Бесплодная смоковница это символ

Бесплодная смоковница это символ

В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице.

Это случилось утром, в Великий Понедельник. Христос с учениками направлялся в Иерусалим. По дороге он увидел смоковницу, так раньше называли фиговое дерево, инжир. Иисус попытался найти среди листьев плоды, но когда ничего не обнаружил, то сказал дереву: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тотчас засохла.
Апостолы удивились чуду. Тогда Иисус ответил ученикам:

«если будете иметь веру и не усомнитесь. если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море,- будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите».

В то время глубокий разговор обычно вёлся на языке притч, иносказаний. История со смоковницей — это тоже своего рода притча. Евангелист Марк особо отмечает — в это время года инжир не плодоносил, было слишком рано, поэтому очевидно, что Христос не в буквальном смысле ждал от дерева плодов. Что же символизирует эта история, помимо сказанного прямо — что истинная вера способна творить чудеса?

Есть ещё одна притча о смоковнице, Христос рассказывал её ученикам примерно за полгода до Своей последней Пасхи.

Это иносказание было вполне понятно современникам Иисуса. С ветхозаветных времён символы Израиля — виноград и смоковница. Очевидно, что хозяин виноградника — Бог-Отец, виноградарь — Сын Божий. Богоизбранному народу было дано откровение о приходе Спасителя. Три года как сбылись пророчества и к народу Израиля вышел с проповедью долгожданный Мессия. Но люди ждали избавления от власти язычников, Рима, а не избавления от власти греха. Большинство не узнало и не приняло Христа, его проповедь о покаянии и спасении. Плод от смоковницы так и не вызрел.

На пороге крестных страданий, Спаситель каждый день оплакивал судьбу Израиля. Но люди сами вольны делать свой выбор. Христос на примере иссохшей смоковницы показал, к чему этот выбор может привести. Этот случай называют «проклятием смоковницы», но в этом проклятии не было злости, ярости. Господь стремился предотвратить надвигающуюся трагедию.

Но история бесплодной смоковницы — не только пророчество о судьбах Израиля. Сын Божий обращается ко всем нам: а где плоды вашей веры? Что скрывается за словами о любви к ближнему, о деятельном раскаянии, об исправлении своей жизни? Ведь теперь вся Церковь Христова, все мы — это то древо, которое пестует Господь.

Бесплодная смоковница. Солоинк Логик.

В поисках истины. Динамическая 3d расшифровка.

Несколько случайных текстов из книги.

Если Иисус был плотником, то дьявол был лесорубом. Дьявол был тот, кому сказали спилить бесплодную смоковницу. Иисус был тем, кто давал шанс деревьям обрести новую жизнь.

Бесплодная смоковница это символ истинной любви, символ бесценного дара, за обладание которым придётся заплатить всем, что имеешь. Избранный отдаст всё за свою любовь, чтобы то, что бесплодно, обрело жизнь. Бесценное это то, что не имеет цену. Только избранные видят ценность бесценного, все прочие видят только ничего не стоящую бесполезную бесплодную смоковницу и считают поведение избранного крайней глупостью и нерациоанальностью.

Бросать дела, не доводя их до конца, это как зачинать ребёнка и заканчивать дело выкидышем. Всё бы ничего, но это подрывает здоровье и ведёт к бесплодности. Ты ещё помнишь судьбу бесплодной смоковницы?

5.730. Надежда есть.

По природе вещей прямым всё, ибо красивы они, а кривым ничего, ибо некрасивы они. Но пришёл Иисус и принёс надежду, что кривой может выпрямиться, незрячий прозреть. Если даже кривую бесплодную смоковницу спилят, не обязательно её сжигать в аду, плотник легко может сделать из неё красивые и полезные вещи.

6.928. Самоспиливание на дрова.

Депрессия — это самоубийство смоковницы, которая перестала плодоносить.

Бесплодную смоковницу следует спилить из гуманных соображений. Плодотворная деятельность это радость, когда же человек делает не своё дело, он ужасно страдает.

Человек, занимающийся неплодотворной деятельностью, есть бесплодная смоковница, которую скоро спилят и сожгут в аду. Следи за своей плодотворностью, бесполезность есть грех.

6.1800. Высохшая смоковница.

Попытка сделать нечто быстрее, чем нужно это жадность. Напоминаю, нет ничего более опасного для любого дела, чем жадность. От того, что ты не поливаешь растение, оно быстрее не вырастет, а только засохнет.

3.944. Бесплодная смоковница.

Любовь есть истинное смирение, ибо не знает страха истинно влюблённый. Ради своей любви истинно влюблённый готов на всё. Истинная любовь это Дар, за который придётся пожертвовать всем, что есть, ради того, чтобы получить невидимое. Никто кроме влюблённого не понимает ценность его любви. Все прочие видят глупость, ничто и убыток. По сути, это ситуация, когда человек отдаёт все свои деньги, время, имущество… за что? За куст бесплодной смоковницы.

Обещанного три года ждут, плюс ещё один год особой любви и ласки. Вспомни смоковницу, которой дали ещё один шанс. Смысл в том, что за три года видно, есть ли в деле рост или нет, если слабо дело, на четвёртый год нужно усилить любовь, если и это не помогло. предай всё пламени.

Кривой человек – это кривое дерево. Прямой человек – дерево прямое. Ангелы и демоны это те, кто проснулись. Демоны лес рубят на дрова, ангелы заботятся о тех, кто плодоносит и следят, чтобы демоны не злоупотребляли. Образ Иисуса это был образ спасения для грешных душ, метафора идеи о том, что у бесплодной смоковницы есть шанс, и она может спастись от гиены огненной. Дерево – это не только дрова, но и красивые и полезные изделия из дерева. Грешник может попасть в рай, если отдаст свою душу Богу, и так приобщится к красоте и пользе бытия. Кстати, душа это тело, то есть древесина дерева.

5.939. Служение красоте.

Кто стережёт и заботится о смоковнице, тот будет есть плоды её.

Плотник Иисус спасал души грешников через страдания. Бесплодной смоковнице давали шанс через любовь начать плодоносить, а если нет, спиливали и Иисус делал из неё что-то полезное. Инструменты Иисуса – пилы и топоры. Солоинк – кузнец, который их точит. Кто Будда и Мухаммед?

6.2230. Делай добро и кидай его вводу.

Читайте также:  Может ли кольпит быть причиной бесплодия

Владение плодами того, что породил отнимает слишком много времени и сил, не оставляя ничего плодам новым. Ты, как та смоковница, что перестаёт плодоносить и её скоро спилят.

Иисус был плотником, и тот факт, что смоковницу срубили, не был её концом, а был лишь началом.

Что посеешь, то и пожнёшь. Это глубочайшая мысль о семени, упорстве и смоковнице плодоносящей. Покажи мне плоды своего труда, и я скажу тебе, кто ты.

Человек, который не делает ничего хорошего, явно занимает чужое место и, значит, смоковницу нужно спилить и сжечь на дрова.

Невроз это есть следствие растительного инстинкта. Всё живое должно расти, размножаться и умирать, если этого не происходит, приходит страх и, как пламя, пожирает бесплодную смоковницу.

6.6166. Дом со стеклянными окнами.

Домик стеклянных иллюзий, в котором живёт идеалист, очень хрупкий и легко разбивается. Разбитые иллюзии идеалиста, пережив ад страданий, превращаются в пещеру реалиста. Мёртвый реалист перестаёт расти и плодоносить, он подобен сухой смоковнице, которую пора спилить. Человеку, чтобы жить, нужны мечты и иллюзии. Жить в стеклянном доме глупо, но иметь светлые помещения и панорамное остекление — позитивно и явно лучше, чем жить в норе.

Бесплодная смоковница не имела нужного тогда, когда это было нужно, за то и поплатилась. Нужно давать, когда нужно и просят, а не когда хочется.

А.Крупинин: Интересно, что еврейские комментаторы говорят, что и дерево познания добра и зла – это тоже была смоковница.

А.Крупинин: Но у нее есть и свои плюсы, и свои минусы. Например, ее плохо использовать для изготовления каких-то вещей, мебели – древесина у нее пористая и не очень хорошая. Я совсем не биолог и знаю все это из статьи из словаря Брокгауза, там я все это нашел, когда готовился к передаче. Когда я узнал, что мне нужно будет принимать участие в этой передаче, первое, что я сделал, – я нашел статью у Брокгауза и Эфрона о смоковнице. Оказалось, что у смоковницы очень много ценного, но вот древесина подвела. Зато она действительно большая, у нее раскидистая крона, и под ней очень удобно укрываться от солнца. И что еще интересно. Ведь что такое смоковница на самом деле? Плоды ее – это то, что мы знаем как инжир. И вот этот плод, который продается как инжир, это на самом деле не плод, это разросшееся цветоложе, а внутри него находятся мелкие семечки – это уже плоды.

М.Михайлова: Это почечки на самом деле.

А.Крупинин: Это даже не цветок, а это цветоложе, потому что цветки внутри него находятся. И, в общем-то, это, пожалуй, единственное в природе такое растение, где употребляется в пищу цветоложе, которое разрастается до таких размеров. И у смоковницы бывает три вида плодов – будем называть их плодами, чтобы нам в биологические тонкости не забираться. Первые появляются в апреле – они такие слабенькие и не очень вкусные, но их все равно используют в пищу, потому что в это время других нет фруктов и овощей. Потом появляются следующие плоды летом, они более вкусные, но их нельзя долго хранить. И, наконец, третьи появляются осенью, самые ценные, которые используются для сушки, для хранения и так далее.

М.Михайлова: Да, я где-то читала, что практически в течение десяти месяцев года на смоковнице что-то есть – начиная с апрельских почечек и заканчивая осенними плодами. Потому что главным образом урожай собирают где-то в сентябре, но все равно может что-то оставаться.

А.Крупинин: Но что еще интересно. Урожай со смоковницы не то, что постоянно собирают, как обычно собирают урожай какого-нибудь фрукта. А ее плоды как-то постепенно появляются, и поэтому, например, нанимать рабочих для того, чтобы собирать этот урожай, не имеет никакого смысла, потому что каждый день созревает некоторое количество этих плодов. И поэтому обычно сам хозяин собирает плоды с этого дерева.

М.Михайлова: То есть смоковница, мы можем тогда сказать, – это некий знак, некий символ частной жизни. Мое дерево – сам с него и собираю.

А.Крупинин: Да, промышленный характер это дерево никогда не носило – с нее не собирали большие урожаи. Но смоковниц было очень много в Святой Земле – в те времена, о которых мы говорим. Это очень распространенное дерево, они всюду растут.

А.Крупинин: Да, есть такой мидраш, или в Талмуде такой момент, что один из раввинов увидел козу, которая паслась под смоковницей, и молоко изливалось из нее, и мед вытекал из плодов, и смешивалось одно с другим. И сказал он: вот земля, текущая молоком и медом. То есть это, во-первых, символ самой этой земли обетованной, земли, текущей молоком и медом, и, во-вторых, это символ богатства, символ плодоносности этой земли, того, что она дает очень много.

М.Михайлова: Да, и символ полноты жизни, потому что земля обетованная – это же земля, где процветет народ, и человек, вошедший в эту землю, должен тоже исполниться подлинной жизнью. То есть получается, что смоковница – это, с одной стороны, дерево, связанное с частной жизнью: мой сад, моя смоковница, сам собираю плоды. А с другой стороны это некое райское древо.

А.Крупинин: Да, конечно. Древние мудрецы считали смоковницу вообще почти идеальным деревом. Потому что у нее нет кости внутри плода, у нее нет твердой шкуры, которую надо прокусить, нет скорлупы, как у ореха. У нее фактически все идет в пищу. Весь плод. Только нужно оторвать такой черешочек, и можно ее целиком есть.

М.Михайлова: Вы так хорошо рассказываете, что хочется попробовать.

А.Крупинин: И один из тех же мудрецов говорил: выброси его – и устрани недостаток. То есть это символ идеала.

М.Михайлова: Это очень хорошо, что мы вспоминаем эти разные истории из еврейской традиции, потому что тогда, как мне кажется, будут более понятны и евангельские истории про смоковницу.

А.Крупинин: Конечно, ведь на самом деле эти люди, которые представлены в Евангелии, которые окружали Господа, – это же были люди Ветхого завета, которые пользовались образами Ветхого завета в своем богословствовании, философствовании, в своих мыслях. В своих рассуждениях. И поэтому, конечно, нельзя оторвать таким образом Ветхий завет от Нового.
Так вот, беда этой смоквы заключается в том, что она тяжело транспортируется и тяжело хранится. Очень нежный плод.

Читайте также:  Что такое бесплодный сорт яблони

М.Михайлова: Да, и то, что Вы называли, как его достоинства, оказывается и его уязвимостью. Нет кожуры, нет шкуры…

А.Крупинин: Свежий инжир стал появляться у нас в торговле в последние годы буквально, а раньше никогда и не видели его здесь.

А.Крупинин: Вообще смоковница для древних евреев – это символ даже не только Священного Писания, но и символ мудрости вообще. И Божественной мудрости, и человеческой мудрости, всякого рода мудрости.

А.Крупинин: Да, и при этом надо иметь в виду, что человек тоже ведь меняется, растет, и каждый раз, когда он открывает Священное Писание, он видит разные плоды. Так же, как на этой смоковнице бывают летние плоды, весенние или осенние плоды, так и в Священном Писании, сколько раз ты его откроешь, столько раз ты найдешь новое в нем. Оно бесконечно, безгранично. И смысл этого высказывания, которое Вы привели, для меня еще и в том, что Священное Писание бесконечно, к нему можно по-разному относиться, и все равно будет получать тот или иной плод – но плод всегда получишь.

М.Михайлова: И тогда нам надо перейти к той самой бесплодной смоковнице.

А.Крупинин: Да, без нее, конечно, никак не обойтись.

М.Михайлова: Да, потому что, как мне кажется, как раз в контексте этого представления о смоковнице как символе полноты жизни, полноты мудрости, становится понятно, что же такое случилось вот в этой удивительной евангельской истории.

А.Крупинин: История, надо сказать, крайне удивительная, потому что это было одно из тех мест, которое, когда я начинал читать Евангелие, а я начинал его читать абсолютно самостоятельно, не было вокруг людей, которые могли бы мне его как-то комментировать… Просто принесли книжку – и вот, читай. И это место для меня было большим преткновением, потому что мне было непонятно, что же тут спрашивается?

М.Михайлова: А Вы были уже взрослым человеком?

А.Крупинин: Я был не очень взрослым, может быть, мне было лет шестнадцать. Но я уже был человек, который вполне способен понимать, о чем идет речь. Но вот это было непонятно. И ведь эта история у Матфея упоминается и у Марка. И у Марка есть такая добавка:

А.Крупинин: И вот когда человек ХХ века читает, слышавший о том, что растения тоже живые, их нужно беречь, много каких хороших слов мы слышали, и вот спрашивается: зачем же было эту смоковницу Господу испепелять, когда, во-первых, было не время собирания смокв, а, во-вторых, даже если бы и время было – ну растет себе и растет зеленое красивое дерево, и пусть себе растет.

А.Крупинин: Вот я когда готовился к этой передаче, я стал смотреть разные толкования, кто что по этому поводу говорит. И я нашел огромную разноголосицу мнений о том, в чем смысл этого события. Вплоть до того, что говорили, что это кто-то в Евангелие от Марка сделал такую добавку, какой-то нехороший человек в Средние века. Но это, конечно, я привожу пример такого несерьезного подхода.

М.Михайлова: Знаете, вот по поводу добавок, раз уж мы об этом заговорили, для меня это тоже большой вопрос, потому что особенно в протестантской критике это бывает. Как только появляется какое-то неудобное место в Евангелии или у апостола Павла, тогда сразу говорят: а это позднейшая вставка.

А.Крупинин: Мы должны вот что понимать. Ведь много было разных писаний, в разные века. И если до нас дошло именно вот это, то это неслучайно.

М.Михайлова: Да, Господь хотел, чтобы мы получили именно этот текст.

А.Крупинин: Да, ведь много чего было написано и многое из этого до нас не дошло или не было включено. И ведь есть канонические Евангелия, а есть апокрифические Евангелия, но канонические Евангелия были выбраны Церковью. И значит, мы просто не должны так подходить к этому.

А.Крупинин: Это, знаете ли, подход Льва Толстого, который все, что ему не подходило в Евангелии, выбрасывал, оставил только Нагорную проповедь и на этом заканчивал.

М.Михайлова: Да, а у Чехова как раз было наоборот. Но это другая тема.
Так вот, все-таки мы признаем, что правильно написано у Марка, что было не время собирания смокв. И мы можем прикинуть, что действительно в апреле начинается, как говорят справочники, начинается первое активное плодоношение…

А.Крупинин: Да, таких не самых лучших плодов, но все же они должны быть на дереве.

М.Михайлова: Да, они могут уже появиться в это время, но могут и не появиться. И твердо на это рассчитывать невозможно.

А.Крупинин: Марина, мне кажется, все-таки надо исходить из того, что, допустим, много есть разных деревьев. И есть деревья, которые вообще не плодоносят. Они по природе своей не плодоносят. Вот елка – она не плодоносит. Но в Святой земле елки, быть может, нет, но есть же наверняка какое-нибудь дерево, у которого только листья и какие-то шишечки. Нельзя же подходить только так. Много есть неплодоносных деревьев, но ведь их же ведь не уничтожают из-за этого. Дело в том, что я много искал толкований по поводу этого текста, и я нашел одно объяснение, которое меня удовлетворило.

М.Михайлова: Расскажите, пожалуйста, то, что Вам нравится.

М.Михайлова: И еще вот что я хочу сказать. Я прочла в одной проповеди, но, к сожалению, забыла, у кого. О том, что смоковница эта имела обильную листву, но не имела плодов. То есть получается, что перед нами видимость такой бурной жизни.

А.Крупинин: Да, много говорим – а толку никакого…

М.Михайлова: Да, то есть это такая метафора тщеславия. Как Господь говорит: вы возлагаете на себя пышные одежды, увеличиваете воскрилия, навешиваете все больше и больше на себя разных знаков вашего благочестия – а что за этим стоит? Где плод всего этого? Предъявите плод! А плодов-то нет. Хотя все это разукрашено такими чудесными пышными листьями. И это подчеркивается, что листьев на дереве было много, а плодов никаких. И вот это тоже, как мне кажется, очень важно. Видимость жизни, которая на самом деле, скрывает пустоту.

Читайте также:  Помощь по бесплодию в перинатальном центре

А.Крупинин: Да, и еще епископ Кассиан (Безобразов) пишет, что вслед за этим идет сцена изгнания торгующих из храма. Это то же самое, о том же самом идет речь. И люди, которые занимались в храме торговлей вместо того, чтобы заниматься молитвой, изгоняются Господом из храма. Но если смоковница засыхает, то все-таки храм не уничтожается, только люди из него изгоняются. То есть имеется в виду, что Израиль не погибает полностью, ему все-таки дается возможность спасения.

М.Михайлова: И тут, конечно, мы не можем не вспомнить другую бесплодную смоковницу из притчи Евангелия от Луки.

А.Крупинин: Я-то думаю, что это не другая смоковница, а та же самая.

М.Михайлова: Думаете, это потому что имеется в виду Лазарь – брат Марфы и Марии?

А.Крупинин: Это потому, что Лазарь воскресает из мертвых, и выходит, чтобы сообщить о будущей жизни. Он воскресает из мертвых, чтобы дать последнюю возможность этим людям понять, что перед ними Господь, Христос, Мессия. Но они все равно Его распинают. Видите, как будто совершенно разные вещи, а дается как бы с разных точек зрения один и тот же смысл. И я думаю, что и со смоковницей имеется в виду, что еще есть какое-то время.

М.Михайлова: То есть Он рассказал притчу сначала, а потом еще это и показал. Так примерно?

А.Крупинин: Дело даже не в этой смоковнице, которая засохла, а дело в Израиле, у которого еще была возможность. Речь идет о ветхом Израиле, у которого была возможность все-таки принять своего Царя.

А.Крупинин: Да, но мы должны понимать, что все эти испытания в конечном счете ведут к главному…

А.Крупинин: Да, и будет все, о чем мы потом читаем в Апокалипсисе. Там ведь тоже описываются всякие ужасные события, но все кончается тем, что мы увидим новое небо, и новую землю, и новый Иерусалим, который спускается с неба. То есть в конечном счете этот образ людям дает некую надежду на то, что как бы там не было плохо, но мы должны ждать этих смокв, этого лета…

М.Михайлова: Да, конечно. Это ведь зима кончается. Конец мира – это как бы конец такой долгой зимы. И как же мы можем этому не радоваться? Кстати, про конец мира все время люди говорят, буквально каждый день я слышу с какой-нибудь стороны рассуждения про конец света, что время течет быстрее. Всегда говорили об этом, и мне даже не хотелось бы обсуждать, близок конец света или не близок, но хотелось бы напомнить о том, что концу мира мы призваны радоваться. Ведь это очень хорошее событие, это как начало каникул – как у Льюиса, помните? Как будто начались каникулы, которым нет конца.

М.Михайлова: Да, но с той только разницей, что бывают педагоги строгие и милосердные, а наш экзамен будет принимать самый милостивый из возможных экзаменаторов. Только на это и рассчитываем, потому что к такому экзамену подготовиться, по-видимому, невозможно.

А.Крупинин: Но все же надо, надо готовиться. Надо стараться.

А.Крупинин: Я думаю, Марина, что это тоже можно, как и любую притчу на самом деле, рассматривать и в личном плане, и в общественном. Ведь притчи многозначны, они не ограничиваются теми событиями, теми обстоятельствами, в каких они были сказаны; притчи – на все времена. И мы, конечно, должны их рассматривать по отношению к себе. Но я думаю, что и это в том же самом круге идей, о которых мы говорили, тех идей, которые связаны с образом засохшей смоковницы. То есть имеются в виду и старые мехи и новое вино, все, что говорит о Новом завете, о том, что Ветхий завет закончился, что Израиль себя исчерпал и оказался, можно сказать, банкротом.

М.Михайлова: То есть оставаясь в пределах этой самой старой мудрости, человек как бы отсекает себя от источника жизни. Да, это действительно так.
Но еще одна смоковница…

А.Крупинин: Вы, кажется, все смоковницы выписали из Писания…

М.Михайлова: Я, конечно, выписала, но потом забыла, и поэтому уже в метро я стала вспоминать, сколько я помню смоковниц, и мы тут с Вами совпали, потому что мы вспомнили пять упоминаний смоковницы в Новом завете. Но я думаю, что, наверное, ничего мы не пропустили. А если что-то пропустили, то, может быть, наши слушатели нас как-то поправят.
Так вот еще одна смоковница – это начало Евангелия от Иоанна. Это любимая история про израильтянина, в котором нет лукавства.

М.Михайлова: А в чем же разница?

А.Крупинин: Тут может быть и чисто реалистическая разница – в том, что, может быть, этот человек был не из колена Иудина, а из колена Вениаминова. А, может быть, в этом есть некий смысл, потому что смоковница – это символ Израиля, как мы уже не раз сегодня говорили. И видимо, это символизирует, как этот человек связан с этим символом, это та часть Израиля, которая лишена лукавства, и этот человек Нафанаил станет учеником Христовым и пойдет за Ним.

А.Крупинин: Тем более в Евангелии от Иоанна, в котором каждое слово очень символично.

А.Крупинин: Он проявляет прозорливость, которая людей удивляет.

А.Крупинин: Может быть, в этот момент под смоковницей о чем-то таком размышлял Нафанаил, то поэтому он с таким восторгом и ответил Господу, что верит Ему. Именно в этот момент какие-то самые глубокие его мысли посещали.

А.Крупинин: И мы не успели прочитать стихотворение Пастернака. Но, надеемся, наши слушатели сами знают это стихотворение, откроют и прочитают.

Читайте также:
Adblock
detector