Что сказано в библии про бесплодие

Что сказано в библии про бесплодие

Как христианину следует относиться к бесплодию?

Библия описывает проблему временного бесплодия в ряде историй:

Бог обещает Аврааму и Сарре ребёнка, но она родила сына, Исаака, лишь в возрасте 90 лет (Бытие 11:30).

Исаак, муж Ребекки, горячо молился, и Бог ответил, даровав жизнь Иакову и Исаву (Бытие 25:21).

Жена Маноя, некоторое время бывшая бесплодной, родила Самсона (Судей 13:2).

Елизавета в немолодом возрасте родила Иоанна Крестителя, предвестника Христа (Луки 1:7, 36).

Неспособность иметь детей для Сарры, Ребекки и Рахили (матерей израильского народа) важна тем, что они обрели, в конце концов, эту возможность как знак Божьей милости и благоволения. Тем не менее, бесплодные пары не должны считать, что Бог удерживает Свою милость и расположение, как и не думать, что они наказаны таким образом. Христианские пары должны быть непоколебимы в знании, что их грехи прощены во Христе и что невозможность иметь детей не является Божьим наказанием.

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

— Жена спасается чадородием. Сегодня это устойчивое словосочетание, весьма расхожее в православных кругах. Но как быть тем, у кого в силу обстоятельств детей нет? Что, никакой надежды?

И хотя, разумеется, многодетность — благо, воспринимать ее как некое единственно возможное для женщины духовное делание, необходимое ей для спасения, — это не просто неверно, но даже опасно. Ведь все люди разные, а человеческий ресурс очень ограничен: кому-то многодетность действительно посильна, а кому-то непосильна совершенно.

Многодетность хороша, когда она осмысленна, когда она наполнена родительской любовью и одновременно духовными и физическими силами. Но, увы, бывает, что в семьях, где много детей, эти дети оказываются лишенными полной меры необходимой родительской любви, заботы и внимания. И не потому, что родители плохие. Просто у них сил не хватает.

— Что же тогда, на Ваш взгляд, имел в виду апостол Павел?

— На мой взгляд, он говорил о том, что женщина, как христианка и мать, должна как можно больше вложить в воспитание своих детей. Одного или многих — неважно, главное, стольких, сколько будет Богу угодно. В любом случае она несет за них ответственность перед Богом и должна даровать им полноту материнской любви, организовать окружающее их пространство как храм Божий в своей семье.

— Но как в таком случае спасаться женщине бесплодной?

— Она спасется следованием за Христом, исполнением Христовых заповедей, и прежде всего — заповедей любви. Так же, как спасется и мужчина. А вот из логики странно трактующих высказывание апостола Павла выходит, что мужчина спасется сам по себе, он и так хорош, а женщине надо еще и детей родить. Но это, конечно, неправильно. Ведь это совершенно убогое понимание фразы, вырванной из контекста Священного Писания. Она просто не может толковаться и читаться в том смысле, что женщине надо быть исключительно репродуктивной машиной и в том якобы состоит главная ее заслуга перед Богом. Ведь в противном случае семья будет строиться на установке: чем больше детей, тем вероятнее, что хотя бы часть из них не умрет, останется в живых и, как следствие, род будет продолжаться. Только что в этом от христианства?

— Но бездетные супруги часто ощущают, что в их жизни не хватает чего-то очень важного…

— Да, когда в семье нет детей — это связано с очень большим человеческим страданием. Потому что в христианских семьях очень хотят иметь детей, исходя из самой природы христианского брака. Он осмысляется как брак, в котором любовь — это прежде всего любовь жертвенная, приносящая себя кому-то. И дети — тот плод брачной любви, которому родители могут себя отдать. Когда этого не случается, супруги действительно чувствуют свою неполноту и неполноценность. Может ли быть это наказанием Божьим? Далеко не всегда. Могут ли эти семьи толковать бесчадие как поношение в ветхозаветном смысле? Думаю, что ни в коем случае.

— Многих останавливает то, что они не сумеют полюбить чужого ребенка…

Потому-то люди и боятся взять в семью чужого ребенка. Прежде всего они боятся, что ребенок не будет их собственностью, их тенью. А нужно любого ребенка — кровного ли, приемного ли — видеть как не своего, а Божьего, уйти от чувства собственности по отношению к нему. Только тогда можно по-настоящему полюбить. И тогда не будет боязни в вопросах усыновления. Если женщина не может родить сама, она может спасти того, у кого нет родителей, и забыть о своей бесплодности. Забыть, прижимая этого ребенка к своей груди, даря ему тепло и ласку, но не присваивая его себе. Усыновление — это не просто выход для бездетной семьи, это ее счастье и христианская обязанность. Детей, нуждающихся в заботе, можно любить, даже если их не дали тебе в руки. Их можно посещать в детских домах, в сиротских приютах и дарить свою нежность, внимание, время. Наверное, Господь стремится сделать так, чтобы родители, у которых нет детей, и дети, у которых нет родителей, нашли друг друга.

— Желание иметь дитя, продолжение себя — это больше, чем желание, это инстинкт, с которым трудно бороться.

— Конечно, мы все — люди плотские, и в нас, кроме духовной, есть и инстинктивная, животная жизнь. И женщине в этом смысле гораздо сложнее, потому что вся ее природа предрасположена к деторождению. Но если она будет постоянно заниматься самокопанием, надавливать на болевую точку своего природного инстинкта, вновь пробуждать в себе желание самой родить, выкормить грудью, тогда она неизбежно дойдет до отчаяния. Нужно пытаться перебороть отчаяние, осознавая, что Господь нас понимает, участвует в каждом мгновении нашей жизни. Каким образом — я не знаю, но я верю в это.

Мы не знаем, почему одним что-то дано, другим нет; почему одни рождаются богатыми, другие нищими, одни здоровыми, другие больными. Во всех ситуациях — это вопрос нашего доверия Богу, нашего следования за Ним и возможности поиска того, чего ты действительно хочешь. Если любить, а не приобретать эту любовь, тогда выход есть. Если же ты хочешь присвоить любовь себе, то ситуация оказывается одинаково безвыходной и у тех людей, которые могут родить, и у тех, которым это не удается.

Читайте также:  Китайские таблетки от бесплодия для женщин

— Да, но многие женщины зациклились на своей боли и желании родить. Они глухи к любой аргументации.

— Но общество диктует стереотип: семья предполагает наличие детей. Без них — уже не семья.

— Вот это совершенная неправда. Семья существует и тогда, когда нет детей, но есть любовь двух людей, есть несение общего креста и тягот друг друга. Я знаю священнические бесплодные семьи. И люди несут свой крест. Тем более что вокруг них столько людей, нуждающихся в человеческом тепле и заботе.

Согласитесь, что не все люди имеют семью. Многие остаются вообще одинокими, не имея ни детей, ни мужа или жены. При этом у них есть шанс не чувствовать себя обделенными. В русских семьях существовала традиция, по которой не вышедшая замуж девушка жила в семье замужней сестры или женатого брата, помогала нянчить детей, воспитывать их и была для них лучшей и любимейшей тетушкой. Так что неполнота ее жизни растворялась в полноте жизни семьи близких.

— Тем не менее, в целом общество смотрит косо и на многодетных, и на бездетных…

— Мне так не кажется. Общество проблема бездетности не волнует. В основном волнуются родственники — теща, свекровь. Волнуются из чисто эгоистических соображений: им хочется внучков понянчить. А вопрос многодетных будоражит общество потому, что людям кажется, будто их объедают те, у кого большие семьи.

— По статистике бездетность — частая причина разводов.

— Причина разводов — это нелюбовь, это нежелание той любви, о которой говорит нам Христос, это стремление к присваивающему чувству. А если в конечном итоге присвоить нечего, то для таких людей нет дальше перспективы. Так что речь вовсе не об отсутствии детей. Разве мало браков, которые распадаются, несмотря на наличие детей?

— То есть семья — это муж, жена и их чувства. А детей Господь дает им в дар?

— Да, кому-то дает. А у кого-то потом забирает. И эти родители остаются осиротевшими без своих детей, и это труднее бездетности. У кого-то рано забирает родителей. Мир, он же очень сложен, скорбен, и его совершенно невозможно по полочкам разложить. Да, было бы хорошо, когда счастливые родители любили бы своих детей, а они бы слушались своих родителей, и все бы жили долго и счастливо. Но мы живем в реальности, в которой бессмысленно мечтать о благополучной жизни, ставить себе цель достичь ее. Бог не обещает нам благополучия, о нем нет ни слова в Евангелии.

— Значит, супругам, если у них не получается с деторождением, стоит оставить мечты родить ребенка?

— Но в нашей жизни всегда есть место чуду. Тем более, если речь о молодой семье, жизнь которой еще не определилась окончательно. У таких людей должна быть надежда на чудо, на милость Божию. В моем приходе были случаи, когда родители со всеми минусами здоровья, с медицинскими заключениями о бесплодии, все же рожали. Рожали по обету, по молитве, и очень часто рожали, потому что обращались в монашескую республику Афон. В монастырь Хиландар, где из гроба святого Симеона Мироточивого, отца святого Саввы Сербского, уже много-много столетий растет виноградная лоза. В принципе, мне не свойственны разговоры о чудесах: смущает некая экзальтация в этих вопросах. Но тут уже ничего поделать не могу. Сам, несколько раз лично бывая на Афоне, привозил из Хиландара засушенные ягодки винограда. И с иконой святого Симеона, с молитвой давал их некоторым нашим прихожанам, которые, исполнив сорокадневное правило поста и молитвы, потом вкушали эту ягодку, причащались и… зачинали детей. У меня в приходе таких случаев несколько.

Бесплодие может иметь место не только в теле, но и в других сферах жизни. Однако, если мы ищем, как исполнить волю Господа, Он Сам делает нас плодовитыми.

Если человек принял решение верить и ожидать от Бога ответ на свою нужду, надо поступать согласно своей вере. В одной из своих книг Дэвид Йонгги Чо говорит о женщине, которой врачи сказали, что у нее никогда не будет детей. Но эта женщина молилась о ребенке Богу, и согласно своей веры она даже переставила в комнате мебель и купила детскую кроватку для будущего ребенка. Все говорили, что она сошла с ума, над ней смеялись, но она упорно продолжала покупать необходимое для малыша, она продолжала стоять в вере. И Бог осуществил ожидаемое, она родила ребенка вопреки своей болезни, вопреки обстоятельствам и непониманию окружающих.

Бог никогда не лишает детей, наоборот, Он их дает. Детей крадет дьявол. Ему надо противостоять. Для этого согласно Иакова (4:7) надо сначала покориться Богу. Апостол Павел в Ефесянам 6:10-14 призывает нас облечься во всеоружие Божье. Мы советуем размышлять над этими словами и стараться поступать так, как здесь говорится.

Вспомним еще два замечательных примера из Библии. Мать пророка Самуила, которая молилась в храме о ребенке и обещала отдать его на служение Господу (1 Царст 1 гл). Она изливала свое сердце перед Богом, не обращая внимания на то, как это выглядит в глазах людей. Другая женщина – Сара, жена Авраама — родила ребенка в 90 лет по вере ее столетнего мужа, хотя она не могла иметь ребенка и в молодые годы. Это было настоящее чудо от Господа. Авраам был уверен в невидимом, он надеялся на Господа, был послушен Господу – и чудо произошло.

Читайте также:  Статья в газете о бесплодии

Господь может сотворить чудо и в вашей жизни, Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его, молитесь согласно стихов из Писания об исцелении. Изучайте Библию, потому что Ее слова – лекарство для нашего тела. (Притчи 4:20-22). Также вам необходимо общение с другими верующими.

«Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! » (Пс. 127:3-4)


Внимательный читатель Библии сразу заметит, что тема плодности и всего, что связано с размножением человека, является одной из главных в Книге книг.

Странно наблюдать на страницах Библии, как тема бесплодия является во всех ключевых моментах истории спасения. Все жены патриархов, от которых восстал народ избранный — Сара, Ревекка, Рахиль — страдали от бесплодия. Они воспринимали его как тяжелое испытание и старались решить эту проблему по-разному, причем не всегда в соответствии с Божьей волей. Сара — при помощи суррогатного материнства, предложив Аврааму свою наложницу в качестве жены. Результат — рождение Измаила, предка всех мусульман. И только потом, осознав свою ошибку, Сара и Авраам дождались рождения своего сына, хотя все законы природы были против этого. Рахиль, кроме того, что тоже обращалась к услугам суррогатной матери, еще и загадочным образом присаживалась на идолов, похищенных у своего отца, что могло быть каким-то магическим ритуалом, связанным с плодовитостью. Результат — Рахиль умирает в родах. А вот Ревекка с Исааком молились об исцелении от бесплодия, и у них родилась сразу двойня.

Кроме жен патриархов, есть и другие библейские примеры. Долго молилась об исцелении от бесплодия мать Самсона, а также мать пророка Самуила. После, этот пророк сыграл ключевую роль в установлении в Израиле монархии, он помазал на царство царя Давида. Прабабушка Давида, Рут, также более 10 лет была бесплодной.

В Новом Завете от бесплодия страдали Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя. По преданию даже дедушка и бабушка Иисуса Христа — Ефим и Анна — не избежали этих проблем, родив Марию лишь на склоне лет.

Таким образом, в Библии бесплодие представлено как очень серьезное несчастье, с которым никто не хотел столкнуться, так как оно воспринималось как проклятие. Тем не менее, из текстов Священного Писания следует, что бесплодие — это в первую очередь проблема духовная, своего рода задача, которую необходимо решить, препятствие, которое необходимо преодолеть, несмотря на все происки злого духа. Библия показывает нам, что только Иисус Христос может поставить точку в муках бесплодных пар. Только Он через свое чудесное зачатие и рождение доказывает, что для Бога на самом деле нет ничего невозможного.

Но если бесплодие — это проблема, которая приходит извне, то сознательный отказ от рождения детей — всегда личное решение человека, поэтому является особо тяжким грехом. Таким был, например, грех Онана, ставший причиной его смерти. Но самым ярким примером отказа от рождения детей является содомский грех, который много раз сурово осуждается в Библии. Гомосексуализм по сути своей является полным отказом от Божьего плана о человеке, который выражается в даре плодовитости, причем этот грех имеет ядовитые свойства для окружающего мира, что ярко проявляется в поступке дочерей Лота. Они происходят из праведной семьи, которая жила в Содоме до его уничтожения и не принимала греха его жителей. Тем не менее, сразу же после того, как огонь с неба упал на Содом и Гоморру, они по очереди вступают в кровосмесительную связь со своим отцом, давая начало языческим народам, которые потом были угнетателями израильтян.

Бог дает человеку дар плодовитости. Это великая тайна, которую мы пока что до конца понять не можем, так как понятно только одно: Бог хочет, чтобы людей было много. Именно поэтому в Библии идеал женщины — это жена, мать, которая сравнивается с плодородной виноградной лозой. Плод чрева — дети — всегда представлены как Божье благословение, причем, чем больше этих плодов, тем большее благословение для дома. Да и само создание дома в Библии — это не строительство и не покупка недвижимости, как мы сейчас привыкли думать, а именно рождение детей.

Елисей обещал ей сына, который и родился через год. В рассказе есть несколько намеков, что это был сын самого Елисея, и, возможно, женщина не зря предоставляла пророку комнату в своем доме, но не будем углубляться в эти сплетни. Важно, что Библия осведомлена о мужском бесплодии, но отказывается описывать его так же, как она описывает бесплодие женщины. Оказывается, что, несмотря на большую открытость Библии любым вопросам политического, личного или нравственного порядка, есть вопросы, которых ее авторы избегают. Библия написана мужчинами, о мужчинах и ради мужчин, и есть темы, которые мужчины не любят обсуждать, и, уж конечно, не публично.

Страдания Рахили, однако, происходили не только от ее бесплодности, но также от зависти к плодовитой сестре Лии, и такой же была Анна, мать пророка Самуила. Она тоже была любимой женой, которая не могла родить, и плакала, и отказывалась от еды из-за издевок другой жены ее мужа. И можно вспомнить также презрение, которое выражала Агарь к своей госпоже после того, как забеременела от Авраама, тогда как Сарра продолжала быть бесплодной.

Сегодня тоже есть женщины, чья способность или неспособность рожать детей влияют на их самооценку и статус в семье и в обществе. Но в те времена женщин судили только по этому критерию. О большинстве женщин Библия рассказывает как о матерях и судит их по способности создать и вести семью, и лишь немногие женщины рассматриваются библейскими авторами вне этой связи, как самоценные личности. Таковы Мариам, сестра Моисея, иерихонская блудница Раав, пророчицы Девора, Мириам и Олдама, царицы Эсфирь, Гофолия (4 Цар. 11) и Иезавель. Кроме них можно отметить также Иаиль, жену Хевера Кенеянина (Суд. 4, 18), дочерей Салпаада (Числ. 27, 1), дочь Иеффая (Суд. 11, 34), Авигею, жену Навала Кармелитянина, и Мелхолу, дочь царя Саула[98] — у них тоже есть самостоятельные истории, выходящие за границы материнства, хотя все они определены и названы в Библии по отношению к какому-нибудь мужчине.

Читайте также:  Донник при бесплодии отзывы


От надежды к отчаянию

Вам вырезали аппендицит? Нуждались ли вы после этого в помощи душепопечителя, чтобы справиться с осознанием потери части вашего тела? Вы душеопекали кого-либо в связи с потерей аппендикса? Вероятнее всего, нет. Мы можем прожить всю жизнь и без аппендикса. Мы можем ходить на работу, косить газон, ходить в продуктовый магазин и жить нормальной жизнью. Почему же, в таком случае, когда наша репродуктивная система не работает, это так разрушительно влияет на нашу жизнь, несмотря на то что мы все же можем делать все вышеперечисленные вещи?

В одном исследовании 63% женщин, которые прошли и через бесплодие, и через развод, отметили, что для них бесплодие более болезненно, чем развод. В другом исследовании, женщины, которые прошли через хронические или опасные для жизни заболевания, отметили эмоциональную боль от бесплодия на одном уровне с болью от смертельной болезни.

Бесплодием страдает каждая шестая пара. В возрасте старше 35 лет уже каждая четвертая пара страдает бесплодием. В вашей церкви, у вас на работе, в кругу ваших друзей, пары страдают бесплодием. Эти пары нуждаются в вашей поддержке и заботе.

Бесплодие как один из видов страданий

Мы живем после грехопадения. Наши тела не всегда работают так, как они были изначально сотворены. Анна, Рахиль и другие женщины в Библии свидетельствуют о глубокой тоске, страдании и душевной боли от бесплодия. Бесплодные пары и сегодня испытывают ту же напряженную душевную боль, тоску и страдания. Обходитесь с ними с состраданием и заботой.

Когда женщина лечится от бесплодия, она обретает надежду. Она заставляет себя проходить весь процесс лечения, пробуя новые методы, делая процедуры. Она надеется. Но чем сильнее надежда, тем глубже падение. Отчаяние становится интенсивнее после каждой неудачной попытки забеременеть.

Я вышла замуж в 36 лет. Мой муж Фил все еще учился в семинарии. Мы приняли решение не заводить ребенка в течение первого года. Через год после свадьбы мы попытались забеременеть. Спустя семь месяцев я все еще не была беременна.

Медицинский и физический опыт

Бесплодные пары в своих попытках зачать ребенка проходят через определенный опыт и разочарования: подробные расспросы врача об их сексуальной жизни. Бесчисленные медицинские процедуры и обследования. Секс по расписанию. Некоторые другие моменты, с которыми приходится иметь дело.

Гормональные сбои. В начале цикла, когда вы принимаете эстроген, вы ясно мыслите и действуете целенаправленно. Вы в приподнятом настроении. Но в прогестероновой фазе цикла вы начинаете реагировать по-другому. Становится трудно думать, легко погрязнуть в проблемах и впасть в депрессию.

Расходы. Они зависят от того, сколько покроет ваша страховка. У нас была очень хорошая страховка. Все наши анализы и обследования покрывала страховка, но это не касалось лекарств. Мы потратили около 2 000 долларов на лекарства. Более сложные процедуры, которые не покрываются страховкой, могут стоить гораздо дороже. Расходы могут добавить стресса и без того стрессовой ситуации.

Решения. Как долго вы собираетесь продолжать попытки забеременеть? Сколько циклов вы готовы пройти? Как долго вы сможете это вынести? После этого следуют этические вопросы. Какие есть опции? Использовать донорскую яйцеклетку? В пробирке? Парам необходимо обсудить и прийти к согласию по этим решениям.

Эмоциональный опыт

У бесплодной пары очень широкий диапазон и глубина эмоций.

Грусть. Сложные праздники и особые события. День матери. В один год в нашей церкви попросили всех матерей встать. Все аплодировали. В этом нет ничего плохого, но это раздавило меня. Я тоже хотела встать. Вместо этого, я просто растворилась. В праздники всегда тяжело. Рождество в Америке очень сосредоточено на детях. Родственники со сладкими малышами приходят на семейные обеды. Вечеринки по случаю рождения ребенка? Это невозможно вынести! У близкой подруги скоро родится малыш. Идти ли мне на вечеринку? Не идти? Как мне показать, что я люблю ее, но, в то же время, не хочу быть на вечеринке по случаю рождения ее ребенка?

Чувство стеснения в церкви. В церкви, которую мы посещаем, 300 детей. В ней объявляют, когда родился новый малыш. Люди держат своих детей на руках во время прославления. Я плакала каждое воскресенье в церкви на протяжении года. Я испытывала чувство вины из-за своего гнева, из-за моей зависти по отношению к другим, из-за недостатка радости за их благословения.

Изолированность. Если Бог не отвечает на мои молитвы, значит я человек второго сорта. Теологически это не является истинной, но я думала именно так. Я чувствовала себя в изоляции. У нас была большая проблема, и мы ничего не могли предпринять для ее устранения. Мы пытались быть общительными, но нам хотелось отдалиться от людей.

Реакция христиан. Люди имеют определенную точку зрения относительно того, какие репродуктивные технологии приемлемы. Вы собираетесь осуществить зачатие в пробирке? Правильно ли так поступать? Правильно для нас? Люди, вероятнее всего, будут высказывать свое мнение по поводу широкого спектра методов. Это может походить на вторжение в вашу личную жизнь.

Горе. Нет похорон. Нет захоронения. Нет цветов. Нет открыток. Несмотря на это есть смерть: смерть надежды на чудо появления ребенка — плода вашей любви.

Как душепопечитель смог бы работать со мной? Я разгневана. Я чувствую себя ущербной. Я пытаюсь понять, где во всей этой истории Бог, но не могу. Я прихожу к вам. Что вы мне скажете? Как ваш собственный опыт деторождения соотносится с моим опытом бесплодия?

Читайте также:
Adblock
detector