежачая.

Валентина Сулковская, в девичестве Чернявская, родилась в 1888 году в семье священника в деревне Коски недалеко от Минска. В будущем в эту деревню будут приходить и минчане, и жители других белорусских городов — так же, как сейчас идут на могилу святой.

Незадолго до начала Первой мировой войны Валентина вышла замуж. Ее супруг Федор Сулковский так же, как и сама она, происходил из духовного сословия, служил в звании коллежского советника — соответствует званию полковника. И, когда война закончилась, супруги вернулись в родную деревню Валентины.

Но мирная жизнь закончилась с коллективизацией. В 1931 году Федора Сулковского по ложному обвинению сослали в лагерь, затем выслали на вольное поселение, снова арестовали, отправили на Дальний Восток. Когда после многие люди потянутся к ней за помощью, Валентина Сулковская попросила не звать ее «матушкой», потому что «за мирским была». Но до сих пор именно с таким обращением к ней приходят ищущие совета и заступничества — Матушка Валентина.

Из ссылки супруг посылал письма с просьбой скорого ответа, порой слал стихи. В 1933 году Валентина Федоровна послала мужу посылку на 20 рублей, сохранилась ветхая заполненная карандашом квитанция. Среди сокровенных бумаг Валентины Сулковской многие годы хранилась написанная второпях на клочке бумаги записка от мужа, которая оказалась предсмертной — «Посылку получил полностью. Благодарю. Прощай. Ф. Сулковский». Письма свои до последнего дня она подписывала «вдова Федора Сулковского».

А в это время в стране продолжались аресты православного духовенства. Семьи священников облагались огромным подоходным налогом, за служение в церкви их лишали продовольственных карточек, отнимали дома. Дом отняли и у самой Валентины. Валентине Сулковской предстояло пережить еще Вторую мировую войну, гонения на церковь в 50-60 годах.

И все это она встретила в постели — больше тридцати лет до самой смерти Валентина Минская оставалась лежачей. В постели Валентина плела из ниток тесемочки, похожие на цепочки, и раздавала их приходящим к ней за помощью, чтобы на этой цепочке, полученной в подарок от блаженной старицы, человек носил крест, как бы ни усиливались гонения на церковь.

Над дверным косяком, вспоминают люди, висела маленькая икона Ахтырской Божией Матери. Дом Валентины был скромным. От подарков, которые приносили ей в благодарность за помощь, она отказывалась.

Те, кто побывал у Валентины Минской при жизни, вспоминают, как она отвечала на уговоры попробовать угощения — «Ешьте вы, а нам, болящим, легче лежать».

О блаженной Валентине сохранилось много воспоминаний. Архимандрит Петр Кучминский писал о том, как Валентина Минская давала ему ответы на незаданные вопросы:

«Иногда приезжаю, подаст Библию: «На, почитай». «Какого пророка почитать?» — спрошу. Матушка отвечает: «Бог укажет». Открываю, начинаю читать, что открылось, на этой же странице получаю желаемый ответ, за чем я пришел спросить. В сердце моем было такое убеждение, что пред ней Небеса отверсты и обо всем ведомо», — писал архимандрит.

Рассказывают, что Валентина видела человека насквозь. Когда к ней за помощью пришла страдающая от бесплодия женщина, старица сказала: «Что же ты единственного ребенка — и того волкам отдала». Женщина после призналась, что сделала аборт, а накануне увидела сон, в котором бежала от волков с ребенком на руках и бросила стае младенца.

Говорят, без утешения Валентина никого не оставляла. А вот тем, кто приходил за какой-то «магической помощью», она отказывала. В благодарность себе требовала только веры в Бога.

Хоронили Валентину Сулковскую в присутствии властей. А вот священнику быть на похоронах запретили, так что он присутствовал скрыто в светской одежде.

Уже после к могилке с простым металлическим крестом потянулись люди. Сейчас на могилу Валентины Минской приходят не только белорусы. Приезжают и россияне, и украинцы, а порой даже гости из Америки.

«В летний период приходит больше людей, зимой — меньше. По воскресеньям те, кто почитает Валентину Минскую, приезжают на молебен. В апреле в день рождения матушки мы шли крестным ходом от церкви в Станьково к месту упокоения блаженной», — рассказал отец Александр.

Верующие приходят к Валентине Минской с просьбой о ходатайстве перед Богом, а возвращаются с благодарностью — с цветами. А прежде Валентина раздавала бумажные цветочки тем, кто приходил к ней. Делала их из цветной бумаги, если не было жатой «папиросной», скручивала из простых тетрадных листочков и отдавала с молитвенным напутствием своим гостям.

Кто-то рассказывает, что нести с собой на могилку Валентины Минской нужно нечетное количество цветов — как к живой, но священник отец Александр предостерегает столько внимания уделять ритуалу.

«Валентинушка любила цветы, вот к ней с цветами и идут. Нужно думать о том, к кому ты едешь и зачем ты едешь. А сколько цветов — это уже от язычества», — пояснил отец Александр.

Читайте также:
Adblock
detector