Аутогенная тренировка при бесплодии

Аутогенная тренировка при бесплодии

Когда долго страдает душа,

тело не может оставаться здоровым

Бесплодие (по определению Всемирной организацией здравоохранения) — это неспособность пары к наступлению беременности через год и позднее при регулярном незащищенном половом акте. Это говорит о том, что радость материнства может быть омрачена разнообразными психологическими причинами.

Статистика психогенного бесплодия такова:

  • 10 % бесплодных женщин отвечают критериям большого депрессивного эпизода,
  • 30-50 % переживают депрессивные симптомы,
  • 66 % отмечают чувство депрессии после неудачного лечения бесплодия.

Большинство женщин с бесплодием сообщают, что невозможность забеременеть является наиболее печальным опытом их жизни.

Последние исследования показывают, что психологический стресс может повлиять на способность к зачатию, а депрессивные симптомы могут снизить эффективность лечения бесплодия.

Несколько исследований, проведенных в течение последних лет, поддерживают теорию о том, что психологический стресс может оказать существенное негативное влияние на последовательные попытки оплодотворения (ЭКО). В одном из исследований, женщины с симптомами депрессии в два раза реже беременели, чем женщины, которые находились в более комфортном эмоциональном состоянии.

На способность к зачатию влияют и эмоциональные факторы. Отмечается, что состояние тревоги может сопровождаться спазмом труб, который препятствует прохождению яйцеклетки и сперматозоидов. Преодоление чувства напряжения и тревоги у женщин во многих случаях создает условия для успешного зачатия.

В другом недавнем исследовании участвовала 151 женщина, планировавшая пройти процедуру ЭКО. Оказалось, что вероятность оплодотворения была на 93 % выше у женщин, которые показали высокие положительные баллы эмоционального комфорта. Исследователи пришли к выводу, что психологический стресс может оказывать негативное воздействие на процент успеха высокотехнологичного лечения бесплодия.

Использование эффективной психотерапии пациентами с психогенным (психологическим, функциональным) бесплодием полезно для решения следующих важных задач:

  • снижения уровня психологического стресса
  • увеличения частоты наступления беременности

Сегодня клинически подтверждено, что применение клинического гипноза при лечении функционального бесплодия является эффективным, как и стратегии релаксации, которые оказались успешными для наступления беременности. Лечение гипнозом вызывает благоприятное состояния разума и тела.

В течение 28 лет изучались 554 пары без какой-либо анатомической или физиологической аномалии. Психотерапевтическое вмешательство с косвенным и прямым гипнозом было добавлено к стандартному протоколу для исследования и лечения бесплодных пар. Было выявлено несколько стрессоров. Стресс на почве бесплодия наблюдался у 100% женщин. Были выявлены другие стрессоры супружеской жизни. Первоначально гипнотерапия была направлена на общую ремиссию стресса, а затем и на специфический стресс, который был выявлен в парах.

Результаты эксперимента оценивались как успешные, когда отмечалось наступление беременности.

Уровень успеха составил 71,67%. Не могло быть проведено двойное слепое исследование. 349 пары из 554 присоединились к лечению после неудач забеременеть в других клиниках. У присоединившихся пар был тот же показатель успеха, то есть 70%, что и в основной группе.

Гипноз может быть рекомендован при психогенном бесплодии как эффективный инструмент, способствующий зачатию.

Упражнения первой ступени аутогенной тренировки в этой модификации усваиваются в течение 9—10 занятий гетеротренинга; таким образом, общий курс, с учетом 2 — 3 занятий в неделю, занимает 4—6 нед.

В процессе проведения обучающего курса была существенно снижена роль внушения, в том числе косвенного, и увеличено значение индивидуализации ощущений пациентов на основе сенсорной репродукции.

На 2-м занятии выполняются упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла. В процессе вводной беседы обучаемым подчеркивается, что непременное условие всякого действия — это желание его совершенствования. Этот же тезис реализуется в формулах самовнушения, которые задаются врачом и мысленно повторяются пациентами:

Формулы самовнушения, как нетрудно заметить, укорачиваются от фразы к фразе, обеспечивая постепенный переход от мотивированного пожелания к императивному утверждению. В отличие от классической методики и большинства ее модификаций, упражнения, направленные на вызывание ощущений тяжести и тепла, не отделяются друг от друга, а формулы общего успокоения перед ними не применяются.

Целью 3-го занятия является ознакомление больных со специфическими ощущениями аутогенного состояния, практически не имеющего аналогов в обыденной жизни. В качестве демонстрации используется изменение восприятия фактора времени, обычное для фазовых состояний. После выполнения первых двух упражнений больные приступают к дыхательной гимнастике, которая проводится согласно словесному подсчету врача, осуществляемому в соответствии со следующей схемой:

где числителем показана продолжительность вдоха, знаменателем — продолжительность выдоха, и третья цифра обозначает длительность дыхательной паузы. Все упражнение состоит из 19 дыхательных циклов и занимает 5 —5,5 мин.

На 4-м и 5-м занятиях ощущения тяжести и тепла вызываются больными самостоятельно на основе сенсорной репродукции и самоприказа. Последовательность выполнения упражнений остается прежней. После выполнения дыхательной гимнастики добавляются формулы-самоприказы, направленные на вызывание ощущения глубинного тепла в животе, построение которых аналогично второму занятию:

Несмотря на то, что индекс эффективности лечения (ИЭЛ) в результате применения репродуктивной тренировки возрос на 20%, а отсев из групп, по сравнению с классической методикой, снизился почти в 8 раз, следует признать, что репродуктивная тренировка не получила широкого распространения в клинической практике. Это, по-видимому, обусловлено как сложностью освоения методики начинающими специалистами, так и многочисленными нюансами техники ее проведения. В связи с отмеченными недостатками нами разработана комплексная методика психофизиологической и личностной саморегуляции, включающая обучающий курс аутогенной тренировки, специальные методы индивидуальной психотерапии и психокоррекции, а также специальные (прикладные) методы психогигиенической саморегуляции, реализуемые на основе аутогенной тренировки. Основное внимание при отборе и разработке упражнений комплексной методики, наряду с учетом факторов терапевтической эффективности, было уделено простоте и доступности используемых приемов для широкого круга врачей, нейрофизиологов и психологов (см. гл. 5).

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чусов И. С.

Проблема бесплодия в нашей стране в последние годы приобрела особую значимость. Женщины, страда-ющие бесплодием , испытывают длительный психологический стресс. Психологическое состояние, обусловленное беспло-дием, влияет в свою очередь, на результаты лечения бесплодия . Важно корректировать эмоциональные и сексуальные нарушения уже в начале лечения. Для психологической коррекции эмоционального состояния женщин могут быть исполь-зованы методы психической саморегуляции . Нами проведено исследование влияния аутогенной тренировки на эмоцио-нальное состояние женщин с бесплодием .

Читайте также:  На приеме у гинеколога по бесплодию

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чусов И. С.

AUTOGENIC TRAINING IN CORRECTION OF THE EMOTIONAL STATE OF WOMEN WITH INFERTILITY

The problem of barreness in our country in recent years has got the special importance. The women, suffering bar-reness, test long psychological stress. The psychological condition caused by barreness , influences in turn, results of treatment of bar-reness. It is important to correct emotional and sexual infringements already in the beginning of treatment. For psychological correc-tion of an emotional condition of women methods of mental self-control can be used. By us it is carried out research of influence autogenic trainings on an emotional status of women with barreness .

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА В КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН С БЕСПЛОДИЕМ И. С. Чусов

Бюджетное Учреждение Здравоохранения Омской области

Аннотация. Проблема бесплодия в нашей стране в последние годы приобрела особую значимость. Женщины, страдающие бесплодием, испытывают длительный психологический стресс. Психологическое состояние, обусловленное бесплодием, влияет в свою очередь, на результаты лечения бесплодия. Важно корректировать эмоциональные и сексуальные нарушения уже в начале лечения. Для психологической коррекции эмоционального состояния женщин могут быть использованы методы психической саморегуляции. Нами проведено исследование влияния аутогенной тренировки на эмоциональное состояние женщин с бесплодием.

Ключевые слова. Бесплодие, психическая саморегуляция, аутогенная тренировка, коррекция эмоционального состояния.

AUTOGENIC TRAINING IN CORRECTION OF THE EMOTIONAL STATE OF WOMEN WITH INFERTILITY Chusov I.S.

Resume. The problem of barreness in our country in recent years has got the special importance. The women, suffering bar-reness, test long psychological stress. The psychological condition caused by barreness, influences in turn, results of treatment of bar-reness. It is important to correct emotional and sexual infringements already in the beginning of treatment. For psychological correction of an emotional condition of women methods of mental self-control can be used. By us it is carried out research of influence autogenic trainings on an emotional status of women with barreness.

Keywords. Barreness, mental self-control, autogenic training, correction of the emotional status.

Актуальность проблемы. Проблема бесплодия в нашей стране в последние годы приобретает особую медицинскую и социальную значимость. По мнению Л.В. Анохина и соавт. (1998) социально-психологическое неблагополучие проявляется снижением интереса к происходящим событиям и частым развитием комплекса неполноценности. Для лиц, страдающих бесплодием характерны душевные личные переживания, снижение общей активности и работоспособности. При бесплодии в браке могут наблюдаться огрубление нравов, антисоциальное поведение супругов (внебрачные связи, алкоголизм), усугубление эгоистических черт характера, нарушение психоэмоциональной сферы и сексуальные расстройства у супругов [1].

Среди женщин, страдающих бесплодием, отмечается повышенная невротизация, чувство вины, тревога, раздражительность, плохое настроение. Бесплодный брак, в первую очередь, фрустрирует потребность человека в любви и продолжении рода. При этом усиливается и потребность человека в заботе о ребенке и ответственность за его воспитание. Наблюдаемый при бесплодии длительный психологический стресс может не только усугублять имеющиеся нарушения в репродуктивной системе, но и приводить к возникновению или утяжелению сопутствующих экстрагенитальных заболеваний, в особенности сердечнососудистых и об-менноэндокринных. Длительное бесплодие создает большую нервно-психическую напряженность, что часто приводит к разводам.

До 70 % бесплодных браков расторгается. Усугубляется неблагоприятная демографическая ситуация в стране в целом.

В последние годы интерес к проблеме психологических факторов при бесплодии возрос. Влияние психологического состояния, обусловленного бесплодием, на результат лечения признается практически всеми исследователями. Эмоциональная реакция на бесплодие независимо от того женское оно или мужское, сильнее выражена у женщин. Специальных психотерапевтических методов при лечении бесплодия не существует, а имеющиеся данные в основном касаются проблемы коррекции психических нарушений, вторичных по отношению к бесплодию. Отмечено, что благодаря чуткому и внимательному отношению к психологическому состоянию пациентов, беременность может наступить уже в начале обследования и лечения, и объясняется плацебо-эффектом. Признано влияние вторичных эмоциональных нарушений, возникающих в результате длительного бесплодия, на эффективность лечения и необходимость их коррекции. Т.А. Федорова (1986) подчеркивает надобность коррекции эмоциональных и сексуальных нарушений в начале лечения, так как они могут являться одним из факторов бесплодия [2]. В психологической коррекции эмоционального состояния женщин свое достойное место могут занять методы психической саморегуляции и, в частности, аутогенная тренировка.

Цель исследования. Изучение влияния аутогенной тренировки на эмоциональное состояние женщин.

Объект исследования. Эмоциональное состояние 60 женщин первого периода среднего возраста с бесплодием.

Предмет исследования. Аутогенная тренировка и ее роль в коррекции эмоционального состояния женщин.

Успокоение, снятие эмоционального напряжения и тревоги и восстановление обеспечивается постепенным формированием у человека способности произвольно вызывать у себя релаксационное состояние и использованием самовнушения. Немаловажно и то, что аутогенная тренировка как активный метод психотерапии и психопрофилактики способствует формированию активного отношения пациентов к процессу лечения. Для исследования психических эмоциональных состояний

Результаты и их обсуждение

На первом этапе программы исследования был проведен первичный констатирующий эксперимент. Со всеми участниками эксперимента проведен инструктаж по работе с тестами. Тестирование проводилось при нормальном уровне освещенности и температурном режиме, без постороннего шума, как в индивидуальном, так и в групповом режиме. Проведен количественный анализ полученных данных контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний — 13 человек (43,33%), низкий — 8 человек (26,66%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку был у 8 человек (26,66%), средний — у 14 человек (46,66%), низкий — у 8 человек (26,66%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 10 человек (33,33%), средний — 13 человек (43,33 %), низкий — 7 человек (23,33%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку определен у 7 человек (23,33%), средний — у 13 человек (43,33%), низкий — у 10 человек (33,33%). В контрольной группе высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний — 12 человек (40%), низкий — 9 человек (30%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 8 человек (26,7%), средний — у 13 чел. (43,3%), низкий — у 9 чел. (30%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку определен у 9 человек (30 %), средний уровень — у 14 человек (46,7%), низкий уровень — у 7 человек (23,3%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку определен у 8 человек (26,7%), средний уровень у 12 человек (40%), низкий уровень у 10 человек (33,3%). Испытуемые обеих групп, показавшие высокий уровень личностной тревожности по Ч. Спил-бергеру, так же показали высокий уровень тревожности по Г. Айзенку. При этом выявлено, что у лиц с высокой тревожностью высокими являются показатели по шкалам фрустрации и агрессивности.

Читайте также:  Британские ученые доказали что сыроедение приводит к бесплодию

Качественный анализ результатов. Для

оценки статистической значимости разности показателей экспериментальной и контрольной групп констатирующего эксперимента использовались методы математической обработки статистических данных, в частности, использовался t-критерий Стьюдента — метод статистической проверки гипотез (статистических критериев), основанных на сравнениях с распределением Стьюдента. Наиболее частые случаи применения t-критерия связаны с проверкой равенства средних значений в двух выборках. Расчеты производились при помощи вложенного пакета статистической обработки данных программного пакета Microsoft Excel 9.0. Критерий Стьюдента определил как статистически незначимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп по шкале личностной тревожности Спилбергера, шкалам тревожности, фрустрации и агрессивности Айзенка в констатирующем эксперименте, т. е. группы признаются эквивалентными.

На втором этапе участникам экспериментальной группы было предложено проведение 20 занятий по аутогенной тренировке с использованием методики М.С. Лебединского и Т.Л. Бортник (модифицированная методика Шульца, позволяющая сократить срок лечения до 20 дней) и Г.С. Беляева (модифицированная методика, рассчитанная на коллективно-индивидуальный метод). Участникам контрольной группы занятия по аутогенной тренировке не предлагались. Занятия аутогенной тренировкой проводились ежедневно в течение часа. Участники получали задания повторять упражнения самостоятельно дважды в день с целью закрепления навыков АТ.

На третьем этапе проведено контрольное исследование экспериментальной группы после проведенной аутогенной тренировки: высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спил-бергеру) показало 3 человека (10%), средний -11 человек (36,7%), низкий уровень — 16 человек (53,3%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 2 человек (6,7%), средний — у 13 человек (43,3%), низкий — у 15 человек (50%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 2 человека (6,7 %), средний — 11 человек (36,7 %), низкий — 17 человек (56,6%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку выявлен у 3 человек (10%), средний — у 7 человек (23,3%), низкий — у 20 человек (66.7%). Исследование показало уменьшение количества испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности как по Ч. Спилбергеру, так и по Г. Айзенку. При этом количество испытуемых с высоким уровнем фрустрации и агрессивности также уменьшилось. В то же самое время значительно увеличилось количество испытуемых, показавших низкий уровень тревожности по обоим тестам, а также низкий уровень

фрустрации и агрессивности. Количество испытуемых со средним уровнем личностной тревожности по обоим тестам, а также со средним уровнем фрустрации и агрессивности несколько уменьшилось. Исследование контрольной группы на третьем этапе: высокий уровень личностной тревожности (по Ч. Спилбергеру) показало 9 человек (30%), средний -12 человек (40%), низкий — 9 человек (30%). Высокий уровень личностной тревожности по Г. Айзенку выявлен у 8 человек (26,66%), средний — у 13 человек (43,33%), низкий — у 9 человек (30%). Высокий уровень фрустрации по Г. Айзенку показали 9 человек (30 %), средний — 14 человек (46,66 %), низкий — 7 человек (23,33%). Высокий уровень агрессивности по Г. Айзенку обнаружили 8 человек (26,66%), средний — 12 человек (40%), низкий — 10 человек (33,33%). Исследование контрольной группы показало, что уровень личностной тревожности по тестам Ч. Спилбер-гера и Г. Айзенка, а также уровень фрустрации и агрессивности у участников эксперимента остался прежним.

Количественный анализ результатов. Критерий Стьюдента определил как статистически значимые различия между показателями экспериментальной и контрольной групп в последнем исследовании формирующего эксперимента по высокому и низкому уровню тревожности шкалы личностной тревожности Спилбергера и шкалы Айзенка, а также высокому и низкому уровню фрустрации и агрессивности шкалы Айзенка. Различия между показателями по среднему уровню тревожности шкалы Спилбергера и по среднему уровню агрессивности шкалы Айзенка находятся в зоне неопределенности. Различия между показателями по среднему уровню тревожности шкалы Айзенка и среднему уровню фрустрации являются статистически незначимыми.

Обнаруженные различия свидетельствуют о достоверном (статистически значимом) сни-

жении высокого уровня личностной тревожности, фрустрации и агрессивности после применения аутогенной тренировки. Увеличение низкого уровня тревожности, агрессивности и фрустрации не следует понимать как отрицательный результат действия аутогенной тренировки, поскольку аутогенная тренировка направлена на нормализацию эмоционального уровня личности. Личность может находиться на завышенном эмоциональном уровне, что говорит о необходимости понижения этого уровня. Но эмоциональный уровень может быть и снижен, т.е. торможение реакций, слабая восприимчивость, замкнутость и прочее. В этом случае аутогенная тренировка способствует поднятию ослабленного уровня эмоционального состояния и доведение его до среднего, нормального для этой личности состояния. Нормализующее влияние аутогенной тренировки подтверждается незначимыми изменениями среднего уровня тревожности, фрустрации и агрессии.

1. Анохин Л.В. Бесплодие в браке / Л.В.Анохин, О.Е. Коновалов Рязань, 1995. — 128 с.

3. Теория и практика аутогенной тренировки / Под. ред. В.С.Лобзина.-М.: Медицина, 1980.- 165с.

Читайте также:  Гиперплазия коры надпочечников у женщин и бесплодие

4. Психология личности. Тесты, опросники, методики /Авт. составители Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова.-М.: Геликон, 1995. — 236 с.

5. Катыгин, Ю.А., Умнов, В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками / Ю.А. Катыгин, В.П. Умнов // Психофизиология. — Л, 1979, С.46-49

Аутогенная тренировка: что это

Основные позы для тренировок

Аутогенные тренировки разделяются на две ступени – низшую и высшую:

Упражнения для аутогенных тренировок

Аутогенные тренировки представляют собой комплекс формул для самовнушения, которые необходимо повторять при выполнении того или иного упражнения.

Разработано шесть стандартных формул:

В дальнейшем ощущение тяжести вызывается в другой руке, в обеих руках, в ногах, в руках и ногах и, наконец, во всём теле. Цель упражнения – сформировать способность легко и быстро вызывать ощущение тяжести во всём теле. После этого переходят к другому упражнению.

Овладение сердечным ритмом. Для этого упражнения необходимо научиться мысленно считать удары сердца (пульс). Сначала данное упражнение выполняется в положении лёжа на спине, при этом правая рука должна лежать в области сердца или лучевой артерии. Чтобы рука при этом не напрягалась, под локоть нужно что-то подложить – например, подушку. Расположившись таким образом, необходимо сперва вызвать ощущение тяжести и тепла во всём теле.

Упражнение считается полностью освоенным, когда появляется способность в той или иной степени изменять ритм своего сердца.

Каждое новое упражнение осваивается в течение двух недель по два или три раза в день. Получается, что на освоение всего комплекса отводится 12 недель (примерно три месяца). Ещё выходит, что самое первое упражнение выполняется в течение всех двенадцати недель, второе – в течение трёх недель, а шестое – всего две недели. Длительность каждой тренировки – не менее двух минут.

Упражнения низшей ступени приводят мозг в состояние пониженной активности. Электроэнцефалограмма мозга тренирующегося показывает, что его состояние находится в промежуточной стадии между бодрствованием и сном. Само по себе это состояние близко к тому, что наблюдается при первой стадии гипнотического сна.

Методика выхода из аутогенного состояния

Аутогенным состоянием в широком смысле называют естественное состояние расслабленности, задумчивости, созерцания. Оно возникает, когда человек находится в тихом месте, сосредоточивается на чём-либо и в других подобных ситуациях. В подобной обстановке необходимо проводить и аутогенные тренировки.

  • Необходимо перестать выполнять текущее задание и сконцентрироваться на том, что вы хорошо отдохнули и скоро выйдете из аутогенного состояния.
  • Нужно, не меняя общей позы, медленно сжать руки в кулак, почувствовать силу во всём теле.
  • Не разжимая кулаки, следует вытянуть руки в сторону коленей.
  • Дождаться окончания выдоха и на следующем вдохе поднять руки и лицо вверх, выгнуть спину.
  • Подождать одну или две секунды, а затем резко выдохнуть через рот, разжать кулаки и открыть глаза. После этого можно спокойно опустить руки.

Если человек имеет повышенное артериальное давление, то при выходе из аутогенного состояния он должен концентрироваться на спокойной, умиротворяющей энергии, полученной за время занятия. Если же артериальное давление понижено, то следует концентрироваться на силе и бодрости.

Важно, чтобы все шаги выхода из аутогенного состояния производились правильно. Ошибочное выполнение выхода приведёт к противоположному результату по сравнению с ожидаемым: состояние будет разбитым, вялым, долго будет ощущаться усталость.

Стадии аутогенного состояния

Аутогенное состояние – особый тип сознания и особая форма активности. При этом сознание направляется с внешнего мира на внутренний. Для достижения аутогенного состояния необходимо расположиться в подходящей обстановке: тихое место, отсутствие раздражающих факторов, расслабленная поза, пассивная концентрация внимания, при которой нет стремления достичь конкретного результата.

Аутогенное состояние может быть представлено в двух стадиях:

  • При пассивной стадии усиливается расслабление, спокойствие, равнодушие к окружающему миру, замедляется мыслительный процесс, при этом сохраняется осознание происходящего вокруг.
  • При активной стадии усиливается осознание. Занимающийся тренировкой обретает обострённое ощущение происходящего с ним. При этом логическое мышление прекращается, человек не осознаёт, что происходит во внешнем мире, полностью погружаясь в мир внутренний. Возможно наличие ярких переживаний, таких как зрительные образы, внезапные чёткие мысли, ощущение внутренней свободы и раскованности.

Аутогенная медитация: высшая ступень тренировки

Без этого переходить на высшую стадию не следует:

Любопытно, что упражнения высшей ступени Шульц считал наиболее важными и основными во всём комплексе, однако они не нашли широкого применения и большой популярности; с другой стороны, массовое признание получили упражнения низшей ступени, которым Шульц не придавал особой ценности и считал их лишь подготовкой к основным упражнениям.

Противопоказания аутогенных тренировок

Аутогенные тренировки, таким образом, являются мощным средством душевного излечения, нормализации психической жизни, достижения абсолютной внутренней гармонии. Однако это не значит, что заниматься подобной практикой могут буквально все желающие. Аутогенные тренировки противопоказаны людям, страдающим острыми вегетативным кризами, паническими атаками, имеющим состояние неясного сознания, страдающих бредом.

Несмотря на свою направленность на излечение нервных и психических расстройств, аутогенные тренировки не показали особых положительных результатов при лечении ипохондрических синдромов, истерии, психастении. Невроз навязчивых состояний тоже не лечится с помощью этого метода.

Любопытно, что аутогенные тренировки успешно устраняют заболевания, которые, казалось бы, не связаны с высшей нервной деятельностью: запоры, стенокардия, расстройства пищеварения, даже язвенная болезнь желудка. Это связано с тем, что регулированием работы указанных внутренних органов тоже занимается вегетативная нервная система, и над этим можно обрести сознательный контроль.

Определённые ограничения существуют для людей, слабо подготовленных к таким душевным испытаниям. Например, особо впечатлительные люди могут не выполнять некоторые из упражнений, которые отличаются трудоёмкостью и яркостью переживаний.

Читайте также:
Adblock
detector