Экономика как категория зародилась в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Активное развитие экономической теории началось в эпоху зарождения капитализма. Исследователи этапов развития экономической науки выделяют различные научные школы и направления (рисунок 1).
Меркантилизм –первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма (XVI – XVII вв.) были купцы. Им нужны были теории развития торговли и обогащения, и они получили их от меркантилистов. Наибольшего развития меркантилизма достигла Англия – в стране с самой передовой в то время экономикой. Видными представителями этой школы были англичанин Томас Ман (1571 — 1641) и француз Антуан де Монкретьен (1575- 1621).
Меркантилисты проповедовали следующие идеи:
— главным богатством общества является деньги (золото и серебро);
— главным источником этого богатства служит сфера обращения (торговля и денежный оборот);
— государство должно помогать обогащению общества своей активной и целенаправленной экономической политикой.
Недостатком данной теории является преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.
Рисунок 1 — Основные этапы развития экономической теории
Классическая школа физиократов, или классическая буржуазная политическая экономия. Видные представители этой школы – французские экономисты XVIII в. Франсуа Кенэ (1694 — 1774) и Анн Роббер Жак Тюрго (1727 — 1781).
Рыночная школа классиков.Яркими представителями этой школы были шотландский экономист и философ Адам Смит (1723 — 1790) и английский экономист Давид Риккардо (1772 — 1823). В отличие от физиократов они полагали, что всякое производство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества, т.е. служит источником прибыли, и выдвигали ряд новых концепций, из которых наиболее актуальной и в настоящее время является стимулирование хозяйственной деятельности человека. Основные идеи рыночной школы классиков: источник богатства общества – это производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития возможны при свободной и конкурентной рыночной экономике, без вмешательства в нее государства.
Марксистская экономическая теория.Основоположники теории – немецкий экономист и социолог Карл Маркс (1818 — 1883) и его соратник Фридрих Энгельс (1820 — 1895) – дали анализ капиталистической системы хозяйствования. Основные идеи данной экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, эксплуатацию рабочих, кризисы необходимо уничтожить и построить социализм с общей собственностью и руководством экономикой во благо всего общества.
Разрушительный экономический кризис 1929 – 1933 гг. позволил экономистам, представляющим это направление, сделать следующие выводы:
— рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем;
— государство должно через бюджет и кредит регулировать экономику, устраняя кризисы, обеспечивая полную занятость населения и высокий рост производства.
Кейнсианство и неоклассицизм в ХХ веке были основными конкурентами в экономике по вопросу об экономической роли государства.
Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истину. Каждая школа страдает односторонностью и преувеличениями, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.
Хозяйственная деятельность людей представляет собой очень сложный комплекс разнообразных явлений и процессов, состоящий из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена и потребления (рисунок 2).
Производство – исходная, ключевая фаза экономического оборота (без него невозможно существование всех остальных стадий), в которой происходит создание материальных благ (продукции, товаров и услуг, необходимых человеку).
В процессе распределения устанавливается доля каждого человека в произведенных продуктах. Эта доля зависит от общего количества созданных благ и конкретного вклада отдельного экономического субъекта (т.е. действующего лица) в производство.
Обмен — это система, позволяющая производителям обмениваться продуктами своего труда и осуществляющая движение материальных благ и услуг от одного субъекту к другому, а также форма общественной связи производителей и потребителей. Обмен в современных обществах рационально и удобно совершается через куплю-продажу товаров и услуг с применением денег.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
2.1 Истоки и зарождение экономики
2.2 Меркантилизм – первая школа политической экономии
2.3 Классическая политическая экономия и физиократия
2.4 Марксизм
2.5 Неоклассическое направление и кейнсианство
2.6 Российская экономическая школа и ее специфика
2.1 Экономическая мысль возникла в глубокой древности и прошла длительный и сложный путь становления и развития.
Экономическая мысль как предшественница экономических учений зародилась в Древней Азии, Древней Греции и Древнем Риме. Первыми экономистами можно считать греческих ученых Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Первые школы в истории экономической мысли связаны с меркантилистами и физиократами.
2.2 Меркантилисты (Томас Ман, Антуан де Монкретьен и др.) выражали интересы торговой буржуазии. Основные идеи меркантилистов заключаются в следующем: главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро); источником этого богатства служит сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот); государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации.
Принято различать ранний (ХV-ХVI века) и поздний (ХVIХVIII века) меркантилизм.
Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Ее заслуга состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в материальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости.
А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получают личный доход.
Следующий значительный этап в развитии экономической теории – это утопический социализм и марксизм. Утопический социализм (Т. Мор, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн) – это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.
2.4 Марксизм опирался на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский утопический социализм, продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.
2.5 Основными современными направлениями экономики как экономической науки являются: неоклассическое, изучающее закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции; неокейнсианское, сложившееся в 50-е гг. XX в. и явившееся средством воплощения в жизнь идей кейнсианства о макроэкономическом государственном регулировании экономики; неоклассического синтеза, определяющее стратегию регулирования экономики в условиях монополизированной экономики; институционально-социологическое, учитывающее не только экономические, но и ряд других факторов (техника, обычаи, правовые и общественные институты, этические нормы поведения людей и др.).
2.6 Российская экономическая мысль является важнейшей составной частью мировой экономической науки. Формирование российского рынка, создание мануфактур инициировало возникновение и развитие экономической мысли в России, начало которой положили А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов.
Среди наиболее выдающихся экономистов советского периода следует выделить таких ученых, как Л.И. Абалкин, А.А. Арзуманян, С.М. Меньшиков, Э.П. Плетнев и др.
В период перестройки экономики России чрезвычайно известными стали такие экономисты, как Г. Явлинский, Е.Гайдар, Р. Хазбулатов, Д. Львов, Н. Петраков, П. Бунич, Н. Шмелев и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Контрольная Основные этапы развития экономической теории.. Безработица и её виды.
Отсюда приоритет и главная задача политики меркантилизма — обеспечение накопления в стране денежного богатства. На этапе раннего меркантилизма упор делался на элементарное удержание денег в стране с помощью таких административных мер, как запрет вывоза денег за рубеж ограничение ввоза товаров; наращивание добычи золота, серебра и прочее. Словом, упор здесь делался уже не на простое накопление денежных сокровищ, а на запуск денег в оборот, приносящий доход. Таким образом, развиваясь, меркантилизм искал и находил всё более действенные решения хозяйственных проблем своего времени. Меркантилизм исторически изжил себя в последующую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением научной экономической теории.
Школа физиократов
Среди первых классиков политической экономии были, прежде всего, французские экономисты Пьер Буагильбер, Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго. Причём Кенэ, Тюрго и ряд современных им экономистов 18 века известны в истории как физиократы. Суть физиократизма наглядно проявляется в его «говорящем» названии: физиократия означает власть природы (от греч. physis — природа + kratos — сила, власть, господство).
1. промышленный переворот — это долговременный и сложный процесс научных открытий и технических изобретений, внедрения в производство различных механизмов и машин.
2. замена ручного труда машинным. Превращение мануфактур в фабрики и заводы. Появление массового наемного труда.
3. углубление общественного разделения труда — выделение крупных сфер: промышленности, сельского хозяйства, торговли, нематериальной сферы; разделение этих сфер по отраслям; разделение труда внутри фабричного производства.
4. разделение собственников по факторам производства. Формирование нового классового общества: капиталисты — собственники капитала; пролетарии — собственники труда; собственники земли; появление интеллигенции.
5. развитие конкуренции.
А. Смит и Д. Рикардо заняли особую позицию и отношении предмета экономической теории. В начальный период становления этой теории как науки они уделили главное внимание первому типу экономических отношений — социально-экономическим связям между людьми. В кругообороте благ ведущим и определяющим звеном было признано производство, от которого, по их мнению, целиком зависел рыночный обмен.
Маржинализм
Однако теория не могла оставаться вечной и застывшей. В последней трети XIX века формируется особое направление экономической науки — маржинализм, вызванное изменениями в экономической и общественной жизни развитых стран.
Экономические предпосылки появления маржинализма: а) концентрация и централизация капитала, формирование крупной частной собственности, рост производительности труда, возрастание ассортимента товаров, значительный рост предложения изделий и услуг; б) отставание спроса от предложения, затоваривание рынков, стабильное и расширяющееся повторение кризисов перепроизводства: 1825 г. — в Англии, 1836 г. — в Англии и США, 1847 г. — в Англии, США, Франции и Германии, 1857 г. — мировой кризис, далее — регулярно, через каждые 8-10 лет.
Социальные предпосылки кризиса классической политэкономии: развитие профсою.
Список используемой литературы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Чтобы получить представление о сущности экономической теории, степени и уровне развития, определении связи с реальной экономикой, необходимо узнать историю ее появления [1, с.301].
Как наука как систематизированное знание, экономика сформировалась, в основном, в XV–XVI вв. Главный вопрос, который в то время интересовал экономистов, – отчего одни страны бедные, а другие богатые, откуда берется богатство. Экономика в те далекие времена – это наука о богатстве.
Первые зачатки новой науки видны в эпоху рабовладельческого строя в виде некоторых учений о ведении хозяйства. И насколько само хозяйство было обособленным и раздробленным, настолько и первые учения носили робкий прикладной характер.
Зарождение экономики как теоретической науки было вызвано объективными изменениями в экономике и формированием общественного хозяйства в границах государства.
Следует назвать следующие социально-экономические причины формирования экономической науки: интенсивное развитие торговли колониальными товарами; великие географические открытия XV – XVII веков, первоначальное накопление капитала (ростовщический, торговый, пиратский); рост мануфактур, скачок в развитии производства.
Исследователями истории развития экономической науки принято выделять разные научные направления и школы. Схематично это представлено на рисунке 1 .
Рисунок 1 — Главные этапы в развитии экономической теории. Составлено по [3]
Меркантилизм – это первая школа буржуазной экономической теории. Основными представителями эпохи заката феодализма в XVI — XVII веках были купцы. Им требовались теории развития обогащения и торговли, и они их получили от меркантилистов. Наибольшего расцвета меркантилизм достиг в Англии, в стране с самой передовой к тому времени экономикой. Представителями этой школы были англичанин Томас Ман и его коллега из Франции Антуан де Монкретьен.
Меркантилисты отстаивали следующие идеи:
— главным богатством общества являются деньги, под которыми они понимали серебро и золото;
— основным источником этого богатства служат торговля и денежный оборот, как сфера обращения;
— государство должно способствовать обогащению членов общества своей целенаправленной и активной экономической политикой (сфера производства).
В качестве недостатка теории меркантилизма следует назвать определенное преувеличение хозяйственного значения сферы обращения и недооценка сферы производства.
Классическая школа физиократов. К видным представителям этой школы относят французских экономистов XVIII века Анн Робер Жак Тюрго и Франсуа Кенэ.
Промышленность и иные неземледельческие отрасли рассматривались ими как бесплодная сфера, которая не может принести ничего нового, а только трансформирует продукты земледелия и природы. В то время аграрный сектор Франции находился в тяжелом положении, а промышленность обеспечивала главным образом сферу обращения. В таких условиях физиократы ратовали за приоритет сельского хозяйства в экономике и его продуктивное развитие на капиталистической основе.
Рыночная школа классиков. Заметными представителями этой школы были шотландский философ и экономист Адам Смит и английский экономист Давид Рикардо.
В отличие от физиократов эти экономисты считали, что любое производство, а не только земледелие, увеличивает благосостояние общества, т.е., по их мнению, является источником прибыли, и предлагали новые концепции, из которых в настоящее время наиболее актуальной считают стимулирование хозяйственной деятельности человека. Ключевые идеи рыночной школы классиков состояли в следующем: источником богатства общества является производство, а наиболее благоприятные условия для его динамичного поступательного развития возможны только при конкурентной и свободной рыночной экономике, и без вмешательства в нее государства.
Марксистская экономическая теория. Как известно, основоположники этой теории явились немецкий экономист и социолог Карл Маркс и его друг и соратник Фридрих Энгельс. Они предоставили анализ капиталистической системы хозяйствования.
Главные идеи этой экономической теории: капиталистическое производство несостоятельно; частную собственность на средства производства, кризисы, эксплуатацию рабочих, надо уничтожить и построить новое общество – социализм, где реализованы права на общую собственность и руководство экономикой во благо всего общества.
Созданная ими экономическая теория – марксизм, – развивая идеи трудовой теории стоимости, утверждала, что любой продукт создается лишь трудом наемного работника, а присваивается хозяином капитала, что является прямой эксплуатацией и социальной несправедливостью. Избавиться от эксплуатации рабочий класс может только в результате социалистической революции и ликвидации частной собственности. Как нам хорошо известно, эта теория была воплощена в жизнь во многих странах, но, как показала многолетняя практика этих стран, фактическая реальность оказалась оторванной от теоретических идей марксизма. Но, не следует отрицать значительный вклад в развитие экономики как науки, сделанный К. Марксом.
Дж. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, тем самым разработав теорию смешанной экономики.
Разрушительный экономический кризис 1929- 1933 годов позволил экономистам, которые представляли это направление, сделать следующие выводы:
— рынок не способен обеспечить стабильность и положительную динамику экономического роста, а также не способствует успешному решению социальных проблем;
— государство обязано через бюджет и кредит оказывать регулирующее воздействие на экономику, минимизируя последствия кризисов, обеспечивая полную занятость населения и значительный рост производства.
Кейнсианство и неоклассицизм в XX веке были главными конкурентами в экономике по вопросам экономической роли государства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ни одна теория не в состоянии претендовать на вечную и абсолютную истину. Каждая из рассмотренных школ страдает преувеличениями и однобокостью рассмотрения эконмических проблем, отражает интересы определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество в своем развитии не должно опираться только на какую-либо одну экономическую теорию.
2.2 Меркантилисты (Томас Ман, Антуан де Монкретьен и др.) выражали интересы торговой буржуазии. Основные идеи меркантилистов заключаются в следующем: главным богатством общества являются деньги, сокровища (золото, серебро); источником этого богатства служит сфера обращения (внешняя торговля и денежный оборот); государство должно активно вмешиваться в экономику, целенаправленно помогая обогащению нации.
Принято различать ранний (ХV-ХVI века) и поздний (ХVIХVIII века) меркантилизм.
Учение физиократов было развито представителями классической школы политической экономии (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо). Ее заслуга состоит в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства в материальное производство и разработке начал теории трудовой стоимости.
А. Смит и Д. Рикардо стремились применить трудовую теорию стоимости к исследованию внутреннего содержания и законов развития капиталистической экономики. Они считали, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Эта стоимость лишь частично достается им (заработная плата), а остальную часть (прибавочную стоимость) присваивают капиталисты. За счет прибавочной стоимости они расплачиваются за банковский процент, за аренду земли у землевладельцев и получают личный доход.
Следующий значительный этап в развитии экономической теории – это утопический социализм и марксизм. Утопический социализм (Т. Мор, К.А. Сен-Симон, Р. Оуэн) – это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах.
2.4 Марксизм опирался на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский утопический социализм, продолжил разработку теории трудовой стоимости и основных принципов коммунистического общества.
2.5 Основными современными направлениями экономики как экономической науки являются: неоклассическое, изучающее закономерности оптимального режима хозяйствования в условиях свободной конкуренции; неокейнсианское, сложившееся в 50-е гг. XX в. и явившееся средством воплощения в жизнь идей кейнсианства о макроэкономическом государственном регулировании экономики; неоклассического синтеза, определяющее стратегию регулирования экономики в условиях монополизированной экономики; институционально-социологическое, учитывающее не только экономические, но и ряд других факторов (техника, обычаи, правовые и общественные институты, этические нормы поведения людей и др.).
2.6 Российская экономическая мысль является важнейшей составной частью мировой экономической науки. Формирование российского рынка, создание мануфактур инициировало возникновение и развитие экономической мысли в России, начало которой положили А.Л. Ордин-Нащокин, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.С. Мордвинов, М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, Н.И. Бухарин, А.В. Чаянов.
Среди наиболее выдающихся экономистов советского периода следует выделить таких ученых, как Л.И. Абалкин, А.А. Арзуманян, С.М. Меньшиков, Э.П. Плетнев и др.
В период перестройки экономики России чрезвычайно известными стали такие экономисты, как Г. Явлинский, Е.Гайдар, Р. Хазбулатов, Д. Львов, Н. Петраков, П. Бунич, Н. Шмелев и др.
Вопросы для самопроверки
1. Оцените заслуги античных мыслителей в становлении экономической теории. Почему Аристотеля называют первым экономистом?
2. Кто являются представителями меркантилизма и в чем заключаются их основные идеи?
3. В чем вы видите отличие физиократов от меркантилистов?
4. Назовите представителей физиократии и их основные идеи.
5. Каковы заслуги классической школы политической экономии?
6. Назовите заслуги К. Маркса, сделавшие его одним из трех величайших экономистов мира.
7. Перечислите представителей российской экономической школы.
1. Меркантилизм выражал интересы…
б) торговой буржуазии;
в) промышленной буржуазии.
2. Меркантилисты отождествляли богатство…
а) с золотыми деньгами;
б) бумажными деньгами;
в) товарами и услугами.
3. К мерам экономической политики меркантилистов не принадлежит…
а) создание торговых монополий;
б) развитие посреднической торговли;
в) стимулирование импорта;
г) премии за экспорт.
5. Физиократы считали богатством…
б) продукты промышленности;
в) продукты земли.
7. Начала теории трудовой стоимости были заложены…
а) марксистской теорией;
б) классической школой политической экономии;
а) свободную конкуренцию;
б) государственное регулирование;
9. Главными инструментами государственного регулирования экономики Д.М. Кейнс считал…
а) государственные расходы и налоги;
10. Кейнсианская теория – это теоретическое обоснование…
а) свободной конкуренции;
б) государственного регулирования;
в) рыночной экономики.
Ответы на вопросы по теме 2
Литература: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 19, 20.
Тема 3 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
3.1 Сущность экономических потребностей
3.2 Экономические ресурсы и факторы производства
3.3 Стадии движения общественного продукта
Основные понятия и термины: производство, материальное производство, нематериальное производство, потребности, производственные потребности, предметы потребления, услуги, блага, ресурсы, факторы производства, труд, прибавочный труд, необходимый труд, интенсивность труда, производительность труда, земля, капитал, средства труда, предметы труда, предпринимательская способность, распределение, обмен, потребление, воспроизводство, простое воспроизводство, расширенное воспроизводство.
3.1 Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы с целью создания материальных благ и услуг, необходимых для развития общества. Различают материальное и нематериальное производство. Первое включает отрасли по производству материальных благ (услуг). Нематериальное производство связано с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т. д.).
В любом обществе производство служит в конечном счете удовлетворению потребностей.
Поздний меркантилизм во главу угла ставит идею торгового баланса, фискальная направленность экономической политики сменяется политикой, в основу которой легли соображения хозяйственного характера. Считалось, что государство становится тем богаче, чем разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров. Представителями позднего меркантилизма — Томас Ман (1641г.) , Дэдли Норе (1641-1691 гг.) ,Дэвид Юм (1711-1776 гг.).
В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между конкурирующими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в торговле. Другим недостатком политики в духе меркантилизма было постепенное замедление, а затем и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки. Таким образом, уже в XVIII веке логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потребностями хозяйственных систем в Европе. В то же время необходимо отметить, что многие понятия и принципы меркантилистической доктрины успешно пережили свое время и широко применяются в современной теории и практике.
Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики.
2.2. Школа физиократов – второй этап развития экономики.
Новое направление в развитии политической экономии предоставлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Главными представителями этого направления были Француа Кенэ (1694-1774 гг.),В.Р.Мирабо (1715-1789 гг.), Дюпен де Нему (1739-1817 гг.), А. Р. Тюрго (1727-1781).
Однако взгляды физиократов были все же односторонними. Дальнейшее развитие экономической науки показало, что неверно связывать рост богатства только с земледелием. Важную роль даже в XVIII веке не говоря уже о более позднем времени, играли в создании богатства и другие отрасли народного хозяйства, особенно промышленность и торговля.
1) Производительный класс земледельцев;
2) класс земельных собственников;
Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описанная строго математически. В воследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математически точных моделей производства и распределения продукции.
Если практическая реализация физиократического учения была явно неудачной, встретив упорное сопротивление со стороны дворянства и придворной знати, то теоретический вклад этой школы трудно переоценить.
Физиократы подготовили переход экономической науки и ее расцвету, когда она по существу не только сформировалась как единая, целостная наука, но и ответила практически на все вопросы, поставленные быстро прогрессирующим капиталистическим способом производства.
2.3. Классическая школа в экономической науке.
Адам Смит – основоположник в школе классицизма
на третьем этапе развития экономике
Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, отставивших глубокий след в истории экономических учений. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIXвека.
Первым представителем и прародителем классической школы следует считать английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687 гг.), которому принадлежат научные разработки в области налогообложения, таможенных пошлин. Источником экономического богатства он считал сферу производства, что сближает его с авторами трудовой теории стоимости.
Классическая школа представлена несколькими основоположниками и рядом талантливых их популяризаторов и толкователей. Основоположниками являются по крайней мере четыре человека: Адам Смит (1723-1790 гг.), Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Томас Мальтус (1766-1834 гг.), Ждон Стюарт Милль (1806-173 гг.).
Как и их предшественники, основатели классической школы рассматривали экономическую науку как учение о богатстве и способах его увеличения.
Особое место в развитии экономической науки принадлежит Адаму Смиту – классику политической экономии. Его основная идея, и идея других представителей этой школы состояло в том, что богатство народов создается производительным трудом во всех отраслях экономии (а не только в сельском хозяйстве, как полагали физиократы). И поскольку любой член общества получает свои доходы именно из этого источника, поскольку ключ к богатству народов состоит в создании условий для повышения производительности труда.
Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.
Структура экономической теории.
1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.
К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).
Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.
Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.
Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.
Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.
Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).
Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).
Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.
5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.
Функции экономической теории:
1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.
2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.
3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях .
4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.
Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.
Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.
Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.
Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.
Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.
Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.
Основные этапы развития экономической теории.
Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.
Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики — это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.
— Главным богатством общества являются деньги.
— Источником богатства служит сфера обращения
— Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.
Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.
Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.
Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.
Марксистская экономическая теория.
Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 — ) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 — 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 — 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.
Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.
Кейнсианское направление. Основатель Джон Кейнс. Основная идея рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.
Раздел 2. Общие проблемы экономической теории.
Потребности общества и их виды? Ресурсы и факторы производства.
1. Потребность – это недостаток или нужда в чём-то необходимым для жизнедеятельности людей. Человеческие запросы развиваются вместе с изменением экономики и культуры общества. Создание полезных вещей способствует удовлетворению разнообразных нужд людей. НТП (научно технический прогресс) на предприятиях обновляет предметный мир и уклад жизни членов общества, вызывает у них качественно новые потребности. Всю историю экономики мы можем рассматривать как историю формирование потребностей. Современная цивилизация знает несколько уровней потребностей.
1. Физиологические нужды. Пища, вода, одежда, жильё.
2. Защита от внешних врагов, преступников, помощь при болезни, защита от нищеты.
3. Общение с людьми, имеющие те же интересы, в дружбе, любви.
4. Уважение со стороны других людей, самоуважение.
5. принцип саморазвитии (совершенствование возможностей, способностей человека).
Пирамида потребностей в какой-то мере отражает ступени становления и развития отдельной личности. Одно дело появившийся на свет младенец, испытывающий преимущественно физиологические нужды и совершенно другое например студент у которого формируется весь комплекс нормальных человеческих запросов.
Социально экономический прогресс общества проявляется в возвышении потребностей. Этот процесс идёт по двум направлениям. По горизонтали. Сложившиеся запросы распространяются среди всей массы населения. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Потребности изменяются по вертикали в этом случае происходит переход от нисшего их уровня к качественно более высокому. Запросы высшего порядка – интеллектуальные, социальные. Они безграничны. Уровень потребностей заметно возрастает при смене поколений. Поэтому вся совокупность общественных потребностей является конкретным ориентиром созидательной хозяйственной деятельности. При этом приходиться учитывать как традиционные, так и вновь возникающие вопросы людей.
Ресурсы, факторы производства – потребности и ресурсы образуют основы любой экономики.
Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных, духовных, сил которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг, других ценностей. В экономической теории ресурсы делятся на четыре группы.
1. Природные – это потенциально пригодные для применения в производстве естественной силы и в-ва среди которых различают исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и не возобновляемые.
2. Материальные – это ресурсы созданные человеком, средства производства, которые сами являются результатом производства.
3. Трудовые – это население в трудоспособном возрасте с 14 – до 50 лет которое обычно оценивается по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-кваликафиционному, культурно-образовательному.
4. Финансовые – денежные средства которые общество в состоянии выделить на организацию производства. Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от до индустриальной к индустриальной и от неё к постиндустриальной технологии. В до индустриальном обществе приоритет принадлежит природным ресурсам и трудовым ресурсам, в индустриальном к ним добавляются ещё и материальные, постиндустриальном интеллектуальные и информационные ресурсы.
Природные материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название базовых, возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться производными. Наряду с понятием ресурсы производства экономическая теория оперирует такими понятиями как факторы производства.
Факторы производства – это экономическая категория обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Факторы производства – это производящие ресурсы. В экономической теории существует три основных фактора производства. 1. Земля: означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Б. В ряде отраслей в рыбной добывающей, аграрной земля есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом труда и средством труда. В пределах всей экономики земля может выступать и как объект собственности. 2. Капитал – это материальные и финансовые ресурсы в системе факторов производства. 3. Труд – это та часть общества как экономическое население, которое охватывает только трудоспособное население, занятое в производстве. Фактор труд включает и предпринимательство – это уважаемая во всём мире деятельность требующая способности к организации производства, умение ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Каждый фактор производства способен принести владельцу доход. Капитал приносит процент – труд зарплату, а земля ренту.
Сущность производства. Производство – это деятельность человека посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Потребности человека безграничны, постоянно растут, т.е. в экономической теории тенденция роста представляет собой закон возвышения потребностей. Рост потребностей постоянно подстёгивает производство. Назначение производства – это удовлетворение потребностей человека и общества, достигается это в ходе взаимодействия человека и природы, а поскольку активной стороной в таком взаимодействии выступает человек, то ещё один вывод сам собой напрашивается: производство это процесс преобразования природы человеком, т, е. Животные приспосабливаются к природе, а человек приспосабливает её к себе. Совокупность всех сил используемых человеком в процессе производства в экономической теории обозначается понятием производственные силы.
Различают два уровня производства индустриальный, общественный. Индивидуальное производство – деятельность в масштабах основной производственной единицы, фирмы, предприятия. Общественное производство означает всю систему производственных связей между предприятиями т.е. отраслями и предприятиями.
Различают два типа развития производства. Интенсивный и экстенсивный. Экстенсивный путь происходит за счёт количественного прироста уже используемых средств производства. Интенсивный за счет качественного обновления средств производства. В ходе производства предприятие испытывает воздействие двух противоположных тенденций укрупнение и разрушения.
Концентрация производства – это сосредоточение средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, она осуществляет производство и прирост к выпуску продукции массовый масштаб.
Кризис производства – это временное падение объёма производства в результате перепроизводства товаров, несоответствующим натуральным потребностям или платёжеспособным возможностям общества. Производство всегда имеет вид воспроизводства под которым понимают непрерывно возобновляемый процесс производства. Воспроизводство придает производству циклический характер.
detector