Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта «К Истине».
433. Здравствуйте! Я воцерковленная православная. Помогите понять слова, которые говорятся в конце обряда венчания: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог».
Мне самой было интересно знать, а тут еще и брат (невоцерковленный) выложил такое в соц. сетях:
«Русский обряд» венчания
Я долгое время неспешно опрашивал своих знакомых, кто прошёл обряд венчания в церкви на предмет: «Помнят ли они то, что им говорилось там?».
Оказалось, что большая часть просто находилась либо в полутрансе, либо наоборот, совершенно витала в облаках, не обращая внимания на то, что там происходит.
Однако всё же удалось найти некоторое количество пар, среди которых именно женщины запомнили, что им говорилось.
Прежде всего, следует отметить, что эти пары не знакомы с Библией. Вернее, они знают о её существовании, что есть десять заповедей, что был Христос, что он умер за всех нас, но потом воскрес и вознёсся на небо уже живым. Правда что он там делает в стратосфере, никто не сказал. Зато вспомнили всё же некоторые слова, которые священник говорит невесте: «…будь плодовита как Сара»
Быт.16:1-8. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее.
Это говорится про ту самую Сару, которую Авраам подкладывал под египетского фараона, правда, ей тогда уже было за 60, и, судя по всему, фараон был знатный геронтофил.
Кстати, по версиям он не соврал фараону, когда сказал, что она ему родственница. Просто это не мешало ей быть ему ещё и женой. Кровосмесительство святым не грех. Даже в Содоме, который они выбрали для своего жительства. Видно, не случайно.
А родила она, когда Аврааму как бы было уже лет 100, а ей самой чуток поменьше 90. Единственного ребёнка. Как ни кривят душой православные, что «Ветхий завет» – это не их, им он не нужен, но от него им никуда не деться, а потому иудейская мифология в православии, как и в христианстве вообще – неотъемлемая часть, как религиозных обрядов, так и повседневной жизни.
Уточняя вопрос текстов «брачующимся» по канону (чину) следует поправить опрошенных мною невест, что дословно это выглядит всё же примерно так:
«И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль». «И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако Благоволи Бог» – подтверждение дословности можно найти на любом православном ресурсе.
Давайте дополним теперь о других персонажах, кроме Сары:
«Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8)»
Сама же Рахиль впоследствии умерла при родах Вениамина – своего второго сына. Вот вам и пожелания молодожёнам – своего рода программирование: возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека, будь весёлой, как Ревекка, у которой один сын предал другого, умножься как Рахиль, которая умерла вторыми родами – да, это офигенное пожелание счастья молодым.
Русское христианство – это бред. Это всё равно, что русская нерусскость. В русском христианстве от русского только сами люди – всё остальное – это уже совершенно иной среды. Я достаточно спокоен в отношении христиан, но вот когда начинаются запевания на тему: христианство сделало русских русскими, зародило основы науки и литературы, дало государственность и прочие блага цивилизации – мне становится горько. Горько за то, что сами же русские люди считают себя и своих предков способными лишь на то, чтобы быть духовной тенью иного народа. Мне это претит. Всё же я полагаю, с учетом того, что Библия всё — равно подвергалась неоднократным правкам – то стоит подумать о том, что неохристианство может быть модернизированно и «русифицированно» по-настоящему.
А тем, кто надумал венчаться – может, стоит задуматься – хотят ли они быть как Сарра и Авраам. Или же всё-таки взять какие-то более достойные примеры для подражания?»
Не могу найти нужную информацию. Заранее благодарю и прошу по возможности выслать ссылку, где можно просмотреть опубликованный ответ. Храни вас Бог! Анна Костюченко
Спаси нас, Господи Иисусе Христе!
Анна, еще даже 70 лет назад серьезной проблемой семей было бесплодие. Именно оно ТОГДА в ДРЕВНОСТИ пугало молодоженов в отличие от современных людей, для которых дети – обуза и нежеланный побочный продукт секса.
Все три женщины были бесплодными, и потом родили сыновей, которые стали родоначальниками целого народа!
Поэтому смысл молитвы – желания детей, детей, которые потом станут родоначальниками, знаковыми фигурами в истории своего народа, это желание того, чтобы Бог управлял твоей семьей, детьми, и пожелание избежать БЕСПЛОДИЯ.
Что же касается наложниц, то для того времени это было этической нормой, как и браки между близкими родственниками (брат и сестра, детьми братьев и т.п.).
Вот пример невозбраняемого на тот период многоженства среди израильских судей, которые избирались Богом:
«У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен» (Суд.8:30).
«После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема. У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома [в замужество], а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет» (Суд.13:8-9).
Мне сложно говорить за давно умерших людей, но мне кажется, что древними многоженцами из богатых судей и князей двигала не только похоть, но и желание, чтобы своей потомство умножалась, ибо среди жен кочевников-скотоводов бесплодие могло наступить уже после первых родов и даже так, что молодая жена вообще не могла беременеть, плюс евреи вели постоянные войны и люди гибли массово:
«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших» (1Цар.4:10), или «И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных» (Суд.20:44).
Как великую трагедию подают СМИ гибель 5 – 10 человек за неделю во время братоубийственной войны на Донбассе. А тогда разом в один день 30 тыс. изрубленных трупов! Времена были жестокие…
Но тогда друг друга убивали мужчины, сейчас же главные и самые безжалостные убийцы — «милые женщины». И не нам, детям матерей, которые в советское время и делали по 10 – 15 абортов, судить этих людей.
Ну, а брат. Молитесь усердно нем. Как в народе говорят: ума нет – считай калека. Жалко парня. Глупый муж — проклятие для родителей и его жены.
«Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Прит.13:17).
«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Прит.18:2)
Сказано почти 3000 лет (до интернета), а прямо как о Вашем брате!
«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Прит.10:1).
«…глупый будет рабом мудрого сердцем» (Прит.11:29.)
«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Прит.14:15).
«Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Прит.17:25).
«Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Прит.26:11).
P.S. Далее мне стали поступать еще письма от именно подчеркнуто «я воцерковленная православная христианка» с своеобразными вопросами, как мне кажется, источниками которых является одна и также личность, при том мужская. Ряд администраторов сайтов думаю, уже давно столкнулись с письмами одного гиперактивного болящего, который писал вопросы с разных адресов, а потом, после того, как его письма стали игнорироваться, начал писать от имени «воцерковленных православных христианок», да еще и заводить женские аккаунты «В Контакте,» и с них сыпать вопросами о вере (иногда эти вопросы, впрочем адекватны и интересны).
Ответ на вопрос «Анны» я все же публикую, потому что статья Игоря Коломийца «Венчался? Проверь свою память. Полезно знать» активно гуляет по сети, и ее распространение свидетельство, что современные люди не понимают исторический контекст и духовную суть уже многих богослужебных, не говоря уже о том, что церковно-славянский язык для людей – китайская грамота.
Многие ли из воцерковленных знают, например, суть литургической молитвы: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». «Дориносима» — это как? Такое действо, кстати, уже как, более 1000 (!) лет не производится, а на Руси так вообще не делали.
То, что христиане не понимают церковных молитв – это актуальная проблема. Актуально и то, что давно назревает необходимость правки богослужебных текстов в смыслах понятных современному человеку.
Поменял же у нас название «Отдел внешнецерковных сношений» на «Отдел внешних церковных связей».
06.07.2015.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен Венчанием.
• Не допускается более трёх брачных союзов. Вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.
• Нельзя венчаться некрещеным.
• Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака. Это отражено в чинопоследовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому браки, заключенные по принуждению, признаются недействительными. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.
• Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
• Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой). Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять.
• Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя воспреемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
• Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
• Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства – архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. Высший предел для вступления в брак для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (свт. Василий Великий, правила 24-е и 88-е).
• Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).
В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачащихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – духовника хотя бы одного из супругов.
Следует также учитывать, что Таинство венчания может быть совершено не во все дни года.
Какие браки церковь категорически не признаёт?
Православная церковь категорически отказалась признавать однополые браки — вне зависимости от того, признаются ли они законодательством той или иной страны.
Кого не обвенчают?
Церковь запрещает венчать следующих лиц:
— уже состоящих в ином браке, церковном или зарегистрированном государственными органами власти;
— находящихся между собой в кровном родстве по прямой линии независимо от степени родства;
— находящихся между собой в кровном родстве по боковой линии (в том числе единокровном и единоутробном) до четвертой степени включительно (братьям и сестрам, двоюродным братьям и сестрам, дядям и тетям с племянниками и племянницами, дедушкам и бабушкам с внуками и внучками своих родных братьев и сестер. — Прим. TUT.BY);
— состоящих в духовном родстве (крестным родителям с крестниками и крестным родителям с родителями крестников. — Прим. TUT.BY);
— состоящих в духовном сане, начиная с посвященных в иподиаконский чин;
— не достигших брачного возраста согласно государственному законодательству, с учетом исключений, предусмотренных этим законодательством;
— признанных недееспособными в установленном законом порядке в связи с психическим расстройством;
— осуществивших смену пола;
— удочеривших с удочеренными, усыновивших с усыновленными, приемных родителей с приемными детьми.
Также недопустимо совершение венчания при отсутствии свободного согласия обеих сторон.
Отметим, что в этих правилах все же прописаны исключения. Например, союз между крестными отцом и матерью, браки в пятой и шестой степени бокового кровного родства (например, троюродным братьям и сестрам. — Прим. TUT.BY), также как и венчание признанных недееспособными в связи с психическим расстройством могут быть совершены с благословения епархиального архиерея.
Церковь точно запрещает освящать брак с еретиками.
Тот же подход применяется в отношении венчания православных христиан со старообрядцами.
Сколько раз можно венчаться?
Согласно документу, запрещено венчание тех, кто ранее состоял в трех браках. При этом учитываются браки как венчанные, так и невенчанные, но получившие государственную регистрацию, в которых желающий вступить в новый брак состоял после обряда крещения.
Можно ли венчаться до регистрации в ЗАГСе?
По правилам, венчаться в церкви можно только после государственной регистрации брака. Хотя некоторые (и даже в Беларуси) умудрились обходить этот запрет.
Теперь же официально прописаны исключения.
Можно ли расторгнуть церковный брак?
В списке поводов для расторжения церковного брака:
— отпадение одного из супругов от православия;
— прелюбодеяние одного из супругов и противоестественные пороки;
— вступление одного из супругов в новый брак в соответствии с гражданским законодательством;
— неспособность одного из супругов к брачному сожитию, явившаяся следствием намеренного самокалечения;
— заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям;
— медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания супруга при его отказе от лечения и исправления образа жизни;
— безвестное отсутствие одного из супругов, если оно продолжается не менее трех лет при наличии официального свидетельства уполномоченного государственного органа; указанный срок сокращается до двух лет после окончания военных действий для супругов лиц, пропавших без вести в связи с таковыми, и до двух лет для супругов лиц, пропавших без вести в связи с иными бедствиями и чрезвычайными происшествиями;
— злонамеренное оставление одного супруга другим (длительностью не менее года);
— совершение женой аборта при несогласии мужа или принуждение мужем жены к аборту;
— надлежащим образом удостоверенное посягательство одного из супругов на жизнь или здоровье другого супруга либо детей;
— неизлечимая тяжкая душевная болезнь одного из супругов, наступившая в течение брака, подтверждаемая медицинским свидетельством и устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
Решение о признании церковного брака утратившим каноническую силу принимается в епархии по месту фактического проживания супругов. В случае проживания супругов в разных епархиях вопрос должен рассматриваться в той епархии, где проживает супруг, инициирующий развод.
Кроме того, епархиальный архиерей может признать недействительными браки, совершенные по ошибке (например, при незнании о наличии препятствий) или злоумышленно (в случае, если молодожены не сообщили священнику о наличии установленных церковным законодательством препятствий).
Касается ли это белорусских православных?
Белорусская православная церковь (БПЦ) — каноническое подразделение Русской православной церкви на территории Беларуси, имеющее статус экзархата. Так что да, принятые решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви касаются и белорусских православных.
Ответы пастырей
Брачная статистика сегодня весьма печальна: процент разводов увеличился и среди венчанных, и даже среди воцерковленных христиан. А значит, не все относятся к Таинству венчания достаточно серьезно и трезво, зачастую не понимая, что именно за самим фактом венчания должно следовать. Так кого можно венчать, а кого нет? Стоит ли венчать всех желающих и только потому, что жениху и невесте этого захотелось? Как донести до молодоженов всю важность и величие Таинства венчания?
– Перед венчанием, конечно, нужно беседовать с женихом и невестой, и, может быть, даже не один раз, объясняя им суть этого Таинства, его последствия и меру ответственности супругов. Чтобы молодые по крайней мере приступали к этому Таинству со всей полнотой осознания его духовной важности для своей общей жизни и для жизни каждого в перспективе вечности.
Надо обязательно разъяснять молодоженам смысл и значение Венчания как Таинства
Венчать, конечно, нужно всех желающих, но желающих не попраздновать только, а и нести крест совместной жизни до конца, с верою и терпением. И это желание должно быть ответственным, осознанным и выверенным. Вот такое желание нужно нам, священникам, взращивать в брачующихся, пестовать и преумножать со всем усердием.
Мне кажется, что эта раннехристианская притча хорошо подходит к нашему вопросу. Ведь мы действительно не знаем, каким образом благодать действует в человеке и кто принимает ее достойно, а для кого она является огнем палящим. Поэтому сложно согласиться с тем, что стоит отказывать желающим получить церковное благословение на совместную жизнь исходя из каких-то косвенных признаков их незрелости в церковной жизни. Наверное, стоит в таком случае потрудиться, уделить время, разъяснить смысл чинопоследования и значение Таинства.
С другой стороны, подобные вопросы – о непонимании значения церковной жизни внешними людьми – это, прежде всего, посыл к нам, людям Церкви: насколько мы сами приступаем с должным вниманием и благоговением к Таинствам, какой пример вдумчивого отношения к церковной жизни мы подаем окружающим, заметны ли в нашей жизни плоды участия в Таинствах Церкви?
Укреплять людей в духовной жизни: когда человек учится быть верным Богу, то этим он готовится быть верным и близким
Если венчать всех подряд, кто только выразил желание, то очень скоро Таинство превратится в профанацию. На мой взгляд, в наши дни вместо того, чтобы всех зазывать на Венчание, надо прежде всего укреплять людей в духовной жизни. Когда человек учится быть верным Богу, то тем самым он готовится быть верным и самым близким людям, хранить верность своей второй половинке. А без верности друг другу, без серьезного отношения к этому Венчание теряет смысл.
Легкомысленное отношение к Таинству оборачивается дальнейшим предательством, а всякое предательство влечет за собой жизненный крах.
При этом наблюдается одна важная закономерность. Венчание оказывается легковесным у тех, кто в целом далек от Церкви, кому чуждо богослужение, кто не участвует регулярно в таинствах Исповеди и Причащения. В общем, если для человека чужда церковная жизнь, то и Венчание окажется малоэффективным для сохранения его семейных уз.
Семья – это то, что требует многих внутренних жертвенных усилий. И человек, ведущий духовную жизнь, прекрасно чувствует, как много дает ему таинство Венчания. Оно совершилось один раз, но всю дальнейшую жизнь благодатно питает семью, удерживает от ошибок, подчас становится единственным, что в момент кризиса удерживает от ложного шага. А впоследствии, когда все кризисы преодолены, благодать Венчания уже утешает и радует тебя, всю семью, всех твоих самых близких.
Каждый человек хочет любить и быть любимым. А верующий во Христа ждет любви и брака с особым трепетом, потому что помнит слова из Книги Бытия, которые не раз повторяли апостолы: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Венчание, Таинство, с которого начинается церковный брак, — одно из самых главных событий в жизни православных мужчины и женщины. Каким оно должно быть? Чем венчаный брак отличается от гражданского? Мы постарались ответить на самые распространенные вопросы о венчании, а помог нам в этом настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской города Благовещенск священник Святослав ШЕВЧЕНКО.
В какие дни можно венчаться?
Венчание в храме может совершаться утром или днем, после завершения Литургии.
Венчаться в Русской Православной Церкви по канонам можно во все дни, кроме:
- От Недели Мясопустной, то есть воскресенья перед Прощеным воскресеньем, до Недели Фоминой (1-го воскресенья после Пасхи).
- Во весь Петров пост.
- Во весь Рождественский пост, включая дни Рождественских святок, то есть вплоть до 18 января .
- В канун однодневных постов, а именно — накануне среды и пятницы.
- В канун воскресных дней, великих праздников, храмовых (престольных) праздников.
Что можно подарить на венчание?
На самом деле на венчание можно подарить все, что обычно дарят на светскую свадьбу: постельные принадлежности, сервизы, набор кухонных принадлежностей и так далее. Из церковного будут очень кстати духовная литература и видеодиски о семейных ценностях. Можно подарить красивую лампаду или, например, резную полку для икон. В принципе, можно подарить и сами иконы, но только не следует переусердствовать с их количеством, чтобы они не пылились где-нибудь в шкафу.
Можно ли есть перед венчанием?
Насколько мне известно, церковными правилами не предусмотрен строгий пост, как, например, евхаристический перед таинством Причастия. А вот исповедаться и причаститься перед Венчанием — это очень благочестивая и важная традиция.
Не стоит наедаться перед самим таинством и чисто из практических соображений. Во-первых, будет тяжело выстоять с полным животом. Во-вторых, отрыжка и другие процессы деятельности желудка никак не украсят Венчание. А, в-третьих, как гласит народная мудрость: сытое брюхо к молитве глухо.
Можно ли родителям присутствовать на венчании?
Мне кажется, будет довольно странным, если родителей жениха и невесты не будет при совершении этого важного таинства. К тому же, не нужно превратно толковать слова Бога: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей (Быт. 2, 24; Мф. 19, 5). Пятую заповедь о почитании отца и матери никто не отменял. Более того, в чине Венчания есть молитвы, посвященные и самим родителям, которые тоже в некотором роде являются соучастниками таинства.
Можно ли снимать венчание?
В нынешних век высоких технологий было бы грехом не воспользоваться благами цивилизации для того, чтобы осталась память об этом важном торжественном моменте в жизни каждого христианина. Другой вопрос, чтобы фотограф или видеооператор не мешали совершению священником таинства и не нарушали благолепие службы. Думаю, не будет лишним, если специалисты по съемке подойдут к священнику, который объяснит элементарные нормы поведения в храме, что можно и что нельзя.
Можно ли разводиться после венчания?
Можно ли носить или продавать венчальное платье после венчания?
Сегодня мы живем в эпоху, когда сильно развит свадебный бизнес, когда невесте дают платье напрокат. Да и по большому счету, женщине не надеть свадебное платье никуда, кроме как на торжественную регистрацию в загсе, Венчание и свадебный банкет. К тому же, одежда в этом таинстве не участвует сакрально, как, например, крещальная рубашка.
Поэтому не вижу никакого греха в том, чтобы свадебными нарядами дать попользоваться и другим молодоженам.
Можно ли отмечать венчание?
Не вижу ничего плохого в том, чтобы после совершения таинства Венчания отметить его в кругу родных и близких за праздничной трапезой. Но застолье не должно превращаться в праздник живота, за которым потеряется суть отмечаемого события. Речь и о чрезмерных возляниях спиртными напитками, когда в человеке может исказиться образ Божий. Во всем нужна мера, чтобы этот день запомнился для двух любящих людей именно своей духовной составляющей.
Венчание беременной — можно ли?
К сожалению, это знамение современной эпохи. Читал, что на Руси после совершенного таинства Венчания именно священник предлагал молодоженам впервые поцеловать друг друга. Сегодня зачастую венчаются люди, которые уже прожили вместе не один год. Но с другой стороны, очень хорошо, что люди решаются на этот серьезный шаг. И с канонической стороны нет никаких препятствий для того, чтобы ребенок присутствовал на Венчании своих родителей — очно или находясь в материнской утробе.
Можно ли снимать кольца после венчания?
Хочется задать встречный вопрос: снимать обручальные кольца для чего? Один снимает венчальное кольцо, чтобы не было проблем со здоровьем, например, при обследовании в аппарате МРТ, где противопоказаны металлические изделия, а другой — снимает колечко в санатории, чтобы прикинуться свободным от брачных уз. Если хотите, кольца венчальные — это как символ точек доступа, объединяющих людей посредством невидимой, но крепкой связью под названием Любовь.
Можно ли изменять после венчания?
Можно ли пить алкоголь перед венчанием?
Думаю, что ответ очевиден. Нельзя. Ну, во-первых, нормальный священник никогда не допустит пьяного человека ни до какого таинства. Алкоголь, принятый перед важным событием в своей жизни, которое требует от человека максимальной серьезности и сосредоточенности, говорит о том, что выпивший несерьезно подходит к церковному таинству. Он расслаблен, его разум затуманен спиртным, и ему, по большому счету, все равно, что происходит с ним. Такое отношение к таинству ни в коем случае недопустимо.
К тому же, поведение жениха или невесты, пришедших в нетрезвом виде на таинство, должно насторожить вторую половину: а не венчается ли он на алкоголике или алкоголичке? Поскольку несерьезность в таком деле может быть прообразом всей семейной жизни.
Можно ли на венчание с месячными?
Если это случилось внезапно и непредсказуемо, тогда, конечно, священнослужитель не может отказать. Единственное таинство, к которому не рекомендуется приступать в дни женского очищения, — это Причастие, которое есть истинные Кровь и Плоть Христовы. Но и здесь существуют исключения в виде кровотечений по болезни. И по благочестивой традиции молодожены перед Венчанием должны исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Поэтому в идеале женщине нужно учитывать свой менструальный цикл при планировании дня Венчания.
Венча́ние – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви.
Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.
В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.
Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.
В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.
Для венчания необходимо
- предварительное собеседование со священником;
- венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
- венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
- рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
- обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).
Стоимость венчания
Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.
Жениху и невесте необходимо
- исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
- прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
- быть с нательными крестиками (как всегда).
Требования к свидетелям
Некоторые особенности одежды невесты
- у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
- плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
- косметика – в минимальном количестве.
- т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.
Возраст венчающихся
- нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
- в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.
Препятствия к браку
- Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
- Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
- Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.
Церковь не освящает союз между или с …
- иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
- некрещеными;
- атеистами, пусть даже и крещёными;
- людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
- людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
- В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
- православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.