40 дней поста при бесплодии

40 дней поста при бесплодии

Дети, зачатые в пост: что будет, если ребенок был зачат в пост? Повлияет ли это как-то на его судьбу? Если планируется беременность, стоит ли это делать во время поста? С чем на самом деле связано представление о том, что зачатие в пост нежелательно? Всплеск обсуждения этой темы можно наблюдать каждый год в дни Великого поста на материнских форумах в интернете и в личных обсуждениях. И, как правило, за советом в этом вопросе идут к знакомой “бабушке” или ищут ответ среди сомнительных источников в Сети. Мы же решили задать этот вопрос нескольким священникам.

Протоиерей Алексий Спасский, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия. Ответственный за храм иконы Божией Матери «Милующая» при Морозовской детской больнице, г. Москва

Интимная сторона жизни, глубоко личная для супругов, — не самая главная в нашей христианской жизни. У всех людей есть еще и интеллектуальная жизнь, эмоциональная, социальная. Но важнее всего для православных — делать людям добро, быть соработником Богу, невзирая на свое несовершенство.

Говорить о рождении больного ребенка, если он зачат в пост, неправильно. Очевидно, это очередная “страшилка”, которой вообще не место в Церкви. Тем более что это совершенно не так: есть дети больные, зачатые не в пост, и наоборот. Примеров из жизни о судьбе детей, зачатых в пост, у меня, священника, нет, так как я не касаюсь интимной жизни своих прихожан, живущих в браке. “К свободе призваны вы, братия, но чтобы свобода не была поводом для угождения плоти”, пишет апостол Павел. Вот и надо находить золотую середину.

Новая жизнь и рождение — это в любом случае дар Божий. Просто некоторые люди хотят за Бога все решать: что грех, а что не грех, и какое “возмездие” уже при жизни ждет за “нарушение”. Живут еще в Ветхом Завете, а Христос дал нам свободу. Но многие почему-то ищут для себя новых правил и ограничений и охотно порабощаются ими.

Пойти на аборт, если ребенок зачат в пост — это совершенно немыслимо. Если к аборту толкают слова о том, что ребенок, зачатый в пост, будет больным, то сказавший это несет ответственность за все эти убийства нерожденных детей. Тем, кто решается на аборт, очень важно услышать: новая жизнь — это дар Божий и самое ценное и важное, что у вас есть.

Иерей Михаил Сенин, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы с. Поливаново, г. Москва

У православных верующих людей существует благочестивая традиция воздерживаться в пост, по мере возможности, от супружеский отношений. Именно поэтому, как следствие уже, возникло представление о том, что детей не зачинают в пост. Само по себе зачатие не есть грех. Человек может творить новую жизнь – в этом наш образ и подобие Божие. По слову апостола Павла муж и жена подобно Христу и Церкви – союз любви. Секс между мужем и женой это не только слияние тел, но и душ, и никак не может быть грехом.

Не всякий муж или жена способны воздерживаться в великий пост от интимных отношений ради упражнения в воздержании. Должно это быть по обоюдному согласию, иначе один из супругов будет мечтать о сексе и посеет в своем сердце блудные помыслы. А Христос, как мы помним из Евангелия, говорит о том, что уже сама блудная мысль является грехом. Если один или оба супруга не готовы воздерживаться от секса в пост – и не надо. Апостол Павел говорит в 1 послании к Коринфянам (глава 7я, стих 4): “жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена”. И далее стих 7, 8 и 9: “Желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться!”

О судьбе же детей, зачатых в великий пост, нельзя судить только по факту даты их зачатия! Это неверное представление, которому не место в Церкви.

В чем заключается наша вера? Мы знаем, что Бог не садист! Бог есть Любовь! Как можно тогда утверждать, что зачатых в пост детей Он наказывает? “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него” Ин.3:16

Считаю, что священник не имеет права вторгаться в интимную область супружеских отношений, как и вопрос деторождения. Это должно касаться только мужа и жены.

Лучше воздерживайтесь от дурных действий, слов и мыслей, делайте добро, радуйте людей. Молитесь почаще, думайте о Боге и своих отношениях с ним. Это и есть самое главное в посте. А диета, воздержание – только помощь к этому. Это важное и полезное средство для достижения главной цели поста, но не сама цель.

Великий пост – это в первую очередь молитва и покаяние, подготовка к празднуемому событию Воскресения Христова. К сожалению, для большинства крещеных во Христа, Пасха и некоторые другие церковные праздники пока остаются лишь кулинарными событиями (куличи, яйца и прочее), а не “Праздников Праздник и Торжество из Торжеств!” А Церковь как мать призывает своих детей к духовному росту во время великого поста, учит нас искоренять в себе привязанность ко греху, бороться с гордостью, самолюбием, завистью, осуждением, ограничивать чревоугодие, развлечения и прочее ради того, чтобы мы оказались готовы встретить Пасху, как самое главное событие в жизни.

Наша судьба – и как следствие судьба детей до определенного возраста – в наших руках. Евангелие говорит нам: ищите прежде Царствие Божие, а всё остальное приложится. Мы не выбираем пол и родителей, а вот всё прочее зависит от собственных решений о том, как жить, куда и каким путем идти. Любому человеку или ребенку, зачатому в пост или нет, Бог дает свободу и призывает к спасению.

Иерей Николай Петров, клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при первой градской больнице, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия и Свято-Димитриевской общеобразовательной школы, г. Москва

Специально зачинать ребенка именно в пост, конечно, не надо. Хотя супружеский пост, воздержание — это дело двустороннее и бывают исключения, зависящие от ситуации. Вопрос в другом: когда появится ребенок, начнется новая жизнь, никто гарантировать не может. И планировать на 100%, несмотря на все технологии, невозможно. Это не то место, где человек решает. Зарождение новой жизни в руках Бога. Он Творец и Сам решает, когда и кому родиться: кто-то умирает в утробе, кто-то от болезни, кого-то родители ждут годами.

Новая личность, созданная Богом, за которую Он пострадал на Кресте, это дело воли Божьей. Как бы ни участвовали в этом люди, греховным образом, нарушая пост, заповеди, но ребенок — это создание Божие и его появление на свет не может быть грехом. Мы знаем историю Ветхого Завета: в родословной Спасителя было много детей, рожденных не в семье, и тем не менее они стали даже предками Спасителя по плоти. Никакого греха самого ребенка нет, но родители, конечно, несут собственную меру ответственности за свои поступки. Важно помнить о покаянии, которое всегда может очистить любой грех. Оно всегда доступно, но не так легко и просто (“согрешил-покаялся”), как может показаться тем, кто никогда не просил прощения у Бога.

Читайте также:  Может ли щитовидная железа быть причиной бесплодия

Господь не стоит с лупой и не рассматривает грехи людей. Но многие ошибочно полагают, что Он карает сразу и в том же деле, в котором человек согрешил, смотрят на Него и боятся, словно издалека. Но это неверно. Если бы так было на самом деле, и мы получали “по заслугам”, нас бы давно уже не было на свете или болели бы, мучились в страшных муках. Какие еще кары небесные можно представить за все нарушения, которые мы допускаем, живя не по заповедям, не слушаясь Бога? Но посмотрите, что происходит с другими грехами. Если человек ворует (а сколько у нас людей ворует??), он разве тут же пойман и посажен в тюрьму?

То, что грех родителей непременно отразится на ребенке, совершенно не обязательно. Ребенок — отдельная личность, Бог дал ему жизнь, Он о нем и позаботится. Поэтому считать, что все дальше будет плохо, раз жизнь началась вне брака или в пост, совершенно неправильно. С ребенком ничего не случится, а если родители покаются, то вообще все будет хорошо. Если же они намеренно грешат, нарушают заповедь (в этом или любом другом), специально, как вызов Богу, чтобы этим что-то доказать, то это уже серьезно и может иметь последствия. Когда нарушение воздержания в пост происходит по слабости человеческой, думаю, не надо бояться того, что дети будут в чем-то ущемлены. Наоборот, можно подвигом преодоления трудностей, своего страха, доносить и родить младенца. Господь за это доверие простит и последствий тяжких не будет.

Конечно, пост лучше стараться соблюдать и воздержание не нарушать, все делать в свое время. Понимая при этом, что вопрос этот не имеет отношение к детям и их судьбе. Но если по каким-то причинам не получилось, то бояться последствий не стоит, нужно довериться Богу, как Отцу, прийти к Нему и просить прощения.

Иногда, страх рождения “ненормального” ребенка, если он был зачат в пост, доводит до совершенно абсурдных мыслей, вплоть до аборта. Что можно ответить на это?


Протоиерей Димитрий Струев, настоятель храма иконы Божией Матери “Взыскание погибших”, руководитель православного молодежного центра “Экклезиаст”, отец 10 детей, г.Липецк

Идея сделать аборт “от греха подальше”, если ребенок был зачат в Великий или любой другой пост, не имеет никакого отношения к православной вере! С убийством детей и их последствиями мы, священники, сталкиваемся чаще всего как раз на примере людей, которые в то время, когда принимали решение сделать аборт, к Церкви никакого отношения не имели, и к осознанию греха и к покаянию пришли позже. Причем многие именно через болезни и скорби.

Несколько лет назад со мной произошел такой случай. Ко мне подошла молодая женщина, хотя все уже решила безоговорочно. Беременную интересовал только один вопрос: что ей делать после аборта, «какие молитвы надо будет прочитать”. Потом. «Чтобы скостилось». Говорили долго, и мне казалось, что все бесполезно и безнадежно. Прощаясь, она сказала: «я тебе потом позвоню, скажу, что решила». Я ответил: «Даже и не звони! Я тебе все сказал, добавить мне будет нечего. Делай, как знаешь». Она и не звонила. Я, конечно, поминал ее на службах. Но скорее автоматически, боясь даже надеяться на что-то хорошее.

А через полгода мы случайно встретились на улице. Смотрю — живот выпирает. Слава Тебе, Господи. Не хочу записывать себе в заслугу изменения, произошедшие в сознании этой барышни. То, что сказал ей я, сказал бы и любой другой священник или просто верующий человек. Просто Господь их помиловал — ее, ее ребенка. И мужа. Потом, на крещении младенца, при взгляде на него сердце сжималось от мысли о том, что его должны были убить.

Людей, которые исповедуются, в чьи личные проблемы и сложные ситуации приходится вникать, перед каждым священником проходят сотни и сотни. И мы поневоле обращаем внимание на некие закономерности в их судьбах. Я не очень люблю пугать расплатой, особенно адскими муками. Нельзя по-настоящему придти ко Христу из страха перед посмертными сковородками. Но то, из-за чего (страх родить больного ребенка или его несчастной судьбы) или ради чего (карьера, учеба, нарушение планов) люди идут на убийство собственных детей, зачастую идет прахом, и эта страшная цена оказывается заплаченной непонятно за что.

Многие из Вас уже знают о том, что духовник нашего сайта, священник Димитрий Синявин преподает благословение желающим – на чтение домашнего сорокоуста. Сотрудники нашего сайта также участвуют в некоторых сорокадневных молитвенных правилах, читая выбранные акафисты в течении 40-дней. И получают помощь свыше!

«Добрый день! Хочу поделиться историей чуда, которое случилось в нашей семье.

Так вот у нас с мужем была дочка, родила ее в 2012 году. Кстати беременность наступила сразу на следующий месяц после того, как муж приложился к Поясу Пресвятой Богородицы (его привозили тогда в Москву), а мне привез освященный поясок, до этого у нас ничего не получалось и мы безуспешно лечились у врача. Дочку родила путем экстренного кесарева сечения, поэтому планировать новую беременность запретили на 2-3 года. Мы через 2 года перестали предохраняться, и беременность наступила сразу, но увы продлилась недолго – случилась замершая. Было море слез, очень переживала, вот тут и начался мой путь к Богу.

Стала посещать Храм, регулярно Причащать дочку и сама тоже стала приобщаться к Таинствам. Через год я снова забеременела, на этот раз я была уверена, что будет все в порядке, я смогу родить этого ребенка, но Господь снова распорядился так, что вновь моя беременность замерла. Но во второй раз мне было легче, я знала, что эта боль и страдания меня очищают, лечат меня. Перед чисткой я зашла в Храм, вдоволь наревелась и попросила Господа, чтобы мне было как можно легче перенести все испытания, молилась Пресвятой Богородице. После второй потери, я стала еще ближе к Церкви, еще усердней молится и еще чаще приступать к Таинствам. Нашла молитву, которую читают матери за не рожденных младенцем, и читала ее каждый день. Молилась так же и о даровании нам возможности родить здорового ребенка.

Время шло, у меня по-женски стало развиваться заболевание, которое приводит к бесплодию. Муж тоже обследовался и у него было не все так хорошо. Одним словом шансов на успешное зачатие было очень мало, врачи разводили руками, предлагали дорогостоящее лечение. В тот момент прошел еще год, после последней потери. Беременность не наступала. Я нашла на вашем сайте информацию о силе домашнего сорокоуста, решила, что обязательно буду читать. Я зацепилась за это, как за последнюю надежду, что прочитаю и успокоюсь. Пусть будет во всем воля Божья. Если даст Бог нам дитя, будем очень благодарны, а не даст, то буду благодарить всегда за дочку, которую нам Он уже подарил! Написала на сайт, чтобы Отец Димитрий дал благословение.

Тем временем мы семьей решили съездить в Задонск, я ни разу там не была. Поездка была удивительной во всех смыслах. Мы уехали туда втроем, а вернулись вчетвером. Там нам монахиня подарила котенка, дочка очень просила нас давно, но мы с мужем не решались брать. А тут просто не было возможности отказаться. Я ее поблагодарила со словами, что раз уж Господь не дает дочке сестричку, которую она так просит, то пусть хоть пушистая подружка у нее будет. На что Мать Л… (не буду указывать имя, вдруг нельзя этого делать),сказала: “Доброе дело делаете, котеночка в семью берете! Обязательно родишь, родишь девочку!” Спросила наши с мужем имена и попрощалась с нами.

Читайте также:  Мужское бесплодие от травмы яичек

Всю беременность читала акафист Божьей Матери “Феодоровская” о благополучной беременности и родах в срок. А за месяц до родов стала читать акафист Божьей Матери “В родах помощница”, просила чтобы операция кесарева сечения прошла успешно и по возможности, чтобы было экстренное кесарево сечение (хотелось чтобы Господь даровал малышу самому выбрать время появления на свет, когда он готов, а не когда определят врачи). Слава Богу так и произошло, случилось экстренное кесарево сечение и операция прошла успешно, врачи были все хорошие!

Слава Богу за все! За все благодарна Богу. Теперь я понимаю для чего Господь посылает страдания, если бы я тогда не потеряла двух малышей, возможно я до сих пор была бы вне Церкви, не водила бы и свою старшую к Причастию, не приучала бы ее жить во Христе. Все что посылает нам Господь делается для чего-то!

После окончания развеселой Масленицы для православных христиан наступает Великий пост, строгие правила которого помогают верующим очиститься душевно и телесно, чтобы быть готовыми встретить воскресшего Христа. Великий пост, самый длительный и строгий в христианстве, предваряет главный праздник христиан — Светлую Пасху Христову (Светлое Христово Воскресение).

Когда в 2020 году начинается и заканчивается Великий пост

Даты начала и окончания Великого поста зависят от времени наступления Пасхи, которая для христиан, живущих по юлианскому календарю (которого придерживается и Русская православная церковь), в 2020 году наступает 19 апреля.

Великий пост длится 49 дней (шесть седмиц и Страстная седмица), поэтому его начало в 2020 году приходится на понедельник, 2 марта. Окончание Великого поста — в субботу, 18 апреля, в канун Пасхи.

История Великого поста

Очищение себя посредством поста, чтобы быть достойным радости наступления Пасхи, — это основной смысл ограничений, которые сознательно и добровольно накладывают на себя верующие. Но сам весенний пост имеет очень древние, еще дохристианские корни. Ограничение на употребление мяса в голодное весеннее время было основой выживания земледельческих народов, строгие табу помогали сохранить стада, а значит, выжить. Такие ограничения были приняты среди славян, поэтому христианская идея строгого Великого поста оказалась близка и понятна жителям Руси.

Правила и запреты Великого поста

Правила Великого поста предусматривают, в первую очередь, духовную подготовку к Пасхе. Это касается не только ограничений в питании, но и строгости в соблюдении моральных норм. Неотъемлемая часть поста — молитвы, дела милосердия, отказ от веселья и развлечений, отказ от злых мыслей и слов, а также от всего, что нарушает подготовку верующего к главному христианскому празднику.

Запреты Великого поста — продолжение правил и предписаний. Верующие на все время поста полностью отказываются от мясных и молочных блюд, а также яиц, и серьезно ограничивают себя в других продуктах. Супругам рекомендован отказ от физической близости. Порицаются мирские развлечения, к которым можно отнести бездумное проведение времени в Интернете, походы в кино и театр на комедии и т. д.

Разрешено посещение концертов духовной музыки, чтение богоугодных книг, использование Интернета для работы или для благих дел.

Что можно есть

Помимо запрета на мясное, молочное и яйца, в Великий пост есть и другие пищевые ограничения. Не рекомендуется есть то, что, будучи формально постным, имитирует запрещенные продукты, поскольку это извращает смысл поста как добровольного и сознательного самоограничения.

В Великий пост под запретом также рыба, ее можно есть всего три раза за все 49 великопостных дней. Это праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, а также Лазарева суббота (в этот день принято есть рыбную икру, но рыба и морепродукты также разрешены) и Вербное воскресенье (11 и 12 апреля). В эти три дня взрослым верующим разрешено выпить немного вина.

Календарь питания в Великий пост

Календарь питания по дням в Великий пост 2020 года представлен в инфографике Федерального агентства новостей.

Самыми строгими являются первая и Страстная недели Великого поста. В первую неделю поста в понедельник рекомендован полный отказ от пищи (по самым строгим монастырским правилам такие же ограничения действуют и в первый четверг). В среду и пятницу рекомендовано сухоядение — холодная сырая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешены горячая пища с растительным маслом. По более мягкому варианту поста в субботу и воскресенье разрешено вино, по более строгому — вино разрешается только в воскресенье.

Со второй по шестую недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение; во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино (по более строгим правилам вино можно только в воскресенье).

В Благовещение 7 апреля возможны праздничные послабления: горячая постная пища с растительным маслом, рыба, морепродукты и вино.

В Лазареву субботу (11 апреля) разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыбная икра (рыба и морепродукты) и вино.

В Вербное воскресенье 12 апреля разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.

В Страстную неделю с 13 по 18 апреля пост наиболее строгий. Понедельник и среда — сухоядение; вторник и четверг — горячая пища без масла. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи. В Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла (в более мягком варианте — с растительным маслом).

Пасха наступает в ночь на 19 апреля — с этого момента пост заканчивается и разрешается любая пища.

Великий пост и сексуальная жизнь

Ограничения Великого поста предусматривают отказ венчанных супругов от физической близости, причем запрет действует с начала Мясопустной недели (Масленицы) (в 2020 году это 24 февраля) до окончания Святой недели (первой недели после Пасхи — 26 апреля). Это более двух месяцев воздержания, что для многих супругов, особенно молодых, может оказаться непосильным.

При возникновении связанных с этим вопросов, духовники обычно рекомендуют супругам приходить к подобным решениям совместно, а мир и лад в семье ставить выше буквального соблюдения всех запретов.

При этом напомним — любой невенчанный брак в православии считается блудным сожительством. Так что вопрос о сексуальном воздержании в Великий пост решайте, исходя из соображений здравого смысла.

Кто освобождается от поста

Церковь допускает серьезные послабления во время Великого поста и даже отказ от его соблюдения в том, что касается еды, для детей (особенно маленьких), беременных, пожилых, больных, путешествующих, а также находящихся в местах лишения свободы. Послабления распространяются также на военнослужащих. Верующие получают разрешение на послабления или отказ от поста у своего духовника.

Если в религиозной семье к посту хотят приобщить детей, делать это нужно с осторожностью, не забывая о здоровье и здравом смысле. Врачи считают, что нельзя надолго лишать детей (особенно маленьких) молока и молочных продуктов; что касается мяса, то временный отказ от него для здоровья ребенка не опасен.

Детей лучше нацеливать на соблюдение духовной составляющей поста, а также на добровольный отказ от лакомств и развлечений.

Подготовили Мария Асмус, Анна Данилова, Анна Яночкина.

Мы попросили священников и матушек ответить на некоторые вопросы об индивидуальной мере поста, сегодня мы публикуем ответы протоиереев Александра Ильяшенко, Игоря Пчелинцева, многодетных мам — матушки Инны Викторовны Асмус, Ольги Дмитриевны Гетмановой, матушки Елены Карпенко.

См. также статью протоиерея Димитрия Карпенко Суббота для человека .

— Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Читайте также:  Мифы о бесплодии лечение бесплодия


Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

— А в прежние времена строго постились?

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

— А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

— Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно. Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить — а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

— То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

— Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии.


Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Матушка Инна Викторовна Асмус, мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса


Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь — ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления — вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Матушка Елена Карпенко, мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины — беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.

Читайте также:
Adblock
detector