Приветствую всех заглянувших!
Майские праздники в 2015г. мы провели в Казани. Были там достаточно долго. Осмотрели не только этот замечательный город, но и несколько интересных мест недалеко от него.
В 27 километрах от Казани находится знаменитый Раифский Богородицкий мужской монастырь. Посещение Раифской обители запланировали задолго до поездки.
В этом монастыре находится одна из важнейших православных святынь — икона Грузинской Божией матери. Поэтому не сомневались, что нам туда надо.
Заходим в монастырь через Святые врата. Дорога из Казани приводит к ним.
Основан монастырь был в XVII веке старцем Филаретом. На фотографии видим памятник старцу. Зам ним дом для паломников.
Филарет пришел из Москвы. После смерти родителей он отказался от своего имущества в пользу неимущих и постригся в монахи. В 1613 году пришел он в эти места, построил хижину и поселился рядом с красивым озером недалеко от Казани. Это было началом истории о Раифской пустыни.
В 1659 году Филарет умер. Его ученики озаботились постройкой монастыря в этих краях. Монастырь был образован в 1661 году.
В 1661 г. в монастыре появилась копия Грузинской иконы Божьей Матери. Списана она была с иконы из Красногорского монастыря (недалеко от Холмогор).
Первоначально монастырь был деревянным. Деревянные постройки сгорели при пожаре.
В 1690-1717 годах был построен вновь уже в камне. Строительство велось и в более поздние годы.
В 1928 году обитель была закрыта. В 1930-1954 годах на территории монастыря был один из «островов» ГУЛАГа. Позднее здесь открыли исправительные учреждения для малолетних преступников.
При такой сложной судьбе сохранились многие храмы и постройки.
В 1990 году началось возрождение монастыря.
Посмотрим, как выглядит монастырь в наши дни.
Справа на фотографии — Собор Грузинской Божией Матери (1842г.). Здесь хранится главная святыня монастыря — копия Чудотворной иконы Грузинской Божией Матери.
Слева видим церковь в честь Святых Отцов в Синае и Раифе избиенных.
Церковь освящена в память о 39 монахах-старцах из Раифы на Синайском полуострове, зверски убитых варварами-разбойниками в IV веке.
Название монастыря связано с этой церковью.
В центре монастыря находится Троицкий собор (1910г.) Это самая молодая постройка Раифского монастыря. Он построен взамен более древнего собора (конец XVII в.), разобранного из-за ветхости.
Слева на фотографии видны солнечные часы.
Новый братский корпус. Постройка современная. Он был возведен в 2009 году.
Перед ним находится часовенка. В ней Святой источник Раифской пустыни. Вода в источник подается из артезианской скважины.
Хочу рассказать о мужском хоре Раифского монастыря. При посещении обители нам удалось услышать великолепное выступление вокального квартета «Притча». Поют они «a capella». Передать словами красоту пения невозможно. Нужно слушать. И не в записи, а в живую.
Монастырская ограда также достойна внимания.
Мощные стены. Красивые башни. На фотографии Часовая башня.
Монастырь находится на берегу живописного озера.
К сожалению, фотографии озера у меня не сохранились, но хочу рассказать легенду о нем.
Говорят, в этом озере водятся молчаливые лягушки.
С этими лягушками связана легенда.
Когда-то очень давно в этом озере было очень много лягушек (стоит отметить, что и в настоящее время их немало). Все бы ничего, но они круглосуточно очень громко квакали. И не просто квакали, а заглушали своими песнопениями церковное пение и даже звон колоколов. Монахи начали молиться об избавлении от напасти. Они попросили Бога избавить их от кваканья, которое мешали им нести послушания. И случилось чудо. Лягушки онемели. Молчат они до сих пор. Можно подумать, что они перевелись, но это не так. Их в этих местах много.
Были люди, которые пытались доказать, что невозможно таким образом бороться с надоедливыми квакшами. Они привозили лягушек из разных мест. Говорят даже из Франции привозили квакш. Но у монастырских стен земноводные теряли голос.
Вот такая забавная история. А верить этому или нет, вам решать.
Раифская обитель место, которое обязательно нужно посетить.
Мне это удалось. Советую и вам ее посетить.
Празднование иконе совершается 4 сентября (по новому стилю).
По иконографическому типу Грузинская икона Божьей Матери относится к типу Одигитрия («Путеводительница»). Она близка к вариации Перивлепты (где изображается общение Богоматери и младенца). Иконография Богородицы родственна другим грузинским иконам X—XVI вв, в особенности Кахетинским. Рассматриваемый образ очень напоминает Иерусалимскую икону Божией Матери.
Икона имеет ковчег — углубленную центральную часть на лицевой поверхности доски. Изображения Богоматери и младенца Иисуса занимают большую часть ковчега. Голова Богородицы склонена и повернута к Богомладенцу, сидящему у нее на левой руке. Правая десница Христа поднята в благословении, а в левой он держит свиток — знак спасительного учения для просвещения человеческого рода.
Характерной особенностью изображения Спасителя на Грузинской иконе является, подвернутая под левую, обнаженной подошвой наружу, правая нога.
Первоначально икона находилась на территории Грузии. Когда в 1622 году персидский шах Аббас захватил эту страну, икона была вывезена в Персию среди прочих трофеев. Вот здесь, три года спустя, на одном из восточных базаров она и попалась на глаза Стефану Лазареву — приказчику купца Григория Лыткина из Ярославля. Находившийся в Персии по торговым делам Стефан не смог пройти мимо православного образа и на свой страх и риск приобрел икону, хотя богато украшенная золотом и серебром святыня стоила недешево.
Приблизительно в это же время его хозяину Григорию Лыткину было во сне откровение о некой иконе, которую было необходимо передать в конкретный монастырь под Архангельском. Не придав значения сну, Лыткин вскоре забыл про него.
Через четыре года после этого события в 1629 году в Ярославль возвращается Стефан и показывает приобретенную Грузинскую икону Божьей Матери. Купец тут же вспоминает про таинственное сновидение и следуя полученной в нем установке, направляет образ в Красногорский (ранее Черногорский) монастырь, стоявший под Архангельском на реке Пинеге, где специально для нее строит церковь.
Со святого образа делались многочисленные списки и четыре из них, как и оригинал, прославились впоследствии своими чудотворениями.
Три из них находятся в Москве.
Третий список прежде находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле. Чудотворения, исходящие от этого списка Грузинской иконы, сподвигли царицу Параскеву Феодоровну на создание драгоценного киота (1706 г.) Святой образ в свое время посещали императрица Анна Иоанновна с Государем Императором Александром Первым.
(адрес нынешнего местонахождения — храм святителя Мартина Исповедника, ул. Александра Солженицина, бывшая Б.Коммунистическая, д.15)
Еще одна очень почитаемая копия с Грузинского образа хранится с 1661 г. в Раифской Богородицкой пустыни Казанской епархии. Список был заказан митрополитом Лаврентием лучшему иконописцу Казани. Размещен он был в специально для этого построенной соборной церкви во имя Грузинской иконы Божией Матери. В монастырских скрижалях зафиксированы чудеса, происходившие во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь. Слепые прозревали, исцелялись душевнобольные, хромые начинали ходить без костылей.
Предание рассказывает о случае, который произошел в деревне Васильево близ города Свияжска летом 1830 года. Была страшная засуха, и люди молили Грузинскую Богородицу о дожде. Во время молебствования на небе появилась страшная туча, из которой хлынул дождь с градом, но на поле с посеянным хлебом не упало ни одной градины, хотя рядом с полем в лесу под натиском стихии ломались ветки на деревьях.
(адрес местонахождения списка — Раифский Богородицкий монастырь, Республика Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа)
Молитва Грузинской иконе Божьей Матери.
Приими, всеблагомощная Пречистая госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления наша и подающи с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогониши,. обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши,. Прокаженных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, госпоже Владичице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни уврачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему,. Христу Богу нашему. О всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас недостойных раб Твоих, славящих Тя и почитающих, и поклоняющихся Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну, и веру несумненну, к Тебе Приснодеве, преславней и непорочной, славящих и чтущих, и поющих Тя во веки веков.
Аминь.
Известны сотни свидетельств, когда верующие женщины получали исцеление от бесплодия после усердных молитв перед чудотворными иконами. Как правило, такие иконы в храмах нетрудно узнать: на них множество золотых украшений — дары от исцелившихся прихожан.
Есть несколько икон, прославившихся своей чудесной способностью помогать в зачатии. Одна из них — знаменитая Тихвинская икона Божьей матери, хранящаяся в Богородично-Успенском монастыре города Тихвина (Ленинградская область). В разные годы помолиться перед ней о рождении детей приезжали люди со всех концов России, в том числе многочисленные члены царской семьи.
Немало женщин узнали о желанной беременности после молитвы перед Федоровской иконой Божьей Матери, которая находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Она считается верной помощницей и покровительницей невест, семейного благополучия, рождения детей у бездетных пар.
Эта икона была и остается одной из самых почитаемых на Руси. Но не всегда у женщины есть возможность съездить так далеко и помолиться перед ней. Выходом может быть — заказать у иконописца ее маленькую копию , которая будет постоянно находиться перед глазами, помогать в трудную минуту, добавлять веры в лучшее.
Помочь женщине родить может всемогущая икона Богоматери Помощницы в родах, иногда ее еще называют Панагией.