Рабочая тетрадь для подготовки к экзаменам
А9. Укажите тип скрещивания между отдаленными формами, при котором исчезает эффект гетерозиса:
1) АА х аа
2) АА х Аа
3) Аа х Аа
4) аа х аа
Комментарий к ответу
Это скрещивание не относится к гетерозисным формам
А10*. Г.Д. Карпеченко установил взаимосвязь между:
1) полиплоидией и плодовитостью
2) гетерозисом и гетерозиготностью гибридов
3) индивидуальным отбором и урожайностью сорта
4) условиями среды и урожайностью сорта
Комментарий к ответу
Верно
Эта зависимость установлена многими генетиками, в том числе американцами Шеллом и Истом
Карпеченко этой проблемой не занимался
А11. Полиплоидный гибрид капусты и редьки был получен в результате:
1) случайного подбора полиплоидных форм
2) слияния двух соматических клеток и последующего выращивания гибрида
3) многократными скрещиваниями капусты
4) искусственного удвоения хромосомного набора
Комментарий к ответу
Такие формы в природе практически отсутствуют, по крайней мере специально отыскать их невозможно
Этот опыт был бы неудачен из-за отсутствия с редькой и отбором нужных гибридов конъюгации хромосом в мейозе и их кроссинговера
В1. Закончите определение
Близкородственное скрещивание называется _____________________________________
Ответ:
В2. Закончите определение
Эффект гибридной силы при отдаленной гибридизации называется _____________________
Ответ:
В3. Соотнесите вид гибридизации с его особенностями:
1. Межвидовая гибридизация
2. Инбридинг
а) частые скрещивания могут привести к ослаблению потомства
б) частота гетерозигот повышается
в) уменьшается проявление рецессивных аллелей
г) появляются гетерозисные гибриды
д) скрещивание потомства ослабляет гетерозис
е) приводит к вырождению малых популяций
Ответ: 1 — б, в, г; 2 — а, д, е.
1) отбор наиболее ценных для человека пород животных и сортов растений
2) выведение человеком новых пород животных и сортов растений
3) наука о культурных сортах растений и породах животных
4) одомашнивание и отбор сортов растений и пород животных
А2. Главным фактором одомашнивания растений и животных служит:
1) искусственный отбор
2) приручение
3) естественный отбор
4) дрессировка
А3. Для повышения разнообразия исходного материала в селекции применяется:
1) массовый отбор
2) инбридинг
3) индивидуальный отбор
4) отдаленная гибридизация
А4. Родиной оливы считается:
1) Индонезия
2) Средиземноморье
3) Африка
4) Южная Америка
А5. Не способствует получению разнообразного селекционного материала:
1) инбридинг
2) искусственный мутагенез
3) отдаленная гибридизация
4) отбор диких форм для получения новых
А6. Учение о центрах происхождения культурных растений создал:
1) Т.Морган
2) И.Мичурин
3) Т.Лысенко
4) Н.Вавилов
А7. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости вывел:
1) Г.Карпеченко
2) В.Ремесло
3) Б.Астауров
4) Н.Вавилов
А8. Геном тутового шелкопряда был изменен благодаря:
1) естественному отбору
2) искусственному мутагенезу
3) отдаленной гибридизации
4) гетерозису
А9. Тритикале – это:
1) гибрид ржи и пшеницы
2) вид дрозофилы
3) сорт яблони
4) порода кур
А10. Капредька – это гибрид, имеющий в своем наборе:
1) 9 хромосом
2) 18 хромосом
3) 27 хромосом
4) 36 хромосом
А11. Селекционер хочет накопить в породе одинаковый аллель определенного гена. Для этого он должен применять:
1) отдаленную гибридизацию
2) искусственный мутагенез
3) инбридинг
4) создание полиплоидов
А12. Селекционер хочет быстро убедиться в том, что зрячий ирландский сеттер, от которого будет получено потомство, не несет рецессивного гена слепоты. Он должен:
1) скрестить его со зрячей гетерозиготной собакой
2) скрестить сеттера со слепой собакой
3) скрестить его с гомозиготной зрячей собакой
4) посмотреть хромосомы пса под микроскопом
В1. Дополните фразы:
1. Источником наследственных изменений в чистых линиях служит ________________ изменчивость.
2. Явление усиления продуктивности при отдаленной гибридизации называется _________________
3. Учение об искусственном отборе создал ____________________
В2. Определите последовательность действий при выведении нового сорта растения (Бере зимняя Мичурина).
1. Получение гибридов
2. Отбор лучших гибридов
3. Выращивание гибридов в особых условиях (холод)
4. Отбор родителей
5. Размножение нового сорта прививками
С1. Что является теоретической базой и результатом селекционного процесса?
____________________________________________________________
С2. В чем заключаются сходства и различия между селекцией и эволюцией?
_________________________________________________________
С3. Наибольшие перспективы в создании сорта или породы связаны с использование гомо- или гетерозиготных организмов?
_________________________________________________________
А1. Чистые линии растения получают:
1) искусственным мутагенезом
2) самоопылением
3) перекрестным опылением
4) отбором растений по фенотипу
А2. Основным критерием для установления родства между видами является:
1) сходство фенотипов
2) генотипическое сходство
3) общие центры происхождения
4) сходство мутационных процессов
А3. К Южно-Американскому центру происхождения культурных растений относится:
1) сорго и кунжут
2) капуста и брюква
3) бананы и хлебное дерево
4) арахис и картофель
А4. И.В. Мичурин ввел в практику метод:
1) искусственного мутагенеза
2) получения полиплоидов
3) отдаленной гибридизации
4) искусственного отбора
А5. Заслуга Н.И. Вавилова заключается в:
1) разработке методов получения новых сортов растений
2) установлении закономерностей наследования признаков
3) разработке способов одомашнивания животных
4) целенаправленном получении новых мутаций.
А6. Причиной бесплодия потомства отдаленных гибридов является:
1) нарушения в митозе
2) отсутствие мейоза
3) недееспособность гамет
4) отсутствие конъюгации и кроссинговера в мейозе
А7. Полиплоидные формы капусты создал:
1) И.Мичурин
2) Г.Карпеченко
3) Н.Вавилов
4) Б.Астауров
А8. Отдаленные гибриды, полученные И.Мичуриным:
1) не размножаются
2) размножаются только половым путем
3) размножаются только вегетативно
4) свободно размножаются любыми путями
А9. Укажите неправильное утверждение:
1) ионизирующее излучение является мутагеном
2) большинство мутаций неблагоприятно для организмов
3) мутантный организм становится сразу родоначальником сорта
4) полиплоидные сорта обладают плодовитостью и урожайностью
А10. Озимую пшеницу Мироновская 808 вывел:
1) П.Лукьяненко
2) В.Ремесло
3) А.Шехурдин
4) М.Иванов
А11. Результатом мутаций является обязательное изменение:
1) фенотипа
2) генотипа
3) фенотипа и генотипа
4) количества хромосом в клетке
А12. К геномным мутациям относится:
1) замена кодона в триплете
2) выключение гена из работы
3) образование диплоидных гамет
4) поворот участка хромосомы на 180 о
В1. Завершите определение
Близкородственные роды и виды благодаря большому сходству их генотипов обладают сходной наследственной изменчивостью. Эта закономерность известна как ________________________________________________________________
В2. Установите соответствие между открытиями и их авторами
1. Законы сцепления генов в хромосоме
2. Получение полиплоидных форм
3. Получение новых сортов подсолнечника
а) А.В. Пустовойт
б) Б.Т. Морган
в) В.Г. Карпеченко
А2. Укажите неправильное утверждение:
1) мутации всегда полезны
2) модификации, как правило, полезны
3) мутации могут быть вредными, безразличными и полезными
4) комбинации генов не изменяют их структуры
С1. Что такое инбридинг и гетерозис? Какое значение они имеют в селекции?
_________________________________________________________
С2. В каком случае метод отдаленной гибридизации может привести к успеху?
__________________________________________________________
С3. С чем связано желание селекционеров выводить множество новых сортов давно известных культурных растений – картофеля, пшеницы, ржи и т.д.?
__________________________________________________________
В1. 1. Мутационная. 2. Гетерозисом. 3. Ч.Дарвин. В2. 4, 1, 3, 2, 5.
С1. Элементы ответа: роль генетики в селекции, результаты селекции растений, животных, бактерий. С2. Элементы ответа: виды и характер действия отбора в процессе эволюции и селекции. С3. Элементы ответа: необходимо подумать о причинах разнообразия, урожайности, повышения продуктивности.
В1. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. В2. 1 – б, 2 – в, 3 – а.
С1. Элементы ответа: нужно соотнести данные понятия с гетеро- или гомозиготностью и выяснить значение скрещивания особей с различными генотипами для селекции. С2. Элементы ответа: необходимо вспомнить о закономерностях конъюгации хромосом в мейозе и кроссинговере, после чего объяснить явление, при котором отдаленные гибриды могут оказаться плодовитыми. С3. Элементы ответа: нужно привести собственные доводы о пользе разнообразия сортов для человека.