Психологические особенности женщин страдающих бесплодием

Психологические особенности женщин страдающих бесплодием

Зарубежные психологи занимаются данным вопросом уже достаточно давно. В конце 70-х годов прошлого столетия было проведено масштабное междисциплинарное исследование, в результате которого было выделено более 700 факторов, объединенных в 46 шкал. Данныеопубликованывкниге

Начиная с 90-х годов отечественные психологи усиленно исследуют психотерапевтические и психосоматические аспекты нарушения репродуктивной функции здоровья человека, в том числе зачатия и беременности. Тем не менее, М.В. Маркова, Э.В. Кришталь говорят о том, что женщины с нарушенной и сохранной репродуктивной функцией не отличаются по устойчивым личностным качествам, не имеющим прямого отношения к адаптационным механизмам. К ним относится интроверсия экстраверсия, особенности когнитивного поведения, а также такие социальные и индивидуальные параметры, как: образование, возраст, количество детей, жилищные и материальные условия.

Вместе с тем полученные в результате исследования данные дают возможность обобщить психологические особенности женщин с различными формами нарушения репродуктивной функции (гинекологическими заболеваниями, нарушением менструального цикла, невынашиванием, задержками внутриутробного развития ребенка, осложнениями менопаузы, гестозами и т. п.).

Т.В. Поздеева считает, что психологическое бесплодие – это своего рода защита на какой-либо негативный фактор. В этом плане выделяют три группы бесплодных женщин.

Первая группа женщин имеет психологическое бесплодие, которое может пройти после обследования, когда женщина убеждается в том, что ее здоровье в порядке, и она способна иметь детей.

У второй группы бесплодие может быть вызвано социально-экономическими факторами. Например, супруги не имеют своего жилья. Или один из супругов увлечен карьерой. Эта мотивация перебивает стремление к зачатию.

К третьей группе относятся женщины, у которых бесплодие возникло в результате глубоких психологических травм детства. Сюда относится как изнасилование, так и то, что женщина родилась в результате нежелательной беременности матери.

Почти все современные исследования отмечают взаимосвязь между нежелательной беременностью матери и отсутствием у них симбиотической связи в раннем детстве с психологическим бесплодием ее дочери в детородный период. В период внутриутробного развития ребенок чувствует, что испытывает по отношению к нему мать. Нежеланный ребенок рождается с ощущением ненужности и вины, вследствие этого испытывает по отношению к своей матери скрытую или явную агрессию.

Пережитые негативные эмоции девочка впоследствии переносит на себя, боится рожать, потому что может также ненавидеть своих детей, в связи с этим возникает конфликт в материнской сфере.

Э.В. Макарычева и В.Д. Менделевич с помощью теста ММРI определили личностный профиль бесплодных женщин. Эти женщины склонны к депрессивным реакциям, тревожны, эмоционально неустойчивы, конфликтны, с явным стремлением нравиться всем окружающим. Они испытывают неуверенность в себе, имеют неустойчивую самооценку и зависимы от мнения окружающих. Заниженную самооценку и неудовлетворенность собой отмечает у женщин с бесплодием А.В. Колчин. Пэтт с соавторами обнаружил у бесплодных женщин противоречие между самооценкой и своими идеалами.

Н.А. Богдан говорит не только об инфантилизме и психологической незрелости личности женщины, испытывающей трудности в рождении ребенка, описывая ее психологический портрет, но и об отсутствии психологической фертильности, которое она также связывает с базовым недоверием к окружающему миру. Желание контролировать все вокруг, ригидность, непринятие нового, пристрастие к четкому планированию — все это проявления недоверия окружающему.

У бесплодных женщин часто выявляются имеющиеся в детстве психотравмы, перетекающие в различные страхи — страх потери независимости и свободы, заботы и любви мужа, карьеры, страх потери привлекательности, родов, физической боли, и многие другие. Эти женщины нередко воспитывались в многодетной семье или в детском учреждении. Бесплодные женщины испытывают неуверенность не только в своих силах, но и в своем партнере, окружающих людях.

С.А. Шардин с соавторами предполагает, что бесплодие, особенно гормонального происхождения, может быть одной из причин развития неврозов. По его данным, 87,3 % бесплодных женщин, имеют нарушения со стороны психоэмоциональной сферы.

Карымова О.С. проведя анализ результатов СМИЛ показала, что для женщин-матерей больше свойственны интровертированный тип общения, социальная адаптированность, эмоциональная стойкость, фемининность. В социально — значимых ситуациях они проявляют уступчивость. В то время как бесплодные женщины в целом эмоционально неустойчивы, при этом возможен конфликт между стремлениями в разнонаправленные стороны: альтруизм и эгоизм, стремление нравиться и агрессивность, принадлежность группе и обособленность. Для них характерна маскулинность: самодостаточность, самостоятельность, стремление к эмансипации. Кроме этого в отличие от матерей у них наблюдается склонноть к психосоматическим расстройствам.

Результаты методики ДМО позволили О.С. Карымовой сделать вывод о том, что женщины, имеющие в анамнезе диагноз бесплодие, в большинстве своем нетерпимы к критике, властны, независимы, напористы, обособлены в коллективе, с подозрением относятся к окружающим. В тоже время для них важно мнение окружающих и временами они зависимы от этих мнений. Для подавляющего большинства группы женщин-матерей, характерны: искренность, уверенность, естественность, хорошие организаторские способности, реалистичность в отношениях с другими, скромность, кротость, потребность в помощи и доверительных отношениях, склонность брать на себя чужие обязанности, ответственность, умение находить компромиссные решения, выраженная готовность помогать другим людям.

Основные психологические проблемы женщин с бесплодием, затрудняющие их психологическую готовность к беременности:

· Возникновение чувства страха из-за необходимости проститься с уже привычным занятием лечения бесплодия, вокруг которого и была построена вся семейная жизнь, в следствии чего лечение выступило в роли замещающей деятельности.

В последние годы у женщин, имеющих репродуктивными нарушениями, все чаще выявляются признаки посттравматического стрессового расстройства. Женщина с ПТСР мысленно регулярно возвращается к подробностям, связанным с травмой, анализирует происшедшее, пытается понять, что не так она сделала, ищет виновных среди медицинских работников. Время от времени она стремится не погружаться в эти мысли, но от них трудно избавиться, и мысли приобретают навязчивый характер. Ночью некоторые женщины боятся ложиться спать, так как тем же содержанием наполнены их кошмарные сновидения. У таких женщин порой без видимого на то повода появляются неожиданные красочные чувственные, сопровождающиеся аффективными реакциями воспоминания об эпизодах, связанных с ситуацией утраты. Найти причину их возникновения получается далеко не всегда и происходит с большим трудом.

Женщины с ПТСР пытаются избегать ситуаций напоминающих о травме, но вместе с тем любые нейтральные события зачастую внезапно могут вызвать у них ассоциации с ситуациями, связанными с утратой. Характерной чертой таких женщин является уменьшение количества положительных эмоций, снижение позитивного мышления, склонность к одиночеству, отсутствие интереса к значимым ранее формам активности. При появлении в течение месяца со дня травмы похожей симптоматики у женщины и не проходящей в течение полугода, можно диагностировать хроническое ПТСР. Таким пациенткам обычно оказывается недостаточно психологического сопровождения и консультаций .

Регулярные попытки оплодотворения, порождают устойчивое чувство тревожности у женщины. Осознание того факта, что женщина неспособна иметь детей, приводит к ощущению социальной неполноценности и является мощным стрессом. В связи с тем, что женщины больше, чем мужчины эмоционально вовлечены в стресс, у них возникает состояние хронической фрустрации, приводящий к депрессии. У большинства женщин с бесплодием наблюдаются нарушения психоэмоциональной сферы, и присутствует значительное количество страхов.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что женщины с бесплодием имеют ряд особенностей:

· низкая способность к социальной адаптации;

· инфантильность, незрелость эмоцонально-личностной сферы, проблемы полоролевой идентификации;

· неадекватные (дезадаптивные, инфантильные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная нестабильность;

· наличие внутреннего конфликта;

· базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других;

· повышенный уровень ситуативной и личностной тревожности;

· низкий уровень самооценки;

· подавленная агрессия разной направленности;

· сложные отношения с окружающими людьми, в первую очередь с близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.

Таким образом, бесплодие и прочие репродуктивные нарушения приводят к серьезным последствиям в рамках психологического здоровья женщины. Относящиеся к таким важнейшим сферам жизни женщины, как ее психоэмоциональное состояние, отношения с близкими людьми, взаимоотношения с мужем, воспитание детей и забота об их здоровье.

Главная
Психология
Психологическая помощь женщинам, страдающим бесплодием, в условиях амбулаторного учреждения

Психологические особенности женщин, страдающих бесплодием

В последние десятилетия стало достаточно популярным изучение психологических особенностей женщин с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией.

В зарубежной психологии этим занимаются уже достаточно давно. В частности, еще в конце семидесятых годов было проведено масштабное междисциплинарное исследование, в котором было выделено более 700 факторов, объединенных в 46 шкал [12]. Авторы установили, что из психологических факторов с успешной адаптацией к беременности и материнству коррелируют: сильное эго (личностная зрелость), достигнутая женская идентичность (зрелая полоролевая идентификация), опыт взаимодействия с младенцами в детстве (один из видов онтогенетического опыта, связанный с развитием материнства).

В отечественных исследованиях начиная с 90-х годов интенсивно изучаются психосоматические и психотерапевтические аспекты нарушенной репродуктивной функции, и в частности зачатия и беременности [6,9,11]. При этом Э.В. Кришталь, М.В. Маркова указывают, что женщины с сохранной и нарушенной репродуктивной функцией не различаются по устойчивым личностным качествам, не имеющим прямого отношения к адаптационным механизмам. Среди них экстраверсия — интроверсия, особенности когнитивной сферы, а также таким индивидуальным и социальным параметрам, как: возраст, образование, количество детей в семье, материальные и жилищные условия[6].

Вместе с тем проведенные исследования и полученные данные позволяют обобщить выявленные психологические особенности женщин с разными формами нарушения репродуктивной функции (нарушением менструального цикла, гинекологическими заболеваниями, невынашиванием, задержками внутриутробного развития ребенка, гестозами, осложнениями менопаузы и т. п.)[38].

С помощью теста ММРI В.Д. Менделевич и Э.В. Макаричева выявили определенный личностный профиль бесплодных женщин. Эти женщины имеют склонность к депрессивным реакциям, конфликтны, эмоционально неустойчивы, тревожны с выраженным стремлением нравится всем окружающим. Они неуверенны в себе, их самооценка неустойчива и зависит от мнения окружающих [39]. Неудовлетворенность собой, сниженную самооценку отмечает у бесплодных женщин А.В. Колчин [5]. Пэтт с соавторами обнаружил у бесплодных женщин противоречие между самооценкой и своими идеалами.

Н.А. Богдан в психологическом портрете женщины, испытывающей затруднения в вопросе рождения ребенка, выделяет не только психологическую незрелость и инфантилизм. Отсутствие психологической фертильности она также связывает с базовым недоверием окружающему миру, поэтому здесь не важно, есть на то веские причины или нет. Недоверие окружающим проявляется в таких особенностях личности, как повышенное желание контролировать ситуацию вокруг, непринятие нового, психологическая негибкость, чрезмерная приверженность четкому планированию[3].

Бесплодные женщины неуверенны не только в окружающих, своем партнере, но и в себе. Отмечается, что бесплодные женщины часто имеют трудности и психотравмы детского возраста, различные страхи — потери привлекательности, карьеры, внимания мужа, физической боли, родов, страх потери независимости, и очень много других. Эти женщины нередко воспитывались в многодетной семье или в детском учреждении[3].

С.А. Шардин с соавторами предполагает, что бесплодие, особенно гормонального происхождения, может быть одной из причин развития неврозов. По его данным, 87,3 % бесплодных женщин, имеют нарушения со стороны психоэмоциональной сферы [43].

Карымова О.С. проведя анализ результатов СМИЛ показала, что для женщин-матерей более свойственны эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность, интровертированный тип общения, фемининные черты личности. В социально — значимых ситуациях они проявляют уступчивость. В то время как бесплодные женщины в целом эмоционально неустойчивы, при этом возможен конфликт между стремлениями в разнонаправленные стороны: эгоизм и альтруизм, агрессивность и стремление нравиться, обособленность и принадлежность группе. При этом для них характерна маскулинность: независимость, стремление к эмансипации, самодостаточность. Кроме этого в отличие от матерей они склонны к психосоматическим расстройствам[34].

Результаты методики ДМО позволили О.С. Карымовой заключить, что женщины, состоящие на учете по бесплодию, в большинстве своем властны, нетерпимы к критике, независимы, обособлены в группе, в некоторой степени самодовольны, упорны, подозрительны к окружающим. При этом они прислушиваются к мнению окружающих и порой зависят от их мнения. Для группы же женщин-матерей, характерны: уверенность, искренность, непосредственность, умение быть хорошим наставником и организатором, реалистичность в отношениях с другими, скромность, покорность, склонность брать на себя чужие обязанности, потребность в помощи и доверии со стороны, компромиссное поведение, развитое чувство ответственности, выраженная готовность помогать другим людям[43].

Опыт психологической работы с женщинами с бесплодием и реабилитации после неудачных попыток, позволил выделить основные психологические проблемы, осложняющие психологическую готовность к беременности этих женщин[38]:

· Переживание фрустрации при необходимости расстаться с многолетней привычной деятельностью лечения бесплодия, вокруг которой была организована вся жизнь семьи, в результате чего лечение стало замещающей деятельностью.

У женщин, страдающих репродуктивными нарушениями, последние годы все чаще обнаруживается достаточно признаков, позволяющих поставить диагноз ПТСР. Женщина с подобным расстройством постоянно возвращается в мыслях к подробностям, связанным с утратой, пытается анализировать происшедшее, понять, что она делала не так, ищет виновных среди медицинского персонала. Периодически она старается не думать об этом, но от мыслей не избавиться, т.е. они приобретают навязчивый характер. Ночью тем же содержанием наполнены кошмарные сновидения. Некоторые женщины при этом боятся засыпать. Иногда без видимого повода у таких женщин возникают внезапные яркие чувственные, сопровождающиеся аффективными реакциями воспоминания об эпизодах, связанных с ситуацией утраты. С большим трудом, далеко не всегда удается обнаружить причину их появления: встреча с женщиной, везущей коляску, телевизионный репортаж о медицинском учреждении [28].

С одной стороны, женщины с ПТСР склонны стараться избегать всего, что могло бы напомнить о травме, а с другой — нейтральные текущие события нередко неожиданно ассоциируются у них с ситуациями, связанными с утратой. Для таких женщин характерна блокада положительных эмоций, снижение количества и уровня положительных эмоций, потеря интереса к прошлым значимым формам активности, стремление к одиночеству. Если подобная симптоматика появляется у женщины в течение одного месяца со дня травмы и не купируется в течение шести месяцев, можно диагностировать хроническое ПТСР. Психологических консультаций и психологического сопровождения таким пациенткам, как правило, недостаточно[28].

Постоянные повторные попытки оплодотворения, вызывают чувство постоянной ежемесячной тревоги у женщины. Осознание собственной бездетности, социальной неполноценности является само по себе мощным стрессом. Практически все исследования, имеющиеся в настоящее время, это подтверждают. Женщины больше мужчин реагируют на стресс, связанный с бесплодием, и состояние хронической фрустрации, приводит бесплодных женщин к депрессии[10].

Предполагается, что бесплодие ведет к неврозам (так же как и неврозы могут быть причиной разнообразных нарушений репродуктивной функции). У большинства бесплодных женщин имеются нарушения психоэмоциональной сферы, и присутствует большое количество страхов.

Практически все имеющиеся на данный момент исследования указывают нам на то, что женщины, страдающие бесплодием и невынашиванием беременности, имеют нарушенные отношения с собственной матерью и неадекватную мотивацию к рождению ребенка. Данные проблемы чаще всего, уходят корнями в детство женщины, ее общение с собственной матерью на ранних периодах развития, где возникает конфликт в материнской сфере[34].

Если подобный конфликт не решается в виде соматизации женщины (бесплодия или невынашивания) и женщина может забеременеть, то в дальнейшем данная проблема может проявиться в нарушениях течения беременности (в том числе угрозы и выкидыши), отклоняющемся материнском поведении, неадекватном воспитании ребенка, и, следовательно, здоровья ребенка. В каждом конкретном случае нарушения будут индивидуальны[34].

Также стоит отметить, что проблемы бесплодия и невынашивания беременности, могут повлечь за собой нарушения во взаимоотношениях семейной пары, т.к. постоянные обследования, лечения, тревоги, материальные затраты, запреты и ограничения, надежды и огорчения, тяжело переживаются даже сильно любящими друг друга людьми[39].

Мы можем сделать вывод, что для женщин с бесплодием характерны следующие особенности:

· недостаточность способности к социальной адаптации;

· общая инфантильность, проявляющаяся незрелостью личностной сферы, искаженной или незрелой полоролевой идентификацией;

· неадекватные (инфантильные, дезадаптивные) формы реагирования на стрессовые ситуации; эмоциональная неустойчивость;

· базовое недоверие к окружающему миру, сочетающееся с зависимостью от других;

· повышенный уровень личностной и ситуативной тревожности;

· заниженная самооценка или компенсировано заниженная самооценка;

· подавленная агрессия разной направленности;

· осложненные отношения с другими людьми, прежде всего -близкими, деструктивный опыт отношений с собственной матерью.

Таким образом, мы видим, что бесплодие и другие репродуктивные нарушения влекут за собой серьезные последствия для психологического здоровья женщины. Затрагиваются такие значимые сферы жизни женщины, как ее психоэмоциональное состояние, взаимоотношения с близкими, супружеская жизнь, выращивание и воспитание ребенка, забота о его здоровье.

Основные варианты психологических особенностей женщин с диагнозом «бесплодие»

Психологи выделяют три основных варианта психологических особенностей у женщин, страдающих бесплодием и невынашиванием беременности.

1. Ребенок является для женщины средством достижения и реализации собственных целей и задач.

В эту категорию часто попадают женщины, стремящиеся сохранить желаемое для себя партнерство (удержать или завоевать супруга). Совсем не обязательно, что такая женщина любит своего партнера. Возможно, она живет по типу «так надо», т. е. по тем или иным (внутренним или внешним) причинам ей необходим такой полносемейный статус.

Мотивация к рождению ребенка в этом случае такова: «что я получу для себя, когда у меня будет ребенок».

Внутренний конфликт возникает потому, что ребенок расценивается женщиной и как желаемая цель, и как препятствие к осуществлению ее целей. С одной стороны, женщина хочет реализовать собственные задачи с помощью ребенка, с другой стороны, рождение малыша сдерживает ее личные достижения.

Этот конфликт либо не осознается женщиной вообще, либо осознается только частично.

2. Рождение ребенка позволяет женщине обеспечить себя заботой со стороны значимого для нее объекта, которым может быть муж, родители или другой важный человек. Недополучение от собственной мамы любви, ласки и тепла в детстве выливается в такой манипулятивный способ достижения этого теперь, уже во взрослом возрасте. Женщина может манипулировать своим здоровьем и беременностью, вынуждая значимого человека (мужа, родителей) выполнять те функции, недостаток которых был у нее в детстве (заботу, любовь и т. п.). Иногда такими значимыми объектами становятся врач или психолог, сопровождающий беременность.

Конфликт здесь возникает из-за стремления женщины получить тепло, любовь и заботу для себя, с одной стороны, и желания женщины отдать себя, свое тепло и заботу малышу, с другой стороны. Такой конфликт обычно не осознается женщиной.

3. Материнская позиция женщины уже занята, она уже «работает», правда, не так, как бы нам хотелось. В этом случае женщина уже «является матерью», но только по отношению к какому-то другому персонажу в своей жизни, а не к своему собственному ребенку, которого не может родить. Это место уже как бы занято.

Проявиться в жизни этот вариант может тремя способами, переплетающимися друг с другом:

• в результате искажения представлений о семейных ролях, которые закладываются в детстве, женщина в своей взрослой семейной жизни занимает мужскую позицию. Происходит подавление ее женских проявлений. Так в конфликт вступает желание женщины быть матерью, с одной стороны, и ее мужской ролью, с другой стороны. Это может быть вариант бизнес-леди, к примеру;

• возможно, вам приходилось встречать семьи, где папа и дочь занимают взрослые позиции, а мать играет роль беспомощного ребенка, занимая детскую позицию. В такой ситуации женщине приходится как бы занять родительскую позицию по отношению к своей матери;

материнская роль у женщины может быть занята, так как она уже выполняет ее, но по отношению к собственным братьям и сестрам, к примеру. Из-за нарушенных в детстве отношений с собственными родителями такая женщина становится «мамой» для кого угодно (для собственных братьев и сестер, для собственного мужа, для своих подчиненных, для своих учеников и т. п.), только не для собственного ребенка, которому просто не остается места в ее жизни. Как только «такое место» освобождается, женщина благополучно рожает своего малыша, и чаще всего не одного.

Так проблемы собственного детства женщины могут серьезно повлиять не только на ее личностные качества, взаимоотношения с другими людьми, но и на возможность иметь ребенка.

Некоторые черты и личностные качества женщин с диагнозом «бесплодие»

Мы можем выделить и более «мелкие» отличительные черты и некоторые личностные особенности женщин, страдающих бесплодием.

Стоит понимать, что данные особенности встречаются почти у всех женщин с репродуктивными нарушениями. Но это не значит, что любая женщина, обнаружившая у себя подобные черты, может решить, что у нее бесплодие.

Особенности женщин с бесплодием:

• наличие высокого самоконтроля; сдержанности;

• склонность к доминированию;

• зависимость от мнения окружающих;

• следование за общественным мнением;

• неуверенность в себе;

• самооценка, зависящая от мнения окружающих (неустойчивая самооценка);

• внутренняя потребность в зависимости и опеке;

• склонность к депрессивным реакциям;

• ориентация на социальные нормы.

Женщины, страдающие бесплодием и невынашиванием беременности, совершенно не отличаются друг от друга и от других женщин по следующим параметрам.

устойчивые личностные свойства: экстраверты, интроверты и особенности когнитивной сферы. Получается, что бесплодие может быть как у общительных, настроенных во внешний мир женщин, так и у женщин, любящих одиночество, оберегающих свой внутренний мир;

возрастной параметр. Речь идет о фертильном возрасте женщины. В настоящее время можно встретить как совсем молодую девушку (20–22 года) с бесплодием и невынашиванием беременности, так и опытную женщину (40–42 лет);

образование. Диагноз «бесплодие» могут поставить как женщине с ученой степенью, так и даме, закончившей лишь техникум;

материальные и жилищные условия. С проблемой бесплодия могут столкнуться как женщины с очень высоким достатком и уровнем жизни, так и не имеющие такового.

Конечно, есть и другие параметры, о которых я не упомянула.

Я часто сталкиваюсь с тем, что бесплодные женщины относятся к материнству как к сверхценности, все свое будущее счастье связывая с ребенком.

Возможно, они считают, что материнство решит все их трудности, разрешит их несостоятельность. Забеременев и родив малыша, им якобы не надо будет решать собственные психологические проблемы, работать над собой и своей жизнью. Похоже, что все свои психологические проблемы они перекладывают на своего несуществующего ребенка. Это является неосознаваемой психологической выгодой данного состояния – «ребенка не хочу, но заниматься собой тоже не буду». Тогда очень удобно не получать ни того и ни другого и стоять на месте.

Все описанные ранее особенности женщин, страдающих бесплодием и невынашиванием беременности, позволяют предположить, что их причиной могли послужить нарушения в раннем периоде развития женщины, внутренняя неосознаваемая зависимость от собственной матери, которые являются составляющими психологической мозаики бесплодия и других психологических нарушений.

Практические советы

Напрягаемся, чтобы расслабиться

Нам часто приходится сталкиваться со стрессом, усталостью и напряжением в обычной жизни и на работе. А жизнь женщины, находящейся в поисках своего материнства, состоит из череды стрессовых воздействий. Овладение техниками расслабления позволит вам отдохнуть, восстановиться и взглянуть на все иначе.

Как помочь себе расслабиться?

Для того чтобы хорошо почувствовать и понять расслабление, сначала почувствуйте и поймите напряжение. Эту мысль и ее техническое воплощение часто применяют в центрах, работающих со стрессом, напряжением, неврозом. Считается, что впервые этот метод был предложен чикагским врачом Е. Джекобсоном в 1922 году. Позднее на этой основе возникло много вариантов подобной релаксации. Основная задача прогрессивной мышечной релаксации Джекобсона – уметь различать напряжение и расслабление. В результате чего не только снимается мышечное напряжение, но и наступает нервно-психическое расслабление, так как существует определенная зависимость между мышечным тонусом и различными отрицательными эмоциями и состояниями. Выполняя упражнения, указанные далее, вы и сами сможете оценить, что расслабление лучше всего можно ощутить и оценить после напряжения.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фёдорова Катерина Александровна, Гладкая Валентина Сергеевна

В статье освещены актуальные проблемы репродуктивного здоровья женщин, страдающих бесплодием . Также изучены психологические особенности женщин, страдающих этой патологией, на основании собственных данных. Представлены основные причины бесплодия у женщин и их психологические особенности в сравнении с женщинами без репродуктивных проблем. Рекомендовано применение комплексного подхода в лечении бесплодия .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фёдорова Катерина Александровна, Гладкая Валентина Сергеевна

Clinical and Psychological Features of Infertile Women

The actual problems of the reproductive health of infertile women are presented in the article. Also, the article studies psychological features of the women suffering from this pathology on the basis of their own data. The article presents the main causes of infertility and mental state of such women in comparison with women without reproductive problems. It recommends the use of complex approach to the treatment of the infertility .

КЛИНИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ

Е. А. Фёдорова, В. С. Гладкая

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье освещены актуальные проблемы репродуктивного здоровья женщин, страдающих бесплодием. Также изучены психологические особенности женщин, страдающих этой патологией, на основании собственных данных. Представлены основные причины бесплодия у женщин и их психологические особенности в сравнении с женщинами без репродуктивных проблем. Рекомендовано применение комплексного подхода в лечении бесплодия.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, бесплодие, психологические особенности женщин с бесплодием.

Введение. Тревожная демографическая ситуация, сложившаяся в России, в значительной степени связана со снижением репродуктивного здоровья женского населения.

По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, показатели перинатальной, материнской заболеваемости превышают среднеевропейский уровень в три раза.

В настоящее время одним из главных условий, от которого всецело зависит демографическая судьба нашей страны, является повышение уровня рождаемости, поддержка института семьи [10].

Несмотря на значительный прогресс в области разработки и внедрения современных медицинских технологий, позволяющих контролировать сложнейшие функции человеческого организма, эффективность диагностики и лечения многих форм гинекологической и акушерской патологии остаётся невысокой. Это связано с недостаточным использованием методологии системного подхода к проблеме, пониманием места и роли центральной нервной системы в репродуктивном системогенезе, которой отводится второстепенная роль в процессах репродукции. Полноценное изучение системы женской репродукции возможно только при условии междисциплинарного подхода, обеспечивающего интеграцию соответствующих физиологических, психологических и медицинских направлений исследований. В связи с этим актуально изучение психологических и физиологических предпосылок, приводящих к бесплодию, с целью их коррекции.

Целью данного исследования является изучение клинических и психологических особенностей женщин с бесплодием.

Исследование психологических состояний пациенток проводили с использованием следующих опросников:

— шкала Спилберга-Ханина для определения уровня ситуативной и личностной тревожности;

— тест на стрессоустойчивость С. Коухена и Г. Виллиансона.

Результаты и обсуждение. Средний возраст женщин с бесплодием составил 32,8 ± 0,6 года, с преобладанием возрастной группы 30-40 лет (80 %), что свидетельствует о том, что с возрастом у женщин не только уменьшается вероятность естественного зачатия ребёнка, но и повышается вероятность спонтанного прерывания беременности.

Среди обследованных преобладали женщины с вторичной формой бесплодия (65 %), у 28 % в анамнезе были роды и в 100 % — прерывание беременности от одного до четырёх раз. Таким образом, аборт — один из главных этиологических факторов бесплодия.

Наиболее распространённой формой бесплодия является трубно-перитонеальная (40 %), смешанная форма наблюдалась в 27,5 % случаев, бесплодие неясного генеза — в 32,5 % случаев.

Все обследованные женщины имели в анамнезе гинекологические заболевания; чаще встречался вагинит (40 %), в качестве этиологического фактора выступали: в 60 % случаев — дрожжеподобные грибы рода Candida, в 28 % — микоплазмы, в 12 % — трихомонады. У 60 % женщин с бесплодием выявлена дисплазия шейки матки, и у 40 % — цервицит. Миома матки встречалась в 45 % случаев, хронический эндометрит — в 25 %. Эндометриоз тела матки составил 20 %, полипы эндометрия наблюдались в 20 % случаев. Хронический аднексит отмечен в 65 % и поликистоз яичников — в 40 % случаев. Врождённые деформации матки, такие как седловидная и двурогая матка, наблюдались в 5 % случаев.

Оперативные вмешательства, способствующие развитию спаечного процесса, проводились у 27,5 % женщин (у 15 % — сальпингостомия, у 5 % — лапароскопическая цистэктомия, у 7,5 % женщин — тубэктомия).

При исследовании самооценки по Айзенку выявлено, что у женщин с бесплодием преобладают: высокий уровень тревожности (60 %), высокий уровень фрустрации (52 %), средний уровень ригидности (60 %), по сравнению с женщинами, не имеющими проблем с репродуктивной системой, для которых характерны: низкий уровень тревожности (76 %), низкий уровень фрустрации (80 %), низкий уровень ригидности (60 %). Различия между группами обследованных статистически значимы (p Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следовательно, лечение бесплодия у женщин должно быть комплексным и сопровождаться медицинскими психологами с целью коррекции психологических состояний пациенток.

Использование комплексного подхода в лечении женщин, страдающих бесплодием, в сочетании с коррекцией психоэмоциональной сферы, без сомнения, приведёт к улучшению результатов.

1. Токова, З. З. Организационно-правовые аспекты медицинской помощи при бесплодном браке / З. З. Токова, И. Е. Корнеева // Здравоохранение Российской Федерации. — 2007. — № 5. — С. 35-38.

2. Пересада, О. А. Репродуктивное здоровье женщин: руководство для врачей / О. А. Пересада. — М.: Медицинское информационное агентство, 2009. — 678 с.

3. Гарданова, Ж. Р. Исследование тревоги женщин с репродуктивными расстройствами в период беременности / Ж. Р. Гарданова, М. Ю. Норина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 72-76.

4. Саидова, Р. А. Значение оценки состояния репродуктивной системы в лечении бесплодия у женщин позднего репродуктивного возраста / Р. А. Саидова // Гинекология. — 2012. — № 2. — С. 69-74.

5. Stewart, D. International psychosocial and systemic issues in women’s mental health / D. Stewart // Arch.Women’s Mental Health. — 2001. —

6. Boivin, J. Stress level across stages of in vitro fertilization in subsequently pregnant and nonpregnant women / J. Boivin, J. Takefman // FertilSte-

ril. — 1995. — №. 64. — P. 802-810.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЕРБАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С РАЗНОЙ УСПЕШНОСТЬЮ В ОБУЧЕНИИ

Г. Ф. Ходаковская

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается состояние вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в учебной деятельности: успешных в обучении, с парциальными и комплексными трудностями учения.

Ключевые слова: нейропсихологическое обследование, вербальные функции, младшие школьники, трудности в обучении.

Изучение вербальных функций детей является важнейшей стороной нейропсихологического обследования. Речь — это процесс общения посредством языка; это и основное средство мышления, с помощью которого происходит опосредование окружающей действительности; и средство регуляции собственных психических процессов человека.

В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы, каждый из которых вносит свой вклад в афферентные и эфферентные основы речи. Мозговая организация вербальной деятельности очень сложна, а её нарушения могут быть разнообразными и отличающимися по характеру в зависимости от того, какое из звеньев системы оказалось дефицитарным в процессе развития высших психических функций ребёнка [1; 2; 3; 4].

Уровень развития вербальных функций, сформированность экспрессивной и импрессивной сторон речи у первоклассников во многом определяют эффективность процесса овладения ими учебными компетенциями и адекватное использование получаемых знаний в практической деятельности (Симерницкая, 1995; Корсакова, 1997; Микадзе, 1997; Балашова, 2001; Полонская, 2007; Ахутина, Пылаева, 2008; Глозман, 2010).

Данное исследование направлено на сравнительный нейропсихологический анализ состояния вербальных функций у младших школьников с разной успешностью в обучении. Применялись методы нейропсихологиче-ского обследования, разработанные А. Р. Лурией (1963), и адаптированные и снабжённые количественной оценкой в Лаборатории нейропсихологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [5]. Статистическая обработка данных производилась посредством описательных статистик, анализа частот, одно-факторного дисперсионного анализа ANOVA. Использовался пакет программ SPSS 17 for Windows.

В исследовании принимали участие 153 первоклассника общеобразовательных школ г. Минусинска. Возраст испытуемых составил 7-8 лет. Анализ результатов оценивания учителями первых классов итоговых контрольных работ в конце первого года обучения позволил определить группы детей с разным уровнем успешности в учебной деятельности: первая группа — дети (42,5 %), успешно овладевающие учебным материалом по всем основным школьным предметам; вторая группа — учащиеся (16,3 %) с парциальными трудностями учения (затруднено усвоение знаний, формирование навыков по отдельным школьным предметам); третья группа -первоклассники (41,2 %) с комплексными трудностями учения (допускают систематические ошибки при выполнении учебных заданий разной направленности).

С целью изучения вербальных возможностей младших школьников применялись методики оценки речевых функций, способности к продуцированию ассоциативных рядов, слухоречевой памяти, которые позволили выявить состояние развития разных компонентов речевой системы у детей в зависимости от успешности в учебной деятельности: проба на сформированность слоговой структуры слова оценивает состояние серийной организации на уровне построений послоговой программы высказывания; пересказ текста даёт возможность проанализировать особенности грамматического оформления, смысловой адекватности и самостоятельности, программирования текста, его лексического оформления; ассоциативный эксперимент исследует способность к активному извлечению слов, возможности переключения с одного слова на другое, различение и осуществление точного выбора слов нужной грамматической или лексико-семантической категории; проба на оценку слу-хоречевой памяти (запоминание двух групп слов по три слова) исследует особенности фонематического восприятия и процессов запоминания слухоречевой информации (непроизвольной слухоречевой памяти, объёма, долговременности хранения, устойчивости к интерференции); пробы на понимание логико-грамматических конструкций позволяют оценить отношения между двумя объектами или ситуациями, представленными в предложении, и особенности декодирования предметной соотнесённости объектов в пространстве.

Читайте также:
Читайте также:  Абдоминальная декомпрессия при бесплодии отзывы
Adblock
detector