…Очень давно жил в глухом уральском лесу у родника, в затворническом молитвенном уединении старец Тимофей. Духовным отцом старца был преподобный Иоанн Кронштадтский, с которым он вел духовную переписку.
После большевистского переворота старец, выйдя из затвора, жил при алапаевской кладбищенской церкви, а потом поселился у приходского старосты в избе на огороде.
Память о старце Тимофее, молитвеннике, человеке святой богоугодной жизни, жива и поныне.
Скромная могила старца — с восточной стороны от алтаря Екатерининского храма в Алапаевске. Люди приходят сюда в любое время года, обращаясь за молитвенной помощью.
А источник, у которого жил старец Тимофей в молитвенном затворе, в народе прозвали Тимофеевским. Вода в нем живительная — чистая и светлая.
В 1980-е годы, года в Алапаевске случилась авария на скважине, снабжавшей питьевой водой весь город, жителей его поил Тимофеевский источник. Люди шли сюда пешком, ехали на машинах.
Не один год вода из лесного ключика спасала горожан. В конце ХХ века на месте, откуда из земли бьет вода, проложили трубу, построили навес и веранду, мостик для удобного подхода к роднику.
Множество паломников, ныне посещающих алапаевские святыни, совершают пешее путешествие к роднику, читают молитвы, обливаются живительной водой. Известны и случаи исцеления после купания в святом источнике. …Никто не знает, когда родился и откуда родом старец Тимофей. Жизнь его покрыта для нас тайной, как окутаны тайной чудеса и исцеления, происходящие по молитвам к старцу Тимофею.
Уральцы добрым словом поминают старца, и благодарят его в своих молитвах за то, что он дал людям этот источник.
В окрестностях города Нижние Серги, на территории заповедника «Оленьи Ручьи», в верховье реки Малый Ик расположен уникальный памятник природы — радоновый источник, получивший в народе имя Платониды.
Согласно легенде, много лет назад на этом месте жила происходившая из мусульманской семьи отшельница Платонида, обратившаяся ко Христу и избравшая путь монашества. За исповедание веры Христовой матушка Платонида был убита в лесу разбойниками, по наущению родственников-магометан.
Через некоторое время на месте убиения из-под земли забил целительный источник. Народ же стал слагать о матушке Платониде легенды и сказы. Предание гласит, что, если искупаться в водах источника в одежде и оставить ее здесь, то с ней останутся и все болезни.
Ныне у дороги к источнику есть указатель: «Памятник природы «Платонида».
Над родником устроена беседка. Неподалеку от источника — три могилы с безымянными крестами. Тропа выводит на поляну, где, под навесом из деревянных брусьев находится могила матушки Платониды. В изголовье могилы, над надгробным камнем, устроена деревянная многоярусная полочка для икон и поминальных свечей. Рядом установлен большой деревянный Поклонный крест.
По словам паломников, вода из родника Платониды не портится в течение многих месяцев. Есть и свидетельства чудесного исцеления от недугов после купания в источнике. В любое время года приезжает сюда множество паломников.
В селе Камышево Белоярского района обустроен и освящен родник, получивший такое же название, как и сельский храм — во имя Святого Георгия Победоносца. В нем, как и в источнике соседней деревни Ключи — самая чистая вода, согласно заключению санэпидемслужбы.
К Георгиевскому источнику притекает немало паломников из ближних и дальних населенных пунктов.
В самом селе Камышево проживают три бабушки, которые ежедневно окунаются в холодные чистые воды Георгиевского родника. Это — старушки самого почтенного возраста, одной из них — около 80 лет. Совсем недавно она приняла Святое Крещение.
Зимой 2006 года в рабочем поселке Старопышминск состоялось благое событие — был освящен благоустроенный старинный родник, возраст которого — почти три века. Благоустраивая русло родника, поруганного в годы большевизма, прихожане Сретенского храма много раз совершали к нему Крестные ходы, а настоятель протоиерей Николай Васильчук служил здесь водосвятные молебны.
Работы по обустройству велись почти два года. Взамен разрушенной в советское время Преображенской часовни над родником построена новая — в честь иконы Божией Матери «Умягчение Злых Сердец». Здесь же — и крытая купальня.
Вода родника поистине «живая» — она содержит 36 необходимых для здоровья микроэлементов. Ныне влага не просто сочится из скалы, а собирается в бетонном водоприемнике. Купальня обшита деревом, в воду ведет удобная деревянная лестница.
К источнику протоптана тропинка — жители поселка постоянно приходят сюда. Как в старину, в наши дни множество людей получают здесь исцеления в скорбях и болезнях. Для того, чтобы как можно быстрее добраться к роднику от храма, расположенного в двухстах метрах, на другом берегу Пышмы, Сретенский приход построил прочный деревянный мост.
По словам отца Николая, уже в наше время многие люди получали исцеления после купания в источнике. Совсем недавно одна пожилая женщина, промыв уши родниковой водой, обнаружила чудо — полностью восстановился, казалось бы, навсегда утраченный слух.
Два источника в Сысертском районе летом и зимой дарят они людям чистую прозрачную воду. Добрые люди помогли — и с недавних пор на одном из них устроена купальня. Люди окунаются в освященную воду, а батюшка совершает здесь таинство Крещения.
Источник в честь Святых Апостолов Петра и Павла освящен в 2004 году. В его обустройстве помогали прихожане храмов Сысерти и Екатеринбурга. По словам отца Константина, в благом деле помог клирик екатеринбургского храма в честь Всех Святых священник Евгений Зырянов и его духовные чада. До недавнего времени источник был единственным. Но, когда начали его капитально благоустраивать, случилось примечательное событие.
Уже в этом году подогнали экскаватор, стали расчищать русло. И вдруг из-под земли забил еще один родник — в нескольких метрах от первого. Обустраивать пришлось сразу два родника. Но труды эти были добрыми и радостными. Новый источник освятили на Пасхальной Светлой седмице. Освятили в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Над ним, трудами благодетелей, возведена крытая деревянная купальня.
В «Живоносный» источник втекает вода Петро-Павловского родника. Отец Константин говорит: искупался — и словно новые силы обретает человек. Вода лечит от болезней, крепость и бодрость духа придает.
Отец Константин крестит здесь и младенцев, и взрослых людей. А по большим праздникам люди приходят сюда Крестным ходом. У источника совершаются молебны. Вновь и вновь люди омываются святой водой.
В этом храме, настоятелем которого служит иерей Михаил Третьяков, пребывают две мироточивые иконы. В 1997 году для Иоанно-Предтеченского храма села Кочневское была написана икона Божией Матери «Иверская», которая сразу же стала особо почитаться всеми прихожанами.
Образ Святых Царственных Страстотерпцев, написанный на большом куске штукатурки от монастырского храма настоятельницей Верх-Теченского монастыря Курганской епархии монахиней Серафимой, был подарен храму в 1998 году Преосвященнейшим Михаилом, епископом Курганским и Шадринским.
Впервые мироточение этих икон произошло 24 февраля 2002 года, в канун праздника Иверской иконы и памяти святителя Алексия Московского. Этот праздник — день Ангела Святого Страстотерпца Царевича Алексия.
С той поры множество паломников притекает в Кочневское для поклонения этим благодатным иконам.
Множество людей приезжают в село и для того, чтобы искупаться в водах источника, освященного в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Иверская», благоустроенного в последние годы. Сейчас на роднике установлены два сруба: малый — для почерпания воды и большой — для купания, с глубоким дном. Купальня имеет закрытый вид и обустроена по подобию купален на святых источниках в Дивеево.
Известно много случаев благодатной помощи и исцелений при купании в Иверском источнике. Родник, имеющий сугубую благодать и силу, освящен также камнями, водой и землей с разных святых мест и святых источников: Дивеевских, Оптиной пустыни, Тихона Калужского, Задонского, Чимеевского, Белогорского и многих других.
Прихожане Богородице-Касперовского храма во главе с отцом Андреем соборно помолились у святых мироточивых икон, окунулись в воды Иверского источника, невдалеке от которого есть еще один освященный родник — в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
На источнике во имя Святой Преподобной Марии Египетской силами насельников монастыря еще в 2003 году обустроена купальня, оборудованная лестницей с перилами для удобного спуска в воду.
Ранее здесь существовала часовня, постепенно пришедшая в ветхость, и до прошлого года на источнике стояла маленькая будочка, где жители поселка брали целебную воду. После восстановления часовни и освящения этого источника здесь стало происходить множество исцелений. Настоятель храма во имя Царя Страстотерпца иерей Игорь Загайнов начал вести летопись таких случаев, которая все время пополняется. Недавно исцелился житель города Красноуфимска, который долгое время страдал болезнью ног.
Желающих окунуться в освященные воды источника оказалось немало. Многие прихожане купаются в святой водичке почти каждый день. Говорят, что такое купание дает им силу и здоровье. Но даже однократное омовение водой святого ключа помогает верующим противостоять болезням в течение целого года.
Крещенские традиции бывших сестер Боголюбского монастыря, который находился в поселке Сарсы Красноуфимского района, свято хранят его нынешние жители.
Местность, где располагалась святая обитель, славилась многочисленными родниками, вода бьющих ключей стекала по склону холма, на котором возвышалась Боголюбская церковь, широким ручьем, сливаясь с рекой Сарсинкой. Невдалеке от слияния двух водных рукавов можно было облиться жгуче-ледяной, кристально-чистой водой. Которая уже через несколько десятков метров теряла свои природные качества, сливаясь с замутненными водами реки.
В безлюдное, наполненное утренней тишиной время, а особенно в Крещение, сюда приходили монахини, и внимала вода святая благоговейному шепоту молитвенниц: «Господи, помилуй нас, грешных». И троекратно погружались монашествующие сестры в воду, освящаясь в струях родниковых — во имя Отца и Сына, и Святого Духа.
Сегодня в Сарсах чуть ниже обустроенного и освященного источника с южной стороны у подножья горы, находится оборудованная купальня, в которой желающие могут окунуться в воду в любое время года. Но особенно много богомольцев бывает здесь в день Святого Богоявления и все последующие дни крещенской недели. Едут паломники не только из ближнего Красноуфимска, но даже и из Екатеринбурга.
Этот источник является местом паломничества и любимым местом отдыха жителей многих соседних сел. Особенно возросло к нему внимание после того, как его освятил Правящий Архиерей Екатеринбургской Епархии Владыка Викентий. Минувшим летом на Свято-Троицком приходе образовалась новая традиция: проводить возле источника совместное богослужение прихожан из нескольких приходов и народные праздники. По словам отца Александра, «Паршинские встречи», так условно назовем их сегодня, будут проходить в конце лета-начале осени.
А обустройство на источнике купальни, несомненно, повысит интерес к нему со стороны паломников, которые будут иметь возможность окунуться в святую цельбоносную воду.
Село Покровское близ Нижнего Тагила не всегда носило свое нынешнее название. Называлось когда-то и Никольским, и Салкой. А вот сельская церковь здесь всегда была Покровской. Сначала — деревянная, построенная на средства заводовладельцев Демидовых, и освященная в 1856 году, затем — каменная, которая была построена в 1915 году. Богослужения в ней идут и в настоящее время. А накануне у Покровского храма состоялось освящение источника в честь иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо».
…Каменный Покровский храм был построен на месте первого деревянного Свято-Никольского в начале двадцатого века — столетие отметит в 2015-м году. По преданию, храм этот построили без копейки денег — прихожане сами голыми ногами месили глину, делали кирпич, валили деревья и пилили бревна.
В 1941-м Покровскую церковь, как и многие другие молитвенные здания, закрыли большевики. С колокольни сняли все колокола, а иконы уничтожали. Богослужения в храме прекратились почти на 50 лет. Но православные сельчане все это время хранили святые иконы в своих семьях — прятали на чердаке, на сеновале. Теперь святыни вновь заняли в храме свое место.
Однако совершенно нетронутой все эти годы оставалась фреска «Благодатное небо» — самая красивая в храме. Ее, как рассказал священник Олег Мартынов, настоятель Покровского храма, несмотря на все усилия, просто не смогли уничтожить. Секретарь Нижнетагильского райкома компартии приказал закрасить образ Пресвятой Богородицы, чтобы он не привлекал людей в храм. Но святой лик ярко проступал сквозь краску.
За минувший век исцеление у святыни получили многие и многие сотни людей. У образа горит негасимая лампада: масло из нее помогает при различных заболеваниях. Исцеляются больные суставы, улучшается зрение…
Паломники, бывающие в храме, постоянно обращались к настоятелю с вопросом: нет ли воды, освященной у чудесного образа? И решили в приходе выкопать источник. Два года трудились люди.
Сначала выкопали колодец, поставили большие бетонные кольца, укрепляющие стены. Но вода не пошла. Потом решили заменить на кольца поменьше. Пришлось старые вытягивать с помощью лебедки… Ныне все трудности преодолены. Вода идет бесперебойно — свежая, питьевая, хорошего качества.
Нынешним Великим Постом чин освящения источника в честь Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» совершил отец Олег. Собралось множество жителей села. Они давно ждали этого события. На дно колодца батюшка опустил святыни — камни, собранные на Синае, на святой горе Фавор, у Свято-Серафимовского источника в Дивеево.
По словам отца Олега, источник пока еще не до конца благоустроен. Предстоит над ним возвести часовню: сейчас только каркас поставлен над глубоким колодцем. Работа эта начнется с наступлением теплых дней. Но уже есть купальня, и сразу после водосвятного молебна первые прихожане омылись святой водой.
Много на Урале святых мест: известные и не очень, находящиеся рядом и далеко. С некоторыми из них удалось познакомиться. Знакомства происходили в разные времена года, некоторые были намеренные, другие спонтанные, набралось их магическое число — семь.
Много на Урале святых мест: известные и не очень, находящиеся рядом и далеко. С некоторыми из них удалось познакомиться. Знакомства происходили в разные времена года, некоторые были намеренные, другие спонтанные, набралось их магическое число — семь.
Визитной карточкой уральских святынь является Храм на Крови. Храм построен на месте дома инженера Ипатьева, в подвале которого были убиты святые Царственные страстотерпцы. Храм-на-Крови был построен в 2000—2003 годы на том месте, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была расстреляна семья Романовых.
Впервые посетила Храм-на-Крови в старших классах школы, нас водили туда на экскурсию. Прошел не один год с этого момента, храм меняется и развивается.ь Прогуливаясь мимо храма зимой, увидела выставку ледовых фигур, посвященной теме рождества:
Путешествие №2: Недалеко от Екатеринбурга
В 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки находится место под названием Ганина Яма. В середине XIX века этот участок земли купил подрядчик по имени Гавриил в надежде отыскать здесь золото. Жители деревни Коптяки называли владельца рудника Ганей. Отсюда и пошло название самой большой разработки рудника — Ганиной Ямы.
В ночь с 17 на 18 июля 1918 года на это место после расстрела были привезены останки императора Николая Второго, его семьи и приближённых. Сперва их скинули в шахту, находившуюся рядом с Ганиной Ямой, а потом там же сожгли их тела. До места добрались на автомобиле, на дорогу потратили меньше часа. При входе на территорию монастыря, получаем юбки, т.к. выбрали неправильную форму одежды – брюки.
Храм находится в лесочке, все сооружения построены из дерева.
А вот и сама яма — сейчас в ней растут цветы, недалеко от нее находится памятник погибшей царской семье.
На территории монастыря несколько церковных лавок, там можно купить свечи, иконы, крестики, а так же монастырский хлеб. После этой поездки еще несколько раз посещала монастырь, каждый раз он приятно удивлял и встречал новыми постройками.
Путешествие №3: Чудодейственный источник села Тарасково
Много слышала и читала об источнике, находящегося близ Свято-Троицкой мужской обители села Тарасково, Свердловской области. На этот раз зимняя поездка-прогулка, да еще 23 февраля. Погода была не самая подходящая: -28 по Цельсию, но дома ни сиделось. Началось все с тропежки по сугробам, в поисках одного из источников. Еще в электричке был разговор о купании в источнике, кто-то уверенно заявил, что будет купаться даже в такой холод, другой посмеивался над ним, кто-то сомневался и рассуждал на тему купания.
Купель оказалась закрытая, но искупаться в ней никто не смог, даже испить воды не получилось – вода замерзла и превратилась в лед. Второй источник увидели из далека, рядом с ним установлен деревянный крест.
Если первый источник был оформлен в купель, здесь родник. Набрали воды и отправились в село, к церкви.
Гуляя по зимнему лесу успели замерзнуть, церковь порадовала своим теплым гостеприимством. Погрелись, поприсутствовали на службе и домой.
Путешествие №4: Осенний монастырь в Среднеуральске
Среднеуральский женский монастырь знаменит не источниками и не своим возрастом, служит в этом храме необыкновенный батюшка, который и советом помогает и от болезней избавляет, так мне подруга рассказала, а потом предложила съездить туда. Еще при храме располагается детский реабилитационный центр. До места доставил паломнический автобус. Монастырь находится в лесу. Особую окраску храму придает осень: желтые и красные листья под ногами, золотистые деревья вокруг храма, пожухлый стог сена. Территория монастыря большая, но большую часть занимают не церковные постройки, а лес, т.к. монастырь еще очень молодой.
В церкви, где шла служба, оказалось много желающих послушать и стар, и млад. В это же время во второй церкви тишина и умиротворение, только монахиня что-то шепчет у иконы. Каменная однопрестольная Свято-Троицкая церковь на территории монастыря была освящена в 1906 году. Она сменила на этом месте деревянную Свято-Духовскую церковь. В советское время храм закрыли. В разные годы здесь размещались зернохранилище, сельский клуб, лыжная база. В 1994 году здание возвратили верующим.
При храме прекрасный хор, который мы слушали на службе. После службы был крестный ход по территории монастыря, затем поужинали в монастырской столовой и домой.
Путешествие №5: Пленэр в селе Арамашево
В церкви всем желающим разрешили позвонить в колокол, при этом нужно было загадать самое сокровенное желание.
После экскурсий, занялись искусством.
Путешествие №6: В гостях у тети Люси (Верхотурье и Меркушино)
Как много я слышала о Верхотурье, но поездка туда все не задавалась… Заразила этой мыслью свою подругу и проблема решилась сама собой. Лето. Вечер. Автовокзал. Ждем автобус до Нижней Туры — рейс задерживают на несколько часов… В Нижней Туре живет тетя подруги – тетя Люси, а недалеко от этого города наше долгожданное Верхотурье. Приехали поздней ночью, тетя Люся очень гостеприимно встретила нас и сказала, что завтра мы едем в Верхотурье с ее сыном.
А недалеко от него, еще один:
По дороге в Меркушино остановились у храма, возведенного в честь Симеона Верхотурского, стоит он на берегу реки Туры. На этом берегу Симеон ловил рыбу.
Село Меркушино, известно тем, что в нем жил святой праведный Симеон Верхотурский. Жизнь Симеона сводилась к двум внешним действиям: шил полушубки да ловил рыбу. Симеон давал жителям советы в лечении от различных болезней, в воздержании от вредных привычек. Умер Симеон Верхотурский в 1642 году и был погребен рядом с храмом во имя Архистратига Божия Михаила. Спустя 50 лет после смерти Симеона гроб с нетленными останками праведника стал восходить из земли. От мощей шло благоухание, и вскоре были замечены первые случаи чудесного исцеления от мощей Симеона. Впоследствии из могилы Симеона Верхотурского забил источник со святой водой. Храм совсем недавно отреставрировали, выглядит он, как только что построенный:
На этом закончилась наша поездка, дома ждала заботливая тетя Люся, которая уже успела накрыть на стол.
Путешествие №7: Знакомство с Зауральем
Монастырь находится в Курганской области, с. Далматово. Территория храма окружена стеной, издалека напоминает крепость. Она в первую очередь привлекла наше внимание, устроили обзорную экскурсию. По каменным ступеням забрались в башенку, которая является частью стены, а потом и на стену вышли.
Здесь царит атмосфера старины и таинства, еще не отреставрированные храмы, стены крепости, которые показывают мощь и величие. Прикоснулись к святой старине, по традиции попробовали местную молочную продукцию, посетили музей.