Бесплодие не северном кавказе

Бесплодие не северном кавказе

Для преодоления бесплодия специалисты советуют отправиться на курорты Северного Кавказа.

Ожирение? Болезни печени? Гастрит? Сахарный диабет? Бесплодие? Полезные ванны с минеральной водой и грязетерапия очистят организм от шлаков и токсинов, а лечебный климат настроит на общее оздоровление.

Стоит отметить, что демографическая ситуация на Северном Кавказе в лучшую сторону отличается от других федеральных округов России.

Читайте также:

Самые важные и интересные новости о лечении бесплодия и ЭКО теперь и в нашем Telegram-канале @probirka_forum Присоединяйтесь!

Многоплодие связано с рисками для здоровья будущих детей.

Таков результат ретроспективного исследования, проведенного американскими врачами.

Преждевременное наступление менопаузы повышает вероятность развития ряда болезней у женщин старши

  • Бесплодие
    • Женское бесплодие
    • Мужское бесплодие
    • Диагностика бесплодия
    • Питание и диеты
  • Всё об ЭКО
    • ЭКО по ОМС
    • Технологии и программы
    • Статистика
    • Эмбриология
    • Психология
    • ЭКО и религия
    • За рубежом
    • Беременность и роды после ЭКО
  • Донорские программы
    • Донорство ооцитов
    • Донорство спермы
  • Суррогатное материнство
  • Искусственная инсеминация
  • Фармакология
  • Законодательство
    • Нормативные акты
    • Типовые документы по суррогатному материнству
  • Полезная информация
    • Глоссарий
    • Справочник заболеваний
    • Рейтинг клиник
    • Калькуляторы
    • Интересное
    • Известные люди
    • Усыновление
    • Опросы

Рекомендованные клиники

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мусаева Майсарат Камиловна, Хасбулатова Зулай Имрановна

На основе полевого этнографического и литературного материалов в статье показаны традиционные представления, поверья, обрядовый комплекс, сопровождавшие рациональные и иррациональные методы профилактики и борьбы с бесплодием у народов Северного Кавказа и Дагестана.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мусаева Майсарат Камиловна, Хасбулатова Зулай Имрановна

Traditional customs and ceremonies of the peoples of Northern Caucasus and Dagestan connected with barrenness

The article shows the traditional views, beliefs, ceremonies based on the field ethnographic and literary material that accompanied the rational and irrational methods of prevention and control of barrenness among the peoples of the North Caucasus and Daghestan.

УДК 392.1 ББК 63.5 (241) М — 91; Х — 24

Мусаева Майсарат Камиловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, е-mail: majsarat@yandex.ru; т.: (8722)626634;

Хасбулатова Зулай Имрановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России историко-правового факультета Чеченского Государственного педагогического института, т.: 8(928)7874605

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДАГЕСТАНА, СВЯЗАННЫЕ С БЕСПЛОДИЕМ

На основе полевого этнографического и литературного материалов в статье показаны традиционные представления, поверья, обрядовый комплекс, сопровождавшие рациональные и иррациональные методы профилактики и борьбы с бесплодием у народов Северного Кавказа и Дагестана.

Ключевые слова: бездетность, бесплодие, порча, кара небесная, поклонение, святые места, комбинированное лечение, рациональное, иррациональное.

Musaeva Maysarat Kamilovna, a senior researcher of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Candidate of History, e-mail: majsarat@yandex.ru; tel: (8722) 626634;

Khasbulatova Zulai Imranovna, assistant professor of the Department of the Russian History of the Historical and Legal Faculty of the Chechen State Pedagogical Institute, Candidate of History, tel.: 8 (928) 7874605

TRADITIONAL CUSTOMS AND CEREMONIES OF THE PEOPLES OF NORTHERN CAUCASUS AND DAGESTAN CONNECTED WITH BARRENNESS

The article shows the traditional views, beliefs, ceremonies based on the field ethnographic and literary material that accompanied the rational and irrational methods of prevention and control of barrenness among the peoples of the North Caucasus and Daghestan.

Keywords: childlessness, barrenness, damage, heaven punishment, worship, holy sites, the combination treatment, rational, irrational.

Женщины, неспособные забеременеть или выносить детей, чувствовали себя в семье мужа весьма неуютно. В частности, менталитет, как женщины Дагестана, так и народов Северного Кавказа был таков, что она чувствовала себя полновластной хозяйкой в семье только после рождения первого ребенка и особенно мальчика.

Нельзя сказать, что абсолютно не было бездетных пар, но это было скорее исключением, и, как правило, в случаях, когда действительно мужчина был виноват в отсутствии детей. Возможно, именно с перекладыванием вины за бездетность на женщину, связано то, что рациональные и иррациональные манипуляции, действия и лечебные приемы, якобы помогающие вернуть детородные функции, в основном предназначались только женщинам. Во всяком случае, не удалось обнаружить, чтобы мужчина обращался к знахарям с подобной просьбой, хотя у некоторых народов Северного Кавказа мужчины участвовали в определенных манипуляциях. Есть поверье относительно мельницы, на которой нельзя находиться мужчине, потому, что он станет бесплодным. В частности, у ингушей бездействующая мельница считается опасной ночью: человек, вошедший в нее, может серьезно заболеть и даже сойти с ума. Владелец мельницы с турбинной системой рискует оказаться без потомства [2]. Если проводить этнографические параллели относительно отношения к бездетности у народов Дагестана и народов Северного Кавказа, то можно констатировать — оно было абсолютно идентичным. Отсутствие детей рассматривали как наказание свыше. Бездетные люди считались самыми несчастными — за ними некому было присмотреть во время болезни, старости, все надежды их были направлены на жалость родственников и общественности. В частности, бездетность в карачаево-черкесском обществе считалась не только большим несчастьем, но и позором. Поэтому, как и у других народов Северного Кавказа и Дагестана, с самого зарождения семьи многочисленные магические действия были направлены на появление в ней здорового потомства [3].

Одним из важнейших моментов в жизни бездетной семьи считалось посещение

которые якобы должны были изменить продуцирующую способность просительницы.

Таких мест и в Дагестане, и на Северном Кавказе было множество. В частности,

с дырой в земле, туда заходили, как бездетные с желанием зачать, так и беременные с

желанием легко, без проблем разродиться. Такое же место было в аварских с. Бац1ада

рассказывают, был реальный случай: некая Миси, которая долго не имела детей и

мечтала именно о девочке, отправилась туда, и после соответствующих необходимых

манипуляций, забрала, уходя, куклу, оставленную предыдущей просительницей, и у

нее по истечении 9 месяцев родилась девочка. Бесплодные женщины искали

могилы святых, культ которых особенно был распространен у народов Южного

Дагестана. Почитаемые могилы были весьма многочисленны, но среди них

выделялись такие, которые почитались именно бесплодными женщинами. Как

свидетельствуют старожилы, жительницы с. Юхари-Яраг, у которых не было детей,

У рутульцев очень действенным средством против бесплодия считалась процедура забивания гвоздя для подковы в деревянную дверь помещения, где находилась могила-зиярат (место поклонения, поломничества) Султана-Эмир-бабы в с. Мишлеш. Туда женщина отправлялась с мужем или другими родственниками. По прибытии к зиярату резали жертвенного барашка, варили его и, разделив на куски, раздавали с хлебом. После этой процедуры женщина сама забивала гвоздь, в упомянутую дверь [6].

Читайте также:  Лаеннек при бесплодии отзывы врачей

Особенно почитались бесплодными женщинами пиры священной горы Шалбуз-Даг. Почти на его вершине находился знаменитый пир Сулеймана буба. Женщины, совершавшие туда паломничество, устраивали гадание, будет у них ребенок или нет: из ниток и платочка делали подобие люльки и ребенка, если люлька качалась сама по себе, то считалось, что у женщины родится ребенок, если не качалась — то ребенка не будет. На пирах святой горы Шалбуз-Даг, женщины, загадав желание, часто оставляли как надежду на рождение ребенка, самодельные тряпочные куклы.

Представления о больших камнях с естественными отверстиями, как имеющих магическую силу, которые часто служат для протаскивания сквозь отверстие больных, для излечения от бесплодия, широко были распространены на Кавказе [8]. Известно, что в позднем средневековье у вайнахов при завершении строительства на крыше боевых башен, башнеобразных склепов устанавливались, предварительно освященные

жрецом, тщательно обработанные крупные конусовидные камни, которым приписы-

Иногда святилища являлись собственностью определенной фамилии. Часто женские или родовые святилища располагались при церкви или вблизи мужских святилищ. Особой популярностью пользовались святилища Зруджы Мады Майраем (Святая Зругская Мать Мария при Зругском храме XI — XII вв.), христианская церковь в Моздоке (Хозиты Майраем). По сей день популярны, восстановленные и обновленные Рекомы Мады Майраем (Святая Мать Мария) в Цейском ущелье, которые посещают даже зимой, несмотря на то, что подходы к ним, особенно к женскому и девичьему, довольно сложны.

Во время паломничества к святилищам, которые обычно совершались в конце

лета, предпочтительно в августе, женщины, подползали к ним на коленях и

Святилища Мады Майраем Рекома представляли собой, стоящие на грудах камней деревянные срубы кубической формы. Святилища отличались размерами -женское было больше девичьего. Каждое святилище имело квадратное отверстие, через которое молящиеся клали свои приношения. К обоим святилищам ходили женщины, желающие иметь детей. Внутри святилища находилось множество деревянных колыбелек, покрытых резьбой, пучков серебряных и золотых ниток, много человеческих фигурок и кукол, сделанных из ваты, обтянутых материей, просто кусков ваты. Вокруг святилища по периметру лежали, а на наружных стенах Рекомов висели, черепа животных, которых принесли во время обрядов поклонения в жертву.

Относительно этого культа Фыры-Дзуара у исследователей есть разные предположения. Но прежде всего, его рассматривают как основу древних сарматоаланских верований в божество-покровителя дома, которое было связано с фарном, олицетворяющим в осетинской традиции мир, счастье, обилие и изображавшимся в виде барана [16].

Моления о ниспослании детей совершались женщинами практически всех народов Северного Кавказа регулярно, но особый характер они приобретали не только при затягивавшейся по времени неспособности зачать, но и при неспособности также выносить уже зачатого ребенка. Иллюстрацией таким обрядам служат ежегодные моления жительниц Ингушетии и Чечни покровительнице плодородия, деторождения Тушоли, которые описал Б. Далгат. В частности он приводит молитву:

Часто бездетные женщины прибегали к помощи знахарок, методы лечения

которых широко применялись почти у всех народов Северного Кавказа и

Дагестана. Трудно назвать эти способы лечения бесплодия рациональными, но как

отмечали информаторы, они основывались на народном опыте и включали в себя

различные лечебные процедуры. Были и известные знахарки-повитухи, которым

удавалось достичь значительных, как говорят, результатов, поскольку опытные

повитухи хорошо знали искусство лечебного массажа. В частности, у народов

Дагестана в некоторых обществах были женщины, которые умели якобы выпрямлять

В качестве комбинированного лечения (применения рациональных и иррациональных приемов) можно привести пример практически повсеместного (как у народов Дагестана, так и народов Северного Кавказа) использования для лечения бесплодия паровых ванн. Женщину сажали над емкостью, наполненной горячим отваром различных лечебных трав. Парового эффекта достигали и при помощи

раскаленного красного кирпича, опущенного в воду с ароматными травами. В лечении

Среди рациональных приемов помощи при бесплодии, как у народов Дагестана, так и народов Северного Кавказа следует назвать широкое использование горячих минеральных источников и грязей, если они имелись в досягаемой близости. На известных в Южном Дагестане и Кумыкской плоскости источниках в окрестностях Каякента, Талги, Ахты и др., высоко в горах — у бежтинцев, хваршин, тиндал — уже с древнейших времен сооружались водоемы из каменных плит, используемые в лечебных целях, нагревалась вода в огромных котлах, в том числе и для лечения женских болезней. Особенно популярны были лечебные процедуры с применением минеральных вод и грязей у народов Северного Кавказа, где в изобилии различные источники, в том числе горячие серные.

В целом, представления о причинах бесплодия рассматривались в трех направлениях — кара небесная, воздействие злых, чаще потусторонних сил, и осознанное или бессознательное воздействие человека (насылание порчи, сглаз) — соответственно, и

подходы к их устранению были самые разные. Наиболее многочисленными действия-

Надо отметить еще один важный общий момент, исследуемым народам было свойственно считать самым действенным, удачным временем проведения обрядов, предназначенных для придания молодым людям продуцирующих свойств, — начало весны, когда просыпается вся природа.

В качестве отличия можно отметить два момента: первый — народы Дагестана не имели специальных богинь и божеств — покровительниц деторождения, как у народов Северного Кавказа; второй — у дагестанцев мужчины (за исключением священнослужителей, которые писали различные талисманы-обереги) не принимали участия ни в молениях, ни в других манипуляциях, проводимых с целью избавления от бесплодия.

В целом же обряды, якобы способные придать продуцирующие возможности молодой семье, очень интересный архаический пласт бытовой и духовной жизни народов Дагестана и Северного Кавказа.

1. Мусаева М.К.: 1) Обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана,

направленные на повышение репродуктивных возможностей семьи // Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения 2004-2005 гг.: тез. докл. СПб., 2005; 2). Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. Махачкала, 2006. С. 18-20; 3) Хваршины. Х1Х -начало ХХ в.: историко-этногр. исслед. Махачкала, 1995. С. 99-100 ; 4) Этнография детства народов Дагестана (Традиции народов Равнинного и Южного Дагестана). Махачкала, 2007. С. 31-32.

Читайте также:  Не хотел бы я бесплодным слушать

2. Мартиросян Г.К. Нагорная Ингушия // Известия Ингушского НИИ краеведения. Владикавказ, 1929. Т. 1. С.7-155.

3. Маремшаова И.И. Основы этнического сознания Карачаево-Балкарского народа. Минск, 2000. С.94 ; Мусаева М.К. Традиционные обычаи и обряды народов Нагорного Дагестана, связанные с рождением и воспитанием детей. С. 17-25 ; Ее же. Этнография детства народов Дагестана. С. 33-45 ; Хасбулатова З.И. Воспитание детей у чеченцев: обычаи и традиции (Х1Х — начало ХХ вв.). М., 2007. С.62.

4. Рагимова Б.Р. Семейная обрядность лезгин (вторая половина XIX — нач. XX вв. М., 1991. 195 с. Деп. в ИНИОН АН СССР 17.06.91, №44770.

5. Запись студента ЛГУ Буткевича Бронислава об участии в Дагестанской этнографической экспедиции // РФ ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф.5. Оп.1. Д.49. Л.25.

6. Булатова А.Г. Рутульцы в Х1Х — начале ХХ вв.: историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 187.

7. Алимова Б.М. Обряды и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка у кайтагских кумыков (конец XIX — нач. XX вв.) // Быт сельского населения Дагестана (Х1Х — нач. ХХ в. Махачкала, 1981. С. 60.

8. Чурсин Г.Ф. Амулеты и талисманы кавказских народов // СМОМПК. Махачкала, 1929. Вып.46. С.212.

9. Чахкиев Д.Ю. Новые источники о культуре плодородия у вайнахов в прошлом // Краткое содержание докладов Лавровских (среднеазиатско-кавказских) чтений 1992 г. СПб., 1993. С. 58.

10. Ахриев Ч. Заметки о Чечне и чеченцах // Сб. сведений о Терской области. Владикавказ, 1873. Вып.2, кн.2. С.252.

11. Дзуцев Х.В., Бесаева Т.З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. Т.3. С.15.

12. Пчелина Е.Г. Родильные обычаи осетин // СЭ. 1937. № 4. С.87.

13. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. М.,1883. Ч.2. С.252.

14. Дзуцев Х.В., Бесаева.Т.З. Указ. соч. С.17.

15. Миллер В.Ф. Указ. соч. С.252.

16. Дзуцев Х.В., Бесаева.Т.З. Указ. соч. С.18

17. Ахриев Ч. Заметки о Чечне и чеченцах. С.252.

18. Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936. С.380.

19. Далгат Б. Первобытная религия чеченцев // Терский сборник. Владикавказ, 1893. С.101.

20. Семенов Л.П. Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 гг. Грозный, 1963. С. 40-137.

21. Шиллинг Е.М. Ингуши и чеченцы // Религиозные верования народов СССР. М.; Л., 1931. Т.2. С.34.

23. Карпов Ю.Ю. Женское пространство в культуре народов Кавказа. СПб., 2001. С.157 — 159.

24. Кляшторный С.Г. Мифологические сюжеты в древнерусских памятниках // Тюркологический сборник. М., 1981. С. 132.

25. Маремшаова И. Указ. соч. С. 96.

26. Дзуцев Х.В., Бесаева.Т.З. Указ. соч. С.19.

27. Ризаханова М.Ш. Лезгины. Х1Х — нач. ХХ в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005. С. 166.

28. Рагимова Б.Р. Указ. соч. С. 100.

29. Гарданов К.С. О медицинской беспомощности горцев // Утро гор. Баку, 1910.

Контрольный срок — полгода

— Владимир Леонидович, нам с мужем по 30 лет. Не могу забеременеть уже полгода. Когда бить тревогу и куда обращаться в первую очередь?

Существует стандарт обследования супружеской парой. При этом провериться должны как женщина, так и мужчина. Причина бесплодия может быть в каждом.

— У вас есть все специалисты для необходимой диагностики и исследований?

Мужчине нужен один анализ

— Скажите, может ли мужчина страдать бесплодием, но при этом иметь нормальные показатели спермограммы?

— Нет, потому что спермограмма как раз и показывает способность мужчины к зачатию. Если мужчина страдает бесплодием, спермограмма будет плохой. Когда ко мне приходят пациентки, я сразу объясняю: с вами мы будем заниматься продолжительное время, а от мужчины мне нужен один единственный анализ — это спермограмма. По нему можно составить объективное впечатление: перспективна фертильность мужчины или нет.

— В чем заключается лечение мужчины?

Когда на помощь приходит хирург

— Год пытаемся зачать ребенка. Инфекций нет. Проходимость труб не нарушена. У мужа 75% подвижных сперматозоидов. А ребенка все нет…

— Вы сдали не полный спектр анализов. К примеру, забыли про те же гормоны щитовидной железы, которые могут препятствовать зачатию. Нужно дообследоваться. А если все в норме — проводить лечебно-диагностическую лапароскопию. Это малотравматичная операция, которую выполняют через маленькие разрезы при помощи специального оборудования и видеосистем.

К примеру, есть такое загадочное заболевание, как эндометриоз, который в 70% случаев приводит к бесплодию. Ни УЗИ , ни МРТ, ни осмотр гинеколога не позволяют увидеть эту проблему в полости матки. Это возможно только во время лапароскопии. При этом в ходе этой не сложной операции мы не только устанавливаем диагноз, но и уничтожаем очаги заболевания.

— Это делают в вашей клинике?

— Может ли операция стать альтернативой ЭКО?

— Да, может. ЭКО , конечно, революция в нашей жизни. Огромное количество пар имеют детишек благодаряЭКО . Но, я считаю, что этот метод должен применяться по показаниям. А показание — это абсолютная форма бесплодия, которое установлено, в том числе, с помощью оперативных методов. И еще. Эффективность ЭКО составляет около 30 — 40%. Если женщину готовить правильно — повышается процент успеха. Лапароскопическая операция может применяться как самостоятельный метод лечения бесплодия и как подготовка к ЭКО. То есть в нашей клинике пациентка может получить возможность как зачать самостоятельно, так и сделать более эффективной подготовку к ЭКО.

Деликатные процедуры

— Это пластическая хирургия интимной зоны. Гинекология в медицине — деликатная вещь. А интимная пластика — деликатное в деликатном. Многие женщины ее стесняются, тем не менее она нужна. Тем более если ее проводят по медицинским показаниям.

Довольно часто приходится прибегать к интимной пластике при таких диагнозах, как опущение и выпадение органов половой системы аппарата, несостоятельность мышц тазового дна, аномалии развития наружных половых органов или какие-то изменения после тяжелых родов или травм. Помимо этого мы также делаем операции по эстетическим соображениям — ради красоты.

В ожидании родов

— В вашей клинике есть услуга по ведению беременности?

— Есть. Сегодня все больше женщин наблюдаются в ожидании малыша не по месту жительства, а в коммерческих центрах. Этот вопрос хорошо урегулирован на государственном уровне, поэтому наши пациентки обязательно получают больничные и родовой сертификат. Ущемлены они ни в чем не будут. Кроме того их ожидает приятный подарок — фотография малыша.

Читайте также:  Кортизол гормон что и бесплодие это такое

Приходите, и мы поможем вам зачать и выносить здорового ребенка.

АДРЕС

Челябинск, ул. Горького , 16

ВРЕМЯ РАБОТЫ:

Работаем ежедневно пн- вс 8:00 — 20:00 (без выходных)

Раньше такой вердикт был поводом для паники и воспринимался как приговор, однако сейчас новейшие технологии могут помочь в самых безвыходных ситуациях.

Прежде чем подробнее поговорить о том, какие методы применяются в современных центрах репродукции для преодоления бесплодия, давайте выясним, почему снижается способность к зачатию.

Причины снижения фертильности

Иногда бесплодие связано с нарушениями функций женской репродуктивной системы, иногда – мужской. А в некоторых случаях диагностируют сочетанный фактор.

Среди причин женского бесплодия выделяют такие, как:

• маточные патологии. Это и врожденные аномалии развития органа (например, его отсутствие или деформация), и приобретенные патологии (полипы эндометрия, миомы или спаечная болезнь);

• непроходимость фаллопиевых труб (трубный фактор), нарушение их функции (перитонеальный фактор) и сочетание этих нарушений, которое диагностируется достаточно часто;

• эндометриоз – гинекологическое заболевание, которое развивается из-за того, что клетки слизистой оболочки матки распространяются за пределами ее полости (например, в трубах или яичниках), образуя патологические очаги;

• выработка в женском организме антител к сперматозоидам (АСАТ), которые не дают мужским половым клеткам преодолеть цервикальный канал шейки матки и встретиться с яйцеклеткой;

• отсутствие овуляции в менструальном цикле. Если яйцеклетка не созревает и не выходит из яичника, зачатие произойти не может.

Снижение репродуктивной функции у мужчин связано с тем, что:

• сперматозоиды не вырабатываются. В этом случае диагностируют секреторную форму бесплодия;

• сперматозоиды не могут передвигаться по семявыносящим протокам из-за нарушения их проходимости, и тогда диагностируют обтурационное бесплодие;

• образуются антитела (АСАТ) к собственным половым клеткам.

Как преодолеть бесплодие

Далеко не всегда для восстановления репродуктивной функции требуется применение высокотехнологичных методов. Например, если у женщины отсутствует овуляция, нередко помогает гормональная терапия, благодаря которой менструальный цикл нормализуется. А бывали случаи, когда беременность наступала после снижения веса женщины. Важно не откладывать визит к гинекологу-репродуктологу, который назначит обследование и рекомендует наиболее эффективное в вашем случае лечение.

Оперативное вмешательство может помочь при наличии внутриматочной перегородки у женщин или варикоцеле у мужчин.

В более сложных случаях на помощь приходят методы вспомогательной репродукции.

ВМИ можно назвать самым естественным из методов искусственного оплодотворения. В данном случае оплодотворение происходит в организме женщины, а врачи только доставляют сперму к полости матки. Инсеминация эффективна, если сперматозоиды не в состоянии преодолеть цервикальный канал из-за особенностей шеечной слизи.

В ходе экстракорпорального оплодотворения яйцеклетка оплодотворяется в лабораторных условиях. Этот метод применяют во многих случаях (если в основе снижения фертильности лежит трубно-перитонеальный фактор, причины бесплодия выяснить не удалось и др .).

В практику постоянно внедряются новые технологии, благодаря которым расширяется перечень показаний и улучшаются результаты программы экстракорпорального оплодотворения. Например, в центре репродукции и генетики Нова Клиник проводят ЭКО с персонифицированной стимуляцией яичников. Используя новейшие разработки в области генетики, врачи разрабатывают индивидуальную схему индукции для каждой пациентки, основываясь на объективных данных, а не только на собственном опыте.

Преимплантационное тестирование эмбрионов еще до переноса в полость матки позволяет отобрать только те, у которых нет генетических патологий и хромосомных аномалий.

Этот метод применяют при лечении сложных случаев бесплодия у мужчин. Он предполагает предварительный отбор сперматозоидов, который основывается не только на визуальной оценке эмбриолога, но и на данных, полученных в результате использования таких технологий, как ПИКСИ или ИМСИ . Затем каждую мужскую половую гамету помещают внутрь ооцита с помощью микроиглы. Если в эякуляте сперматозоиды отсутствуют, их можно получить хирургическим путем из яичка или его придатка.

ЭКО с донорскими половыми клетками

Если собственные половые клетки мужчины и женщины использовать для оплодотворения не получается по причине их полного отсутствия или очень плохого качества, добиться рождения ребенка все же можно. В таких случаях рекомендуют ЭКО с донорскими ооцитами или спермой.

Еще несколько десятилетий назад у женщин, имеющих серьезные проблемы со здоровьем, не было ни единого шанса на рождение собственного ребенка. Сейчас стать мамами могут даже пациентки, у которых отсутствует матка или имеются различные тяжелые заболевания (допустим, сердечно-сосудистая недостаточность).

Суррогатное материнство – это процедура, включающая в себя не только медицинские, но и юридические аспекты. Сначала врачи проводят ЭКО, в ходе которого оплодотворяют яйцеклетки пациентки спермой ее партнера или донора, а потом переносят эмбрионы в полость матки суррогатной матери. Она вынашивает малыша, а после рождения передает его генетическим родителям.

В работе оценена вероятность различия причин и факторов риска бесплодия у городских и сельских женщин. Проведено сравнение структуры причин бесплодия по МКБ-10, частоты выявляемости ДНК урогенитальных инфекций в цервикальной жидкости, заболеваний половых органов и нарушений овариального резерва. Установлено, что у сельских жительниц в формировании риска бесплодия относительно высока роль инфекционно-воспалительных процессов и нарушений овариального резерва.

Список литературы:
1. Байрамов, Е. В. Клинико-диагностические особенности патологии цервикальной слизи при бесплодии различного генеза : автореф. дис. … канд. мед. наук / Байрамов Е. В. – Баку, 2012. – 20 с.
2. Бесплодный брак. Современные подходы к диагностике и лечению / под ред. В. И. Кулакова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 616 с.
3. Корсак, В. С. ВРТ в России. Отчет за 2005 год / В. С. Корсак // Проблемы репродукции. – 2007. – № 6. – C. 12–19.
4. Назаренко, Т. А. Стимуляция функции яичников / Т. А. Назаренко. – М. : Мед. Пресс-информ, 2008. – 272 с.
5. Шестакова, Ж. Н. Частота, структура и повреждающие факторы бесплодного брака в сельской и городской популяции Алтайского края : автореф. дис. … канд. мед. наук / Шестакова Ж. Н. – Омск, 2009. – 22 с.
6. Wang, Y. C. Comparison of timing of JUJ in ovarian stimulated cycles / Y. C. Wang, Y. C. Chang, J. C. Chen // Arch. Androl. – 2006. – Vol. 52, № 5. – Р. 331–334.

Ключевые слова: женское бесплодие, овариальный резерв, микробиоценоз цервикальной жидкости

Читайте также:
Adblock
detector